Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объективность научного знания, вопрос истины




Несмотря на индивидуальность решения научных задач, можно назвать вполне определенные правила научного познания действительности:

- ничего не принимать за истинное, что не представляется ясным и отчетливым;- трудные вопросы делить на столько частей, сколько нужно для их разрешения; начинать исследование с самых простых и удобных для познания вещей и восходить постепенно к познанию трудных и сложных;- останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание, чтобы быть уверенным, что ничего не упущено.Многие авторитетные ученые видят важную роль именно естественнонаучных знаний, естественных наук в познании действительности.

Среди ученых всегда возникал и возникает вопрос: в какой мере можно доверять научным результатам, т.е. вопрос о достоверности научных результатов и качестве работы ученого. Приходится констатировать, что научная продукция на своем пути к истине переполнена ошибочными результатами Ошибочными не в том объективном смысле, что некоторые утверждения и представления со временем дополняются, уточняются и уступают место новым и что все естественно – научные экспериментальные результаты сопровождаются вполне определенной абсолютной ошибкой, а в гораздо более простом смысле, когда ошибочные формулы, неверные доказательства, несоответствие фундаментальным законам естествознания и т.п. приводят к неправильным результатам.

Для проверки качества научной продукции проводится ее контроль: экспертиза, рецензирование и оппонирование. Каждый из данных видов контроля направлен на определение достоверности научных результатов. В качестве примера приведем цифры, характеризующие эффективность контроля предлагаемых патентуемых материалов. В результате экспертизы 208975 заявок на изобретения, поданных в Национальный совет изобретений США, выявлено, что всего лишь 8615 (около 4%) из них не противоречило здравому смыслу, а реализовано только 106 (менее 0,05%) заявок. До недавнего времени в отечественных академических и центральных отраслевых журналах после рецензирования публиковалась примерно одна из пяти представленных работ. Добросовестное оппонирование позволяет существенно сократить поток несостоятельных кандидатских и докторских диссертаций.

В науке и, в особенности, в естествознании есть внутренние механизмы самоочищения. Результаты исследований в областях мало кому интересных, конечно, редко контролируются. Достоверность их не имеет особого значения: они все равно обречены на забвение. Результаты интересные, полезные, нужные и важные волей-неволей всегда проверяются и многократно.

Существующие способы контроля научной продукции малоэффективны, и для науки контроль, в сущности, не нужен. Он нужен обществу, государству, чтобы не тратить деньги на бесполезную работу исследователей. Большое количество ошибок в научной продукции говорит о том, что приближение к научной истине – сложный и трудоемкий процесс, требующий объединения усилий многих ученых в течение длительного времени. Около двадцати веков отделяют законы статики от правильно сформулированных законов динамики. Всего лишь на десятке страниц школьного учебника умещается то, что добывалось в течение двадцати веков. Действительно, истина гораздо дороже жемчуга.

Истина – предмет познания.

Часто встречающееся утверждение: главная цель естествознания – установление законов природы, открытие скрытых истин – явно или неявно предполагает, что истина где-то уже существует в готовом виде, ее надо только найти, отыскать как некое сокровище. Великий философ древности Демокрит еще в V в. до н.э. говорил: «Истина скрыта в глубине (лежит на дне морском)». Что же означает открыть естественно – научную истину в современном понимании? Это, во-первых, установить причинно-следственную связь явлений и свойств объектов природы, во-вторых, подтвердить экспериментом, опытом истинность полученных теоретических утверждений и, в – третьих, определить относительность естественно – научной истины.

Одна из задач естествознания – объяснить явления, процессы и свойства объектов природы. Истинный естествоиспытатель не должен ограничиваться теоретическими утверждениями или выдвинутыми гипотезами для объяснения наблюдаемых явлений или свойств. Он должен подтвердить их с «действительным ходом вещей». Только так естествоиспытатель может приблизиться к естественно – научной истине, которая, как теперь понятно, принципиально отличается от математической истины.

После проведения эксперимента, опыта наступает завершающая стадия естественно – научного познания, на которой устанавливаются границы истинности полученных экспериментальных результатов или границы применимости законов, теорий или отдельных научных утверждений. Результат любого эксперимента, как бы он тщательно не проводился, нельзя считать абсолютно точным.

