Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристики организационной структуры (сложность, формализация, централизация).




Характеристики структуры управления:

– сложность (количество отделов, групп, подразделений, специалистов, уровней иерархии)

– формализация (уровень стандартизации работ внутри организации)

– централизация (степень концентрации принятия решений на высшем уровне управления организацией)

Базовые элементы структуры организации по Г. Минцбергу, Формы строения организации -простая структура, машинная бюрократия.

Предложенная Генри Минцбергом типология базируется на выделении шести основных структурных элементов организации:

  • операционное ядро организации — осуществляет основные процессы по созданию ценности для конечного потребителя;
  • стратегическая вершина — руководство организации, осуществляющее, формирование миссии, стратегических целей и стратегии деятельности организации;
  • средняя линия — промежуточное звено между руководством и операционным ядром;
  • техноструктура — объединяет аналитиков и специалистов, организующих и поддерживающих информационные потоки, формально организующих взаимодействие подразделений и контроль за их деятельностью;
  • вспомогательный персонал — службы, обеспечивающие функционирование остальных элементов организации;
  • идеология — атмосфера организации, связанная с её традициями.

На основании этого выделяется 6 типов сверхструктур:

  • простая структура — основной частью выступает стратегическая вершина и организация стремится к централизации
  • машинная бюрократия — во главе управления стоит техноструктура с доминирующим стремлением к стандартизации
  • профессиональная бюрократия — власть принадлежит операционному ядру, наиболее ценным качеством выступает профессионализм
  • дивизиональная форма — главную роль играет средняя линия за счет увеличения роли среднего звена
  • адхократия — основной частью является вспомогательный персонал, стремящийся к сотрудничеству с внешними организациями
  • миссионерская форма — ценности и идеология ставятся во главу управления организацией.
  • 11. Новые формы строения организации – проектная структура, матричная структура.
  • Матричная структура предполагает возможность включения в команду работников разных функциональных отделов организации, что обеспечивает высокий профессионализм исполнения работы.
  • Недостатки:
  • - отсутствие принципа единоначалия;
  • - временность коллектива;
  • - сложность взаимоотношений между членами команды и руководителями функциональных отделов организации.
  • Проектная структура предполагает освобождение работников от других функций в организации.
  • Преимущества:
  • - принцип единоначалия;
  • - определенность положения внутри организации;
  • - концентрация усилий и нацеленность на результат проекта;
  • - появление статуса «команды» и рост производительности к моменту завершения проекта.
  • Недостатки:
  • - отсутствие гибкости в развитии и реорганизации;
  • - неуверенность членов команды в получении работы после завершения проекта.

Новые формы строения организации – сетевая структура, виртуальная организация.

Сетевая организация (сетевая структура) — это предприятие или группа объединенных предприятий, в основном реализующих производимые услуги и продукцию с использованием информационного канала Интернет. Данный тип организаций является примером наиболее эффективного функционирования предприятия, так как дает ряд преимуществ как самой организации, так и конечным потребителям[1].

Отличительными чертами сетевых организаций является эффективное разграничение в ней связей и полномочий её участников, а также представление необходимых автономии и централизации. Узнаваемость для территориально разделенных компаний обеспечивается наличием единого фирменного стиля, что приводит к увеличению эффективности результатов деятельности предприятия.

Сетевые структуры возникают в условиях недостаточности рыночных механизмов, необходимости более высокого уровня гибкости системы и адаптации к изменениям внешней среды.

В сетевых структурах количество контрагентов и фирм-партнеров может быть неограниченно, при этом головная фирма способна сохранить необходимый контроль над всеми участниками структуры.[2].

Сетевая структура является адаптивной структурой.

При организации работы в сетевых структурах головная фирма передает ряд полномочий по отдельным видам деятельности своим контрагентам. Сама же фирма может представлять собой либо полноценный функционирующий отдел, либо небольшую группу отделов, взаимосвязанных между собой, и выполняет в основном управленческие функции.[3].

Сетевая структура не может нормально функционировать без идеи, которая её формирует.

Преимущества сетевых структур

К преимуществам сетевых структур можно отнести её высокий уровень адаптации к изменениям во внешней среде. Также происходит значительное снижение затрат на содержание персонала, исполняющего управленческие функции. Важнейшим критерием является то, что эффективность работы в сетевых организациях повышается за счет возможности привлекать к рабочему процессу в качестве контрагентов и партнеров наилучшие в своей области организации.

Недостатки сетевых структур

При наличии положительных качеств и преимуществ сетевых структур существует ряд недостатков, вытекающих в основном из самого устройства организаций такого типа.

  • Во-первых, процесс управления и контроля над контрагентами в сетевой организации значительно усложняется.
  • Во-вторых, эффективность работы всего комплекса взаимодействующих участников в сетевых организациях зависит в высшей степени от кадрового состава.
  • В-третьих, в структурных организациях формирование корпоративной культуры происходит очень медленно по причине разрозненности участников организации[3].

[править Виртуальные организации

Виртуальная организация является одним из самых распространенных примеров сетевых структур. Также, как и сетевые организации, виртуальные относятся к типу адаптивных структур. Производственный процесс в виртуальных организациях происходит на менее глобальном уровне, чем в сетевых структурах, и основывается на работе с конкретными проектами. К работе привлекаются специалисты, которые впоследствии образуют группы для выполнения этих проектов.

Головная фирма в виртуальной организации обычно имеет небольшой штат сотрудников и ведет деятельность по поиску проектов и конечных потребителей, а также частично выполняет управленческие функции, но в основном контроль над участниками проектов происходит непосредственно в образованных группах[4].

Преимущества и недостатки виртуальных организаций

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...