Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательный процесс имеет диалектический характер.




Развитие образовательного процесса возможно как через разрешение противоречий, так и эволюционным путем - через совершенствование сложившейся образовательной системы. В качестве главного противоречия образовательного процесса выступает противоречие между социальным требованием к образованности человека и его уровнем образования, качеством и типом образования.

Основания для развития образования:

  • новые концепции и модели образования на уровне государства или конкретного региона и отдельных образовательных учреждений;
  • новые государственные образовательные стандарты;
  • нормативно-правовые документы;
  • новые источники, механизмы и формы финансирования;
  • новые системы подготовки и переподготовки специалистов для образовательной сферы.

Развитие образования может быть предметом особых деятельностей, а именно:

  • проектирования и моделирования новых образовательных учреждений;
  • программирования управленческих действий в сфере образования;
  • прогнозирования культурно-исторических и социальных последствий новых образовательных реформ и инноваций в сфере образования;
  • сценирования складывающихся в обществе новых социокультурных ситуаций в содержании образования и воспитания молодого поколения.

Исторический ракурс рассматриваемого социокультурного феномена обнаруживает некоторую общность типов образования в странах Европы и Востока, Азии и Америки.

Первым типом в древних обществах было мифологическое образование, освоение мира в форме сказок, былин, мифов, песен и пр.

Исторически следующим типом было схоластическое образование, для которого характерна культура текста и словесной природы знания о земле и небе, тренировка памяти и воли, овладение грамотой и риторикой, учением о сущности и смысле человеческого существования.

Третий исторический тип образования - просветительский - возник в период возникновения классификатора наук и художеств, в период рождения светского регулярного образования. А с начала XX века в мире наблюдается процесс разнообразия образовательных парадигм, типов и видов образования.

Вид или тип современного образования определяется, прежде всего, типом образовательно-воспитательной системы, в условиях которой человек получает образование и содержательно зависит от качества освоения того набора видов человеческой деятельности, возможно и профессии, которые раскрывают специфику образовательной системы, а также от качества освоения культурных ценностей достижений науки и техники.

В связи с таким пониманием выделяют: домашнее, дошкольное, школьное, специальное и высшее образование.

Как социокультурный феномен, образование подразделяют на виды по следующим основаниям:

  • по типу и качеству освоения научных знаний - биологическое, математическое, физическое, экономическое, филологическое образование и т.д.;
  • по виду доминирующего содержания образования - теоретическое им прикладное, гуманитарное и естественнонаучное и др.;
  • по виду и мастерству освоения человеческой деятельности - музыкальное, художественное, техническое, технологическое, педагогическое, медицинское образование и т.д.;
  • по типу освоения культурных ценностей - классическое образование, художественно-эстетическое образование, религиозное образование и др.;
  • по масштабу освоения культурных ценностей человеческого общества - национальное, отечественное, европейское, международное, глобальное образование и др.;
  • по типу образовательной системы - университетское, академическое, гимназическое образование и др.;
  • по сословному признак у - элитное и массовое образование;
  • по типу преобладания направленности содержания образования - формальное и материальное, научное и элементарное, гуманитарное и естественно - научное; общее, начальное профессиональное и высшее профессиональное образование и т.д.;
  • по уровню образования - начальное, неполное среднее, среднее, неполное высшее, высшее образование.

Гуманизация образования - это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.

Гуманитаризация - это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.

Дифференциация - это ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т.д.

Диверсификация - это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

Стандартизация - это ориентация образовательной системы на реализацию, прежде всего, государственного образовательного стандарта - набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышлению. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темп обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, индивидуально, с помощью компьютера и т.д.) и др.

Многоуровневость - это организация многоэтапного образовательного пpоцесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень - это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью образования. Например, многоуровневая система высшего образования ориентирована на три уровня: первый уровень - общее высшее образование (2 года), второй уровень - базовое высшее образование - бакалавриат (2 года общего образования + 2 года), третий ypовень - полное высшее образование - магистратура (4 года бакалавриата + 2 года магистратуры).

Фундаментализация - усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз.

Информатизация образования связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека. Информатизация образования получила наибольшее распространение во всем мире именно в последнее десятилетие - в связи с доступностью для системы образования и относительной простотой в использовании разных видов современной видео-, аудиотехники и компьютеров.

Индивидуализация - это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

Непрерывность означает не образование, полученное раз и навсегда, на всю жизнь, а процесс постоянного образования - самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.

Развитие новых образовательных технологий привело к появлению нового термина - открытое образование , отражающего еще один аспект этого феномена в современном обществе.

Выделяют следующие черты открытого образования:

  • равноправная возможность получения образования для всех категорий граждан практически без исключения;
  • бесконкурсное поступление в любое учебное заведение открытого типа (возможно, без анализа исходного уровня знаний, без вступительных испытаний; политика "открытых дверей");
  • свобода составления индивидуальной образовательной траектории, программы обучения путем выбора моделей системы учебных курсов;
  • выбор преподавателя (определение того преподавателя, который в наибольшей степени потенциально соответствует потребностям обучаемого);
  • самоопределение времени и темпов обучения, прием студентов в течение всего года; отсутствие фиксированных сроков обучения;
  • свобода в выборе места обучения (студенты могут физически отсутствовать в учебных аудиториях основную часть учебного времени; могут выбрать образовательное учреждение в любой точке страны и мира);
  • переход от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование через всю жизнь";
  • переход от принципа "ученик к знаниям" к принципу "знания к ученику";
  • высокое качество обучения; введение модели опережающего образования как предпосылки адекватного развития и саморазвития индивидуума;
  • конкурентоспособность выпускника на рынке труда;
  • свободное развитие индивидуальности обучающегося;
  • возможность беспрепятственной интеграции с открытыми образовательными системами всех стран мирового сообщества.

Таким образом, сегодня наряду с традиционными проблемами обучения и воспитания молодого поколения перед современным образованием стоят глобальные проблемы - развитие планетарного мышления, воспитание человека, творящего в духе общечеловеческих ценностей и готового цивилизованно решать глобальные экологические, экономические, энергетические, продовольственные и иные задачи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...