Неточность экспериментальных результатов обусловливается двумя факторами: объективным и субъективным. Один из существенных объективных факторов – динамизм окружающего нас мира: вспомним мудрые слова Гераклита – «Все течет, все изменяется; в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Другой объективный фактор связан с несовершенством технических средств эксперимента. Эксперимент проводит человек, органы чувств и интеллектуальные способности которого далеки от совершенства – ошибаться свойственно человеку – это и есть субъективный фактор неточности естественно – научных результатов.

Теоретические утверждения без эксперимента носят гипотетический характер. Только при подтверждении экспериментом из них рождается истинная естественно – научная теория. Научная теория и эксперимент, или, в обобщенном представлении, наука и практика – вот два кита, на которых держится ветвистое древо познания.

Подводя итог, сформируем три основных положения теории естественно – научного познания:

1. в основе естественно – научного познания лежит причинно-следственная связь;

2. истинность естественно – научных знаний подтверждается экспериментом, опытом (критерий истины);

3. любое естественно – научное знание относительно.

Данные положения соответствуют трем стадиям естественно – научного познания. На первой стадии устанавливается причинно-следственная связь в соответствии с принципом причинности. Первое и достаточно полное определение причинности содержится в высказывании Демокрита: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком–нибудь основании и в силу необходимости». В современном понимании причинность означает связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессе ее движения и развития. Возникновение любых объектов и систем, а также изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи в процессе ее движения и развития; эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения – следствиями. Причинно – следственная связь – основа не только естественно – научного познания, но и любой другой деятельности человека.

Вторая стадия познания заключается в проведении эксперимента и опыта. Естественно-научная истина – это объективное содержание результатов эксперимента и опыта. Критерий естественно-научной истины – эксперимент, опыт. Эксперимент и опыт – высшая инстанция для естествоиспытателей: их приговор не подлежит пересмотру.

Любые естественно-научные знания (понятия, идеи, концепции, модели, теории, экспериментальные результаты и т.п.) ограничены и относительны. Определение границ соответствия и относительности естественно-научных знаний – это третья стадия естественно-научного познания.

Развитие естествознания – это последовательное приближение к абсолютной естественно-научной истине.

40. Основные концепции пространства и времени.

Пространство и время предельно общие, абстрактные категории, с помощью которых философия и наука описывает те или иные материальные состояния. Все предметы и тела имеют определенную протяженность, они различным образом расположены относительно друг друга, составляют части той или иной системы, что и нашло отражение в категории пространства. Явления, состояния, процессы характеризуются длительностью существования, последовательностью смены состояний, что, в свою очередь, отражено в категории времени. Пространство и время рассматриваются, прежде всего, как всеобщие формы существования мира. «Пространство и время – всеобщие формы бытия материи, ее важнейшие атрибуты». Пространство – всеобщая форма бытия материального мира, характеризующая его со стороны протяженности, соразмерности и структурности. Время – всеобщая форма бытия, выражающая длительность и последовательность событий мира. Любая форма организует, структурирует, упорядочивает тот или иной объект, состояние, процесс. Мир предстает перед нами как упорядоченная, структурированная система благодаря пространству и времени или, как говорят ученые, пространственно-временному континууму. «Основные формы всякого движения суть пространство и время. Бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства».

Будучи всеобщими формами бытия, пространство и время становятся объектом изучения в философии с самого начала ее возникновения. Вместе с тем пространство и время исследуются различными науками, от математики до психологии и социальных наук. При этом каждая из наук рассматривает пространство и время с какой-то одной стороны: физика пытается выявить физико-математические свойства пространства и времени, психология – особенности их восприятия человеком и т.д.

Философия всегда стремилась и стремится постичь природу и сущность пространства и времени. Вместе с тем, пытаясь выполнить эту задачу, философия столкнулась с определенными трудностями. Особенно это относится к проблеме времени. В древнегреческой мифологии время олицетворялось Кроносом, могущественным и жестоким чудовищем, которое пожирало своих детей. В образе Кроноса нашло отражение представление о времени не как об отвлеченной сущности, а как о мощной, активной и чудовищной силе, не знающей жалости и наводящей ужас на людей.

