Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 1. Философия. Круг её проблем и роль в обществе.




Темы СРС

Вопросы для самоподготовки:

1. Какие вам известны дофилософские системы мировоззрения?

2. Что такое философия?

3. С постановки каких проблем начинается философия? (По аналогии - астрономия начинается с потребностей сельского хозяйства).

4. Какое значение для развития науки имеет поиск древними мыслителями первоначала и первопричины мира?

5. В чем заключается основной вопрос философии?

6. В чем заключается принцип причинности, каузальности (детерминизма), выведенный атомистами?

7. Эволюция взглядов на предмет и функции философии.

8. Какую роль играют всеобщие законы и принципы в системе философских знаний?

9. Как соотносятся философия и частные науки?

10. Единство теории и метода наук.

11. Какую роль играет мировоззрение в развитии научного знания?

12. Роль и место философии в структуре мировоззрения.

13. Роль философии в развитии культуры.

Упражнения и задачи:

1. «Философия есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения». «Это должна быть наука, исследующая первые начала и причины», «...философия составляет своеобразный способ мышления, такой способ мышления, благодаря которому оно становится познанием, и познанием посредством понятий».

«Вся философия подобна как бы дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие из этого ствола - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике... Подобно тому, как плоды собираются не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец». «Философия - «наука о науке» вообще. «Философия учит нас все отыскивать в Я. Впервые через Я входят порядок и гармония в мертвую и бесформенную природу».

· Какое из высказываний соответствует содержанию предмета философии?

· Кому принадлежат эти высказывания? Покажите принципиальное различие позиций философов.

2. Чем объяснить возникновение философии в территориально разобщенных центрах древней цивилизации: Индии, Китае, Греции? Является ли стремление к высшим обобщениям, фундаментальным законом бытия и мышления или это случайность? Является ли шаманизм народов Африки и Крайнего Севера пережитком прошлого или наоборот, опережающим наш (европейский) уровень системным мировоззрением?

3. Взаимовлияние философии и частных наук в период научно-технической революции рубежа XIX-XX в.в. Как отразились новейшие научные открытия XX века на развитии философии? (И.Ньютон, Т.Гоббс, Р.Декарт, Г.Лейбниц, Б. Спиноза, Л.Эйлер, А.Эйнштейн, М.Борн, А.А.Фридман).

4. Ф.Энгельс сформулировал основной вопрос философии: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию». А. Камю писал: «Есть лишь поистине серьезный философский вопрос - вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она того не стоит, - это значит ответить на основополагающий вопрос философии». М. Хайдеггер считает, что во-первых, всякий философский вопрос должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых, всякий философский вопрос должен быть задан так, чтобы спрашивающий тоже вовлекался в него, т.е. тоже подпадал под вопрос.

· Чем объяснить многообразие и разнообразие постановок основного вопроса философии? Не является ли этот хаос в постнеклассической философии условием зарождения нового мировоззрения в 3-м тысячелетии.

· Возможна ли такая ситуация в естественно-математических науках?

5. «Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного; помимо того, что такое философствование само по себе выражает скорее субъективное умонастроение, оно еще и случайно по своему содержанию. Всякое содержание получает оправдание лишь как момент целого, вне же этого оно есть необоснованное предположение или субъективная достоверность».

· Какое значение для осознания сущности философии имеет это высказывание Г. В. Ф. Гегеля?

6. «...каждый имеющий притязание на общее умственное развитие должен в общих чертах знать, что такое философия; несмотря на то, что он сам не участвует в этих исследованиях, он всё же должен знать, что она исследует; и, несмотря на то, что он сам не проникает в ее область, он все же должен знать границы, отделяющие эту область от той, на которой находится он сам, чтобы не бояться опасности, угрожающей со стороны совершенно другого и абсолютно чуждого ему мира тому миру, в котором он находится» (Г. Фихте).

· В чем Вы видите предназначение философии?

· Какую роль играет философия в формировании Вашего мировоззрения и в развитии духовной культуры?

· Какое влияние оказывает философия на формирование Вашего самосознания и Вашей жизненной позиции?

Тестовые задания:

1. Какое из суждений наиболее соответствует сущности философии?

а. «Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой... Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия». (Б. Рассел).

б. «Мудростью (философией) надо признать науку о сущности». (Аристотель).

