Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности и этапы развития философии средневековья




Философия Древней Индии.

Исходными единицами историко-философского знания являются философские воззрения первых мыслителей или формы народного духовного творчества, сохранившиеся и дошедшие до нас в письменных источниках. Изучение истории философии показывает, что с распространением письменности по различным центрам планетарной цивилизации стали формироваться устойчивые формы «первой» или пра(пред)философии. Такими центрами признаны Древние Индия и Китай, Древний Египет, Древние Греция и Рим.

Первыми письменными источниками предфилософии Древней Индии являются Веды - сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных формул, заговоров, других знаний. Индуизм: Центральное место в философской концепции индуизма занимает доктрина о переселении душ (сансара) в соответствии с заслугами и поступками в предшествующих рождениях (карма). Миром управляет мировая душа-Брахма, вместе с ней существуют индивидуальные души людей - Атман. Брахма и Атман находятся в вечной борьбе. В VI-V веках до н.э. в Индии возникают философские школы: буддизм, джайнизм, санкхья, йога, вайшешика, ньяя, школа миманса, веданта и др. Многие философские идеи этих школ представлены в современной индийской философии. Буддизм: Бесконечная цепь перерождений (сансара, или колесо жизни) может быть прервана, и к этому должен стремиться каждый; прекращение перерождений, вызывающих страдание, означает достижения нирваны – состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой. Но достижение подобного сверхбытия возможно лишь при ведении добродетельной жизни. Философскую основу буддизма составляет учение о 4-ех благородных истинах:

1) В жизни всегда присутствует страдание;

2) Страдание порождаются желаниями и привязанностями людей;

3) Единственный способ положить конец страданиям-избавится от желаний и привязанностей;

4) Избавление от желаний и привязанностей следование восьмеричным путем.

Восьмеричный путь: 1)Правильная жизненная позиция; 2)Правильное стремление; 3)Правильная речь; 4)Правильное действие; 5)Правильные средства к существованию; 6)Правильное усилие; 7)Правильное распределение внимания; 8)Правильная концентрация. Джайнизм — одно из древнейших религиозно-философских учений Индии, основателем к-го явился Махавира. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства. Всё живое, каждая вещь обладают душой. Каждая душа священна и обладает врожденным бесконечным знанием, восприятием, силой и счастьем (скрытых в её карме). Поэтому следует относиться ко всему живому как к себе, никому не вредить и нести добро. Каждая душа ответственна за свою жизнь в настоящем и будущем. Когда душа освобождается от кармы, она становится свободной и приобретает божественное (чистое) сознание, бесконечное знание, восприятие и счастье.

Диалектика чувственного и рационального познания.

Люди осознают и изучают свою познавательную деятельность. Изучение осуществляется непосредственно практически и теоретически. Объяснение познания на основе теоретического и повседневного опыта формирует первичные знания об этом виде человеческой деятельности.