«Время – величайший парадокс и величайшая загадка» – говорили в древности. Наиболее видный представитель латинской патристики А. Августин (354-430) писал: «Что такое время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но, как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик».

Одной из главных и трудноразрешимых проблем, которые возникли в философии в отношении пространства и времени, была и остается проблема реальности и объективности пространства и времени. В философии с самых первых дней ее существования возникло два различных подхода к решению этой проблемы. Одни философы, нисколько не сомневаясь, утверждали объективность и реальность пространства и времени. Иными словами, утверждали, что мир находится в пространстве и времени, которые выступают объективными характеристиками и формами существования мира. Другие, напротив, отрицали реальность и объективность времени и пространства, полагая, что они являются своеобразными формами человеческого сознания и рассудка, или вызваны особенностями нашего восприятия внешнего мира.

Одним из первых идею субъективности времени высказал А. Августин. Августин также, как и его предшественники, античные мыслители Платон (427-347 до н.э.) и Плотин (205-270), противопоставлял время вечности. Платон полагал, что «время – это подвижный образ вечности». Августин доказывал, что «времен не было бы, если бы не было Творения. Мир сотворен вместе со временем». К Богу понятия пространства и времени не приложимы: Бог как Творец, как высшая инстанция, первопричина всего сущего внепространственен и существует не во времени, но в вечности, являющейся одним из его атрибутов. Вместе с тем вечное, безусловное, которое переживается через время. Размышляя о природе времени, Августин пришел к выводу, что время нельзя сводить к чистой длительности. Времени как такового, помимо того, что мы наблюдаем в вещах и их движениях, как и в наших собственных действиях и впечатлениях об этих действиях, какие они оставляют «в нашей душе», вообще не существует. И более того, если речь идет о таких характеристиках (модусах) времени как прошлое, настоящее и будущее, то они зависят от состояния души. «Ни будущего, ни прошедшего не существует, а точнее выражаться так: настоящее прошедшего, настоящее будущего. Только в душе нашей есть соответствующие тому три формы восприятия, а не где-нибудь (т.е. не в предметной действительности). Так, для настоящего прошедших предметов есть у нас память или воспоминание, для настоящего настоящих предметов есть у нас взгляд, воззрение, созерцание, а для настоящего будущих предметов есть у нас чаяние, упование, надежда»[13]. Как видим, по Августину, реальностью обладает только настоящее, ибо в нем реализуется время и момент «теперь», поскольку моменты «теперь» непосредственно переживаются человеком. В настоящем соединяются прошлое и будущее.

Мысль о субъективности и неистинности пространства и времени впервые достаточно ясно и определенно была высказана английским философом Дж. Беркли (1685-1753). Беркли так аргументировал свою позицию: когда мы говорим о пространственных свойствах того или иного объекта, например, о его величине, местоположении, то именно мы приписываем ему величину и местоположение. Это относится и ко времени. Именно я как субъект устанавливаю ту или иную длительность. Как полагал Беркли, не последовательность вещей, а «последовательность идей (душевных состояний) образует время». Тем самым, по Беркли, все зависит от моего восприятия, а пространства и времени как объективных форм не существует. К сторонникам субъективного понимания пространства и времени относится и Кант. Кант утверждал, что пространство и время не могут быть получены из опыта, как другие вещи. Пространство и время априорные, (т.е. доопытные) формы нашего рассудка. Больше того, они сами служат необходимым условием опыта. «Пространство есть ни что иное, как только форма всех явлений внешних чувств, т.е. субъективное условие чувственности, при котором единственно и возможны для нас внешние созерцания. Время есть лишь субъективное условие нашего человеческого созерцания, которое всегда имеет чувственный характер, и само по себе вне субъекта есть ничто».

И в современной философии немало сторонников субъективной точки зрения на пространство и время.

Тем не менее, большинство мыслителей и ученых признают объективную реальность пространства и времени. Для науки, которая не мыслит своих теорий без категорий пространства и времени, последние являются объективными и реальными формами существования мира.