в. «Нет вообще такой вещи, как некая сущность философии, которую можно выделить и отлить в некотором определении. Определение слова «философия» может иметь только характер конвенции, или соглашения» (К. Поппер).

г. «Основной характер позитивной философии выражается в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение которых до минимума и составляет цель наших усилий» (О.Конт).

д. Диалектика - наука о всеобщей связи (Ф.Энгельс).

е. Философия - «наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления». (ФЭС).

2. Выделите предмет философии:

а. Человек и его место в мире;

б. Природа и ее законы;

в. Общественно-исторические процессы;

г. Универсальные законы и принципы;

д. Мир как целостность, универсум.

3. Выделите объект философии:

а. Культура;

б. Общая теория систем;

в. Универсальные законы и принципы;

г. Мир как целостность, универсум.

4. Как соотносятся философия и мировоззрение?

а. Философия - часть мировоззрения;

б. Мировоззрение - часть философии;

в. Философия - теоретическая основа мировоззрения;

г. Философия есть мировоззрение;

д. Мировоззрение - теоретическая основа философии.

5. Как правильно сказать?

а. Философия - универсальное учение;

б. Философия - учение об универсальном;

в. Философия - универсальный метод правильного мышления.

6. Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» сформулировал основной вопрос философии: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию». Он имеет две стороны:

1. Что первично, материя или сознание /дух/?

2. Познаваем ли мир?

В зависимости от ответа на первую часть вопроса философы разделились на два лагеря – материалистов, признающих первичность материи, и идеалистов признающих первичность духа по отношению к природе. Отношение к проблеме познаваемости мира разделило философов на агностиков частично или полностью отрицающих познаваемость мира, и философов, признающих познаваемость мира.

а. Какое значение имело для развития научного знания разделение философии на материалистическую и идеалистическую?

б. Может ли представитель конкретно-научного знания быть агностиком?

Темы докладов и рефератов:

1. Зачем нужна философия инженеру, юристу, экономисту, филологу, исследователю, каждому человеку?

2. Философия и наука.

3. Проблема метода в философии и в науке.

4. Сущность и типы мировоззрения.

5. Философия и мировоззрение.

6. Философия и религия.

7. Философское содержание проблемы: «Человек есть мера всех вещей».

8. «Философия - самосознание исторически определённой эпохи».

Список литературы

Основная:

1. Спиркин А.Г. Философия [Текст]: учебник: / А.Г. Спиркин.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2012.- 828 c.- (Бакалавр. Базовый курс).

2. Алексеев П. В. История философии [Текст]: учебник/ П. В. Алексеев.- М.: Проспект, 2009.- 240 c.

3. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).

4. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c.

5. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.

 

Дополнительная:

  1. Губин, В.Д. Философия [Текст]: учебник/ Губин, В.Д..- М.: Проспект, 2010.- 336 c.
2. Зекрист, Р. И.. Философия [Текст]: Учебно-методический комплекс для студентов./ Р.И.Зекрист. – Костанай: Костанайский филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2011. - с. 288
3. Канке, А.В. Философия. Учебник для студ. высш. учеб. зав. [Текст]: учебник/ А.В. Канке. М.: Омега Л, 2010.- 343 c.
4. Философия науки. Учебное пособие для магистрантов/ С.А. Лебедев. – М.: ИД Юрайт, 2011.
5. Философия [Текст]: учебник/под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.- 6-е изд., перераб.и доп.- М.: Проспект, 2009.- 672 c.
6. Философия: Учебник для бакалавров/ В.Н.Лавриненко и др.. – 5-е изд., перераб. и доп. – (Бакалавр), (Гриф). – М.: ИД Юрайт, 2012.
7. Философская антропология: Учебное пособие/ П.С. Гуревич. – 2-е изд, стереотип.,9Гриф). – Омега Л, 2012.
8. Шатилов, С.Ф. Проблема человеческой субъективности в философии [Текст]: учебное пособие/ С.Ф. Шатилов. - Костанай: КФ ГОУВПО "ЧелГУ", 2009.- 195 c.
  1. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ Лавриненко, В.Н., Иконникова, Г.И., Ратникова, В.П., Юдин, В.В.; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561 c.
 
  1. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник: / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).
 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...