Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 18: Античная классическая философия и философия эпохи эллинизма. Общее и различное. Особенности античной культуры эпохи эллинизма.




 

В эпоху эллинизма самыми значимыми наряду с платониками и перипатетиками стали школы стоиков, эпикурейцев и скептиков. В этот период основное назначение философии видят в практической жизненной мудрости. Главенствующее значение приобретает этика, ориентированная не на общественную жизнь, а на внутренний мир отдельного человека. Теории мироздания и логика служат этическим целям: выработке правильного отношения к действительности для достижения счастья.

1) Стоики представляли мир как божественный организм, пронизанный и полностью управляемый огненным разумным началом. (Зенон)

2) Эпикурейцы – как различные образования атомов. (Эпикур)

3) Скептики призывали воздерживаться от какого-либо утверждения о мире. (Пиррон)

Различно понимая пути к счастью, все они сходно усматривали блаженство человека в безмятежном состоянии духа, достигаемом путем избавления от ложных мнений, страхов, внутренних страстей, приводящих к страданиям.

 

Вопрос 19: Религиозная традиция в истории философии. Основные этапы становления религиозной философии.

 

Религиозная философия проходила этап становления с учетом основных религиозных догм. Церковь являлась в те времена центром духовной культуры и образования. Естественно, философия выступала как «служанка религии», т.е. отрасль знания, подводящая к более высокому и важному знанию — теологическому. Подавляющее большинство философов того времени были представителями духовенства.

Основные проблемы философии также смыкались с богословскими, как, например, «сотворен мир Богом или существует сам по себе?», «как сочетаются свобода воли человека и Божественное предопределение?» и т. д. Такое сближение философии с религией называют сакрализацией философии.

Основные этапы средневековой философии — патристика и схоластика.

[1] Обычно этап патристики (от слова «патер» — «отец», имеются в виду «отцы Церкви») в истории философии определяется с I по VI в. Например, Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и другие разработчики основных догматов религии были одновременно и крупнейшими философами.

Главные проблемы патристики:

1) проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема)

2) отношение веры и разума, (откровения против мудрости)

3) понимание истории как движения к определенной конечной цели и определение этой цели (Град Божий)

4) свобода воли человека и возможность спасения его души

5) проблема происхождения зла в мире и причины, по которым его терпит Бог

Этап схоластики (IX—XV вв.) продолжает проблематику патристики, являясь ее развитием. Основные догмы и положения уже разработаны, они шлифуются, уточняются, систематизируются. Сам термин «схоластика» обозначает «школьную, учебную» философию, преподававшуюся в университетах и школах. Все, кто занимался в то время науками, и особенно философией, были «схоластами», это звание было почетным, по смыслу близким понятию «ученый теоретик».

Схоластическая философия в лице ее представителей (Эриугены, Бонавентуры, Альберта Великого, Фомы Аквинского, Росцеллина, Абеляра, Ансельма Кентерберийского) сохраняла интерес к поднятым патристикой философским проблемам. Однако если эти проблемы по содержанию по-прежнему были связаны с Божеством и тайной спасения, то на первый план все же выходят отношения разума и веры, религии и науки, а также вопрос соотношения общего и единичного. Последний вопрос был связан с догмой о троичности единого Бога и решался с позиций «номинализма» (общее существует только в имени или в уме, реально существуют только единичные вещи) или с позиций «реализма» (общее существует реально в виде некой сущности). Схоластическая философия ставила задачу постижения сущности христианского учения не только верою, но и на рациональной основе с помощью науки — философии. Отсюда последняя обретала статус науки, вполне сочетаемой с религией и помышляющей о спасении человеческой души.

Вопрос 20: Религиозная традиция в истории философии. Цель религиозной философии. Связь религиозной философии с религиозной культурой и религиозным обществом.

 

Религиозная философия является неотъемлемой частью философии в целом, ведь последняя всегда интересовалась религией и стремилась раскрыть её сущность. Это и есть цель религиозной философии.