Вместе с тем, среди ученых и мыслителей нет единодушия по другому не менее сложному вопросу, а именно по вопросу о самостоятельности, абсолютности или относительности пространства и времени. Так, уже в древности, а затем в науке и философии XVII в. появляются две фундаментальные концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная. Создателем и видным представителем субстанциальной концепции пространства и времени в философии и естествознании XVII века был И. Ньютон.

Согласно взглядам И. Ньютона, пространство и время существуют объективно. Однако Ньютон полагал, что пространство и время существуют сами по себе, независимо не только друг от друга, но и от материальных объектов. Пространство и время – своего рода пустые вместилища, в которых располагаются тела и разыгрываются события. Ньютон выделял абсолютное пространство и время, а также относительное пространство и время. Абсолютное пространство трехмерно, оно имеет три измерения – длину, ширину и высоту; однородно, то есть одинаково во всех своих точках; изотропно, то есть одинаково по всем направлениям; непрерывно и бесконечно. Пространство можно сравнить с ящиком без дна и покрышки, в котором помещены различные материальные тела. Однако люди в своей практической и теоретической деятельности имеют дело не с абсолютным пространством, но с относительным. Этим относительным пространством фактически является протяженность материальных тел, благодаря которой они занимают определенное место в пространстве абсолютном.

Что касается времени, то оно – чистая длительность, не зависящая от происходящих в нем событий. Время в отличие от пространства, которое имеет три измерения, одномерно. Оно течет от прошлого к настоящему и от него к будущему равномерно и непрерывно. Абсолютное время – пустое вместилище подобно пространству, в котором события располагаются одно после другого и не оказывают на время никакого влияния. Абсолютное время универсально, однородно, бесконечно. Люди в своей деятельности руководствуются относительным временем, которое можно измерить с помощью часов. Итак, пространство – это протяженность и местоположение, а время – чистая длительность. Ньютон, не отвергая относительного времени и относительного пространства, считал их неистинными, рассматривал их как представление обыденного рассудка. Истинным для него было лишь абсолютное, т.е. геометрическое трехмерное пространство, как истинным было и абсолютное математическое время, как истинным было и абсолютное движение.

Предположения об относительном характере пространства и времени были выдвинуты еще в античной философии. Древнегреческий философ Аристотель считал, что пространство является топосом (местом), т.е. представляет собой совокупность мест, которые занимают тела. По мнению Аристотеля, – «место не пропадает, когда находящиеся в нем вещи гибнут»[. Время также не существует вне движения, выступая его мерой. Время состоит из числа движений или изменений. Римский поэт и мыслитель Лукреций Кар (99-55 гг. до н.э.) утверждал, что пространство и время сами по себе вне тел существовать не могут.

В Новое время немецкий мыслитель и ученый Г. Лейбниц решительно отверг идею пустого пространства и времени, доказывая и обосновывая относительность пространства и времени. Пространство и время полностью зависят от состояния материи и определяются этим состоянием. Они не могут быть самостоятельными сущностями, поскольку представляют собой совокупность расположенных по определенному порядку тел и изменений в самом этом порядке. «Я неоднократно подчеркивал, что считаю пространство, так же как и время, чем-то относительным: пространство – порядком сосуществований, а время – порядком последовательностей... Пространство не является чем-то самим по себе, а только порядком тел между собой, так же и время – последовательный порядок самих вещей».

Сокрушительный удар по субстанциальной концепции пространства и времени нанесла теория относительности, созданная знаменитым и самым выдающимся ученым ХХ века А. Эйнштейном. А. Эйнштейн в разработанной им частной теории относительности доказывал неразрывную связь пространства и времени между собой. Напомним, что в ньютоновской физике время рассматривается как переменная, независимая от пространства. Благодаря этому мы можем описать траекторию движения объекта в пространстве и времени: в данный момент времени объект находится в определенной точке пространства, а со временем его положение меняется. Но теория относительности Эйнштейна объединяет пространство и время в четырехмерный континуум, так что про объект уже нельзя сказать, что в определенный момент времени он занимает определенное положение в пространстве. Описание объекта в этом случае показывает его положение в пространстве и времени как единое целое, от начала и до конца существования объекта. Эта целостность отражена в понятии «пространство-время». С помощью этого понятия специальная теория относительности продемонстрировала единство пространственной и временной координации явлений, показала, что в системах, движущихся одна относительно другой, пространственные и временные величины, например, расстояния, углы, интервалы времени, частоты существенно меняются. Получается парадоксальное положение: процессы и явления одновременные в одной системе отсчета оказываются неодновременными в другой.

