Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Элементы оборотного капитала




Содержание

Введение

Элементы оборотного капитала

Рост и внешнее финансирование

Краткосрочное финансовое планирование

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

Большинство компаний относится к финансовому планированию серьезно и выделяет значительные ресурсы на эти цели. Что же они получают в обмен на свои усилия?

Материальный продукт данного процесса - финансовый план, описыва­ющий финансовую стратегию компании и прогнозирующий ее результаты с помощью прогнозных форм финансовой отчетности: баланса, отчета о при­былях, отчета об источниках и использовании капитала. План формулирует финансовые цели и критерии оценки деятельности компании. Обычно он так­же дает обоснование выбранной стратегии и объяснение того, как достичь поставленных целей.

План - это конечный результат. Однако процесс его разработки ценен сам по себе. Во-первых, планирование вынуждает финансового менеджера рассматривать совокупный эффект инвестиционных решений и решений по финансированию. Это крайне важно, так как эти решения взаимосвязаны и их нельзя принимать порознь.

Во-вторых, планирование, если оно осуществляется корректно, заставля­ет финансового менеджера изучать события, которые могут помешать успеху компании, и запасаться стратегиями, которые рассматриваются в качестве вспомогательного средства реагирования в случае появления неожиданных обстоятельств. Планирование, как вид деятельности, гораздо шире, чем прогнозирование, так как последнее имеет дело лишь с наиболее вероятными событиями. Занимаясь планированием, необходимо принимать во внимание и те события, которые возможны, но маловероятны.

Таким образом, финансовое планирование - это процесс, состоящий из:

– анализа инвестиционных возможностей и возможностей финансиро­вания, которыми располагает компания;

– прогнозирования последствий текущих решений, чтобы избежать неожиданностей и понять связь между текущим и будущими решениями;

– обоснования выбранного варианта из ряда возможных решений;

– оценки результатов, достигнутых компанией, в сравнении с целями, установленными в финансовом плане.

Конечно, существуют разные виды планирования. Краткосрочные финансовые решения, как правило, связаны с оборотными активами и текущими обязательствами, и обычно они достаточно легко могут быть изменены. Например, сравните заем в 50 млн. руб., полученный в банке на 60 дней, с выпуском облигаций на 50 млн. руб. сроком на 20 лет. Получение банковского кредита, безусловно, относится к категории краткосрочных реше­ний. Компания может погасить его два месяца спустя и вновь оказаться в нача­ле пути принятия краткосрочных решений. Компания может также в январе осуществить выпуск в обращение облигаций, рассчитанных на 20 лет, а в марте погасить его, но такое решение крайне неразумно и обойдется очень дорого. В действительности подобный выпуск облигаций относится к категории долгосрочных решений не только потому, что облигации имеют 20-летний срок погашения, но также в связи с тем, что решения о выпуске облигаций невозможно быстро приостановить и изменить.

Финансовый менеджер, отвечающий за краткосрочные финансовые решения, не должен заглядывать далеко вперед. Его решение о 60-дневном займе в банке может быть основано всего лишь на двухмесячном прогнозе потока денежных средств. Но решение о выпуске акций обычно требует прогноза потоков денежных средств на 5,10 и более лет. В определенном смысле краткосрочные финансовые решения даются легче, чем долгосрочные, однако это не означает, что они менее важны. Компа­ния может выявить весьма многообещающие инвестиционные возможности, оп­ределить оптимальное соотношение заемного и собственного капиталов, раз­работать совершенную дивидендную политику и, тем не менее не достичь успеха, потому что никто не позаботился о том, чтобы у нее было достаточно денежных средств для оплаты текущих счетов. Отсюда и вытекает необходимость кратко­срочного финансового планирования.

 

Элементы оборотного капитала

Краткосрочные, или оборотные, активы и текущие обязательства известны в совокупности как оборотный капитал компании.

Одним из важных видов оборотных активов является дебиторская задолженность. Когда одна компания продает другой компании или государственному органу продукцию, она, как правило, не ожидает немедленных платежей. Эти неоплаченные счета, или коммерческий кредит, составляют основную часть де­биторской задолженности. Компании также продают часть своей продукции в кредит и конечному потребителю. Тогда речь идет о потребительском кредите, и он составляет остальную часть дебиторской задолженности (счетов дебиторов).