Теория познания в философии (гносеология, эпистемология) - раздел, в котором изучаются основы познания, отношение знания к бытию, условия достоверности, теоретической и практической значимости знания. Она опирается на гносеологические принципы: познаваемости мира, отражения, единства субъекта и объекта познания. Всякий познавательный процесс человека имеет объект и субъект познания. Субъект познания - всегда человек, наделенный сознанием и способный осуществлять осознанную познавательную деятельность. Объект познания - бытие и его конкретные элементы, связи и свойства которых стремится познать человек. Познавательная деятельность человека осуществляется на двух основных уровнях: на чувственном и абстрактно-логическом. Основными формами чувственного знания являются ощущения, восприятия и представления. Ощущение – это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов материального мира. Ощущения как первичное знание у человека — самая богатая, динамичная и многообразная совокупность образов сознания. Восприятия — переосмысленные ощущения, в которых сформирована целостная, но поверхностная характеристика объекта познания. Восприятие - первый шаг деятельности сознания по группировке и некоторому обобщению информации, содержащейся в ощущениях. Представления — воспроизведение в сознании образов ранее воспринятых объектов познания с помощью памяти, внимания, ценностных ориентиров, а также формирование новых образов, созданных продуктивным осознанием информации или воображением. Абстрактно-логическое или рациональное (теоретическое) познание представляет более высокий уровень. Оно позволяет проникать в сущность объектов познания, открывать их качественные характеристики, закономерности. Основными формами абстрактно-логического познания являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие - форма логического мышления, в которой отражены существенные признаки и связи объекта познания. Понятия могут выражать качественную определенность, уникальность объекта познания, а также характеристики, которые являются общими для сходных объектов. Оперирование понятиями позволяет находить родовые (общие) и видовые (особенные, частные) существенные признаки и на основе их осуществлять классификацию объекта познания. Суждение как форма абстрактно-логического познания представляет всякую завершенную мысль об объекте познания.(форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов или явлений, о связи предметов и их свойств и о свойствах предмета.) Умозаключение представляет форму мышления, когда на основе одного или нескольких суждений, связанных между собой с определенным смыслом, получается новое, выводное знание. Суждения в умозаключении должны иметь логическую связь между понятиями. Не обращаясь непосредственно к объекту познания, субъект с помощью умозаключений может получать новые знания о его существенных признаках и связях.

Абстрактно-логическое или рациональное познание сегодня является основным способом глубокого и всестороннего познания бытия. Но оно с необходимостью опирается на чувственное познание и через него реализует теоретические знания.

Особенности и этапы развития философии средневековья

Многие особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков схоластической борьбе реализма и номинализма. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают якобы только общие понятия, универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Ясно, что для таких реалистов, как, например Ансельм д'Аоста (Кентерберийский) (1033-1109), а позднее Фома Аквинский, главной универсалией выступает бог. Поэтому всякое познание, по их мнению, возможно лишь с помощью божественного разума, а сама жизнь людей должна быть ориентирована на бога. Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом, с утверждением универсальности материального мира. Оно получило название номинализма. Согласно номиналистам, общие понятия есть только слова, имена. Они не обладают самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений.

Характерной чертой философии Средневековья является повсеместное обращение к теоцентризму - христианскому учению о Боге как сущности, первопричины и первоосновы сотворенного им мира. Особенно сильно это влияние было заметно в Европе, а также в Византии, Передней Азии и Северной Африке. Возникает патристика - философские учения «отцов церкви», призванные обосновать и защитить христианство. Наиболее ярким представителем патристики был епископ в Гиппоне (Северная Африка) Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 гг.). Августин логически обосновывал тринитарность Бога и его сущность, соотношение веры и разума, добра и зла. Историю общества он объяснял на основе Библии и считал, что люди с помощью Бога могут достичь конечной цели - «града Божия». Главным в человеке видел душу, через спасение которой и можно добиться милости Бога.

Классиком католической теологии и систематизатором схоластики считают Фому Аквинского (1225-1274). Фома писал обо всем, отвечал на сотни и тысячи различных вопросов. Его философия со второй половины XIX века становится основой неотомизма - современного религиозно-философского учения католицизма. Истина одна, учил Фома, она от Бога. Все существующее, по его утверждению, создано Богом «из ничего», управляется Богом. Жизнь каждого человека предначертана Богом. В служении ему состоит главный смысл жизни человека. Все светские государи должны быть подчинены римскому папе - «наместнику Христа». Представляют интерес социальные взгляды Аквинского. Власть государя он выводил из «божьей воли». Но, учил Фома, светской власти подчинены лишь тела людей, а не их души.

Таким образом, в средневековой философии господствует теоцентристское понимание человека, суть которого заключается в том, что происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом. Тело (природное) и душа (духовное) противопоставлены друг другу. Впоследствии вопрос об их соотношении стал одни из стержневых в философской антропологии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...