В общей теории относительности А. Эйнштейн обосновал взаимосвязь пространства, времени, движения и материи, доказав, что в очень сильном гравитационном поле течение времени замедляется, а пространство искривляется. Общая теория относительности описывает искривленное пространство и время. Общеизвестно, что, когда однажды девятилетний сын Эйнштейна спросил отца: «Папа, почему собственно, ты так знаменит?» – Эйнштейн рассмеялся, задумался, а потом объяснил: «Видишь ли, когда слепой жук ползет по поверхности шара, он не замечает, что пройденный им путь изогнут, мне же посчастливилось заметить это». Тем самым теория относительности подтвердила смелые для своего времени предположения Г. Лейбница о взаимозависимости пространства и времени.

Таким образом, пространство характеризует предметы и объекты со стороны их протяженности, соразмерности и структурности, а время со стороны их длительности и последовательности. Пространство и время обладают как общими, так и специфическими чертами. К общим свойствам относятся количественная и качественная бесконечность, единство прерывного (дискретного) и непрерывного в их структуре. Общие свойства пространства и времени глубоко антиномичны (противоречивы). Пространство и время, с одной стороны, дискретны (прерывны), имеют начало и конец, с другой, непрерывны и бесконечны. Все это свидетельствует о чрезвычайной сложности, неоднозначности пространственно-временных связей и отношений.

Время одномерно, асимметрично, необратимо и направлено всегда от прошлого к будущему. Специфическими свойствами времени являются конкретные периоды существования тел от возникновения до перехода в качественно иные формы, одновременность событий, которая всегда относительна, ритм процессов, скорость изменения состояний, темпы развития, временные отношения между различными циклами в структуре систем. Пространство характеризуется единством симметрии и асимметрии. Пространство трехмерно, неоднородно. Пространство той или иной системы незамкнуто, переходит в пространство другой системы. Отсюда проистекает реальность пространства, его неисчерпаемость в количественных и качественных отношениях.

 

 

 

Рис. 2. Пространство и время

Однако представление о пространстве и времени как объективных формах существования не согласуется с тем, как человек их воспринимает. Эйнштейн отмечал, что субъективное время с его акцентом на настоящее не имеет объективного смысла, а различие между прошлым, настоящим и будущим – всего лишь иллюзия. Тем самым, по сути дела, отрицается сознание, которое подчеркивает реальность переживаемого момента. Согласно теории относительности течения времени не существует, а наша жизнь представляет собой единое целое, в котором нет прошлого, настоящего и будущего. Человек представляет собой пространственно-временное единство, от зарождения в чреве матери до смерти, и не может сказать, что сейчас он взрослый, а раньше был ребенком. Однако для нас нет никаких сомнений в том, что мы занимаем определенное место в пространстве в данный момент времени, а свое тело и самих себя воспринимаем как реальность в данный момент времени. Теория относительности превращает серии событий в единые пространственно-временные структуры, но мы воспринимаем их как последовательность определенных этапов во времени. Следовательно, и эта теория не способна объяснить наше восприятие пространства и времени.

Проблема детерминизма

Развитие человеческого общества есть в известном смысле развитие его разумности, рациональности, которая охватывает его духовно-практическую деятельность и культуру. В самом широком смысле под разумным и рациональным понимается то, что человечно, гуманно, духовно. Изначальная сознательная рационализация философии была сопряжена с развитием математики, логики, культуры дефиниций, понятий.

Цель человеческой деятельности была изначально ориентирована на изменение мира, однако это предполагало первоначальное понимание предмета умом, познание действительности в категориях, законах и принципах - в умопостижении. Стремление человека к познанию вызвана потребностью понимать мир, отражая его в некой картине миропонимания.

Философские принципы, законы и категории, независимо от их отношения к миру или человеку, субъективно переживаются человеком, выражая его рационально-ценностное отношение к миру. Важнейшими принципами философии являются детерминизм и развитие, их рассмотрение неразрывно связано с принципом субстанционального единства мира.