Второй важный вид оборотных активов - это товарно-материальные запасы. Запасы могут состоять из сырья и материалов, незавершенного производства, а также готовой продукции, которая ожидает отгрузки и доставки к потребителю.

Компании осуществляют инвестициив запасы. В стоимость, или издержки, хранения запасов входят не только затраты на собственно складирование и хра­нение и цена риска порчи или старения, но и альтернативные издержки, т. е. нор­ма доходности, которую может обеспечить капитал, если инвестировать его не в запасы, а в другие объекты, аналогичные по уровню риска. Выгоды от хранения запасов обычно имеют косвенный характер. Например, крупный запас готовой продукции (крупный в сравнении с ожидаемым уровнем реализации) снижает вероятность того, что компания окажется неспособна быстро отреагировать на неожиданный рост спроса. Производитель, который держит небольшой запас готовой продукции, скорее столкнется с затруднениями и не сумеет выполнить заказы потребителей вовремя. Аналогично, крупные материальные запасы уменьшают возможность попасть в трудное положение в связи с неожиданными сбоями в поставках, которые вызовут падение выпус­ка продукции или вынудят использовать более дорогие материалы и сырье.

Крупные заказы на поставку сырья, хотя они и ведут к увеличению запа­сов, оправданны, если компания получит от поставщика скидки (речь идет о скидках за оптовые закупки). По аналогичным причинам компании часто стремятся иметь крупные запасы готовой продукции, которые обеспечивают продолжительную стоимость проектов и способствуют экономии. По суще­ству, управляющий производством делает своей фирме скидки за количество.

Задача управляющего запасами состоит в том, чтобы оценить эти выгоды и издержки, а затем найти некоторый баланс между ними. В производствен­ных компаниях эту задачу поручают управляющему производством.

Остальные оборотные активы представлены денежными средствами и высоколиквидными ценными бумагами. Денежные средства состоят из наличности, вкладов до востребования (средств, хранимых на текущих счетах, по­зволяющих использовать чековую книжку) и срочных вкладов (средств на сберегательных счетах в банке). Основной вид высоколиквидных ценных бу­маг – это коммерческие векселя (краткосрочные, необеспеченные долговые расписки, выпущенные другой компанией). Кроме того, сюда входят казначейские векселя, а также государственные ценные бумаги и ценные бумаги местных органов управления.

Выбирая между денежными средствами и высоколиквидными ценными бумагами, финансовый менеджер сталкивается с задачей, аналогичной той, которую решает управляющий производством. Крупный “запас” денежных средств обычно выгоден, так как он снижает риск дефицита денежных средств и необходимости их срочного восполнения. Но, с другой стороны, хранение крупных сумм в виде свободных денежных средств вместо инвестирования их в легкореализуемые ценные бумаги сопряжено с определенными издерж­ками.

Как уже отмечалось, основной вид оборотных активов компании пред­ставлен неоплаченными счетами потребителя. Кредит, предоставленный од­ной компании, является дебиторской задолженностью для другой. Значит, вовсе не удивительно, что основным видом текущих обязательств компании выступают ее счета к оплате, т. е. задолженность перед другими компаниями (кредиторская задолженность).

Для финансирования вложений в оборотные активы компания может прибегнуть к разнообразным краткосрочным займам. Наиболее крупным источником таких займов служат коммерческие банки, но промышленные компа­нии порой получают ссуды и из других источников. Другой способ получения кредита состоит в продаже векселей.

Многие виды краткосрочных займов не обеспечены активами компании, но иногда заемщик может использовать свои товарно-материальные запасы или дебиторскую задолженность в качестве обеспечения своих краткосрочных займов. Например, компания принимает решение о привлечении краткосрочного займа, обеспеченного ее дебиторской задолженностью. Когда клиенты этой компании оплатят свои счета, она сможет направить полученные денежные средства для погашения такого займа. Альтернативный механизм обеспечения состоит в продаже дебиторской задолженности какому-нибудь финансовому институту, который сам осуществит сбор средств. Иначе говоря, некоторые компании решают свои финансовые проблемы за счет получения займов, опирающихся на качество их оборотных активов; другие, напротив, - за счет продажи оборотных активов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...