Существует два подхода к религиозной философии.

При первом подходе под религиозной философией понимают любую философскую рефлексию о религии, позволяющую уяснить её сущность, генезис и эволюцию.

При втором подходе – все сводится к выявлению специфики связи человека с трансцендентальными существами (Бог, ангелы и т.п.), или с некоторыми непроясненными для человеческого сознания, неопределенными высшими силами. Религиозная философия занимается сущностными проблемами религии. Она дает её определение, ставит вопрос об особенностях религиозного познания и о природе религиозной веры.

Английский философ-атеист Бертран Рассел подчеркивал, что на вопрос о смысле духовной жизни человека ответ должна дать философия. Об этом же писал и русский религиозный философ В.Соловьев, отмечавший, что ответы на многие вопросы дает религия. Возможно, смысл существования Вселенной, Космоса состоит в том, чтобы человек, являясь инструментом самопознания, задавался такими вопросами.

СВЯЗЬ С КУЛЬТУРОЙ И ОБЩЕСТВОМ

Античная философия после схоластики перестала считаться враждебной христианству, и ей уделялось большое внимание.

Ряд ее положений переосмысливается, ее категориальный аппарат находит применение при разработке проблем христианской философии.

Но когда отношение к понятиям, их определениям, классификациям и схемам становилось чрезмерным, заслоняя суть проблемы, занятия философией становились пустой игрой понятий, которую отождествляют с бессодержательностью, нежизненностью, надуманностью проблем, скрывающейся за многозначительностью и научностью терминов.

В это время влияние философии Платона падает и усиливается влияние Аристотеля с его четко выраженной философской позицией «реализма» и развитым логическим мышлением.

 

Вопрос 21: Религиозная традиция в истории философии. Общая характеристика. Причины возникновения религиозной философии.

Общая характеристика.

 

Философия анализирует сущность религии, определяет ее место в системе мировоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты, ее онтологический и познавательный смысл, высвечивает соотношение веры и знания, анализирует проблемы отношения человека и Бога, нравственный смысл религии и ее роль в жизни общества, в развитии духовности как человека, так и человечества.

«Основной функцией религии является нравственно-социальное служение: она призвана сеять в душах народа мир, любовь и согласие.»

лат. religio — благочестие, святость.

Религия — это выражение признания Абсолютного начала, т. е. Бога, от которого зависит все конечное, в том числе и человек, и стремление согласовать нашу жизнь с волей Абсолюта.

Характерные черты:

1. символизм - каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление Божественной воли

2. Носит ценностный характер отношения к действительности (добро и зло, их оценка)

3. Время также связано со Священной историей


4. Откровение признается за слово Божье и это ведет к абсолютизации слова (логоса), логос становится образом Бога.

 

В каждой религии можно найти две стороны:

теоретическую, ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕ АБСОЛЮТ;

практическую, СВЯЗЬ АБСОЛЮТА С ЖИЗНЬЮ ЧЕЛОВЕКА.

ВЕРА И ЗНАНИЕ:
3 подхода:

сциентистски-позитивистский: религия - низший вид знания и сводит ее к суеверию, которое с развитием науки якобы обречено на исчезновение;

эволюционный: религия – развивающаяся форма знания, которая всегда сохраняет свое значение.

абсолютный: религия и наука - две различные и правомерные формы духовной активности человека. Равны и разграничены.

Причины возникновения религиозной философии.:

супернатуралистические (говорят о врожденности религиозного сознания и указывают на откровение как на его источник);

рационалистические (предполагают сознательное намерение и рефлексию человека при образовании религии (евгемеризм), чисто прагматические стремления определенных лиц (Т. Гоббс, Г. Болин-брок) ради удержания власти, олицетворение известных сил природы (Эпикур, Д. Юм), объективирование известных душевных качеств (Л. Фейербах, Ж. Ренан), почитание предков (Г. Спенсер)).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...