Принцип субстанционального единства мира дает ответ на вопрос - является ли мир единым или множественным, если единым то, что лежит в основе этого единства.

Принцип развития отвечает на вопрос - какие изменения претерпевает мир.

Принцип детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловленны ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный или произвольный, неупорядоченный характер.

Эти вопросы интересовали философов, начиная с античности.

В зависимости от ответа на этот вопрос философские учения распались на 2 направления: философский детерминизм и философский индетерминизм.

Термин «детерминизм» происходит от латинского «determinare» ("определять", "отделять", ограничивать", что предполагает существование познающего субъекта. В дальнейшем детермнацию понимают в объективном смысле, как взаимосвязь одних явлений, процессов с другими.

Детермини́зм - это учение о взаимосвязи и взаимной определенности всех явлений и процессов, доктрина о всеобщей причинности.

Согласно детерминизму, все происходящее в мире, включая ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределено либо судьбой, либо богами или Богом (учение о предопределении, теологический детерминизм), либо природой (космологический детерминизм), либо человеческой волей (антропологическо-этический детерминизм), либо развитием общества (социальный детерминизм). На этой основе определяется понимание свободы, в том числе делается вывод, согласно которому для выбора и, соответственно, личной ответственности у людей, по существу, нет места. В таком виде детерминизм может быть определен как утверждение, согласно которому имеется только одно, точно заданное возможное будущее.

Исходными категориями детерминизма являются понятия связи и взаимодействия. Взаимодействие проявляет себя во взаимном изменении вещей, через взаимодействие. Детерминизм отрицает существование каких-либо явлений или вещей вне этой связи. Учение о причинности, т.е. закономерности в соотношении со случайностью, является ядром детерминации, но не исчерпывает ее.

Детерминизм может быть представлен в совокупности следующих тезисов:

1. Тезис о всеобщей причинности географических объектов и процессов, посредством которых каждый объект приобретает и сохраняет свои характерные признаки.

2. В основе всего многообразия детерминации (взаимосвязей) лежит генетическая, причинная изменчивость. Каждое явление имеет свою причину. Процесс порождения провоцирует изменение объекта. Детерминизм включает в себя принцип развития.

3. Тезис о многообразии видов детерминации и существовании непричинных видов детерминации. Причинная детерминация - основание для длругих видов детерминации.

4. Тезис о закономерности или регулярности отношений взаимосвязей. Принцип закономерности шире по своему объему, чем принцип причинности. Отождествление причинности и детерминизма ведет к исключению возможности существования непричинных законов.

Исторические формы детерминизма разнообразны.

" Номологический детерминизм" (от греч. "nomos" - закон) распространен в современной западной философии. Его сторонники принимают принцип закономерности и отвергают причинность.

Приверженцем абсолютного детерминизма был Пьер-Симон Лаплас. Он постулировал, что если бы какое-нибудь разумное существо смогло узнать положение и скорость всех частиц в мире, оно могло бы совершенно точно предсказать все события Вселенной. Впоследствии такое гипотетическое существо было названо демоном Лапласа.

Сущность диалектической концепции детерминизма с большей полнотой раскрывается в анализе с опорой на категории - "причина" и "следствие; "закон" и "закономерность"; "сущность" и "явление"; "необходимость" и "случайность"; "свобода"; "возможность"; "действительность". Диалектический детерминизм вкдючает в себя помимо причинности такие системные отношения, которые в своей совокупности объединяются таким методологичексим принципом как принцип системности.

Альтернативой детерминизму является индетерминизм, в котором отрицается как объективность причинных связей, так и ценность причинных объяснений в науке. Д. Юму и Э. Канту было свойственно отрицать объективный характер отношений детерминации. Они проводили субъективную линию в трактовке природы причинности, необходимости, закономерности, приписывая их к миру восприятий, а не самому миру.

42. Познание сложных систем в физике.

Характерными атрибутами сложности систем являются большие масштабы, высокая размерность, многоуровневая иерархичность, разнообразие внутрисистемных взаимодействий, нелинейность поведения, стохастичность, информационная неоднородность. Слабая структурированность усиливает сложность. Слабо структурированные системы чаще всего имеют недостаточную научную предысторию и исследуются как уникальные.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...