Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поворот к гуманистической философии ( софисты и Сократ)




Софисты: в корне меняют предмет исследования: они переключаются на проблему человека и в центр исследования ставят слово. Впервые разделили законы природы и законы, созданные обществом. Софисты обращаются к мышлению человека.

Протагор: Человек есть мера всех вещей, которые существуют. Утверждал, что всё возникает из-за чего-то или в связи с чем-тоАбсолютной истины нет, но существует относительная истина. Протагор говорит, что наше познание зависит и от самого предмета, а также и от сознания которое формируется у человека.

Сократ: критиковал натурфилософию: если вода является источником всех вещей то откуда она сама взялась? Основной интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человеческое сознание и кто такой человек. В центр он ставит нравственные проблемы. Сократ стремился искать истину сообща, в ходе бесед, отбрасывая всякие общепринятые мнения, пока не найдёт истину. Ирония Сократа: с помощью неё он порождал у своих собеседников сомнение в истинности всяких общепринятых мнений. Сократ стремился привести собеседника к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами. Сократ пытался определить, что такое добро или справедливость. Сократ утверждал что только добродетельный человек может быть счастливым. Сократ был убеждён, что незнание является предпосылкой знания. Человек, если он не знает что-то и знает об этом, будет стремиться узнать это. "Познай самого себя".

 

 

Классический период античной философии: философия Платона (учение об идеях, теория познания и социальная утопия)

Платон – идеалист, характеризует бытие как вечное, неизменное, познаваемое лишь разумом. Бытие – бестелесная идея, вечна. Что бы объяснить явление, надо найти его идею, то есть понятие, то постоянное и устойчивое, что не дано чувственному восприятию.

Материальный мир, познаваемый нашими чувствами – это только «тень», «отблеск» мира идей. Все явления и предметы возникают, рождаются и гибнут, но идеи остаются вечными и неизменными. Платон считал, что идеи – это единственный предмет настоящего истинного познания. Идеи существуют вне материального мира и не зависят от него, но материальный мир им подчинен.

Теория познания. Её ядро – теория воспоминания, душа вспоминает те идеи, которые узнала до соединения с телом. Эти воспоминания тем сильнее, чем больше душе удается отстраниться от телесного.

Теория идеального государства. Оно возникает как общество социальных групп:

Правители – у них преобладает разум – это философы.

Стратеги – преобладает воля – это воины.

Производители – земледельцы и ремесленники. У них влечения должны быть управляемыми и умеренными.

Трем сословиям соответствует 3 из 4-х основных добродетелей: соответственно, мудрость, храбрость, умеренность. Четвертая добродетель надсословная – справедливость. Она появляется, когда каждое сословие выполняет свою задачу.

 

 

Философия Аристотеля: учение о субстанции, теория познания,

Этика, учение о государстве.

Аристо́тель — древнегреческий философ и учёный

Теория познания Аристотеля строится на эмпиризме - суть вещей познаётся с помощью ощущений. Процесс познания развивающийся: ощущения, представления, опыт, искусство и наука, как вершина познания.

Государство: Его задачи предотвращать чрезмерное накопление имущества, чрезмерный рост политической власти и удерживать рабов в повиновении. Основа от крайностей – уравновешенная и умеренная жизнь.

Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, дружелюбие, справедливость и т. д. Разумные (добродетели ума) — развиваются в человеке благодаря обучению — мудрость, сообразительность, рассудительность.

Нравственные (добродетели характера) — рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт и на основе этого формируются черты его характера.

Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами бытия:

Материя — «то, из чего»

Форма — «то, что» причина становления многообразных вещей из однообразной материи.

Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог.

Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.

 

Философия средневековья и её основные проблемы (патристика, схоластика, проблема универсалий)

 

В средние века христианство подчинило себе все формы мировоззрения. Философы имели успех, только если разделяли церковные позиции. Важнейшей составной частью христианского учения являлась этика

Патристика - - одна из богословских наук, имеющая своим предметом изучение творений святых отцов церкви и систематическое изложение содержащегося в них учения. толкование священных текстов. Верь, чтобы понимать. Творим не мы, а бог творит с помощью людей

Схоластика - тип религиозной философии, стремящейся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов доказательства. Для схоластики характерно обращение к Библии как к основному источнику знаний. Невозможно определить бытие бога. Человек не может познать бога. Три доказательства бытия бога: 1) Раз существует мир, то существует и творец, который его создал. 2) Раз в мире существует целесообразность то должен быть разум, следовательно необходим бог. 3) Бог всесовершенен - форма всех форм. Среди его свойств есть свойство существования бога, следовательно бог существует.

Реалисты считали, что подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в мире.. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме.

 

 

Томизм: учение Фомы Аквинского

 

Фома Аквинский— доминиканский монах, средневековый философ, автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви.

Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

Исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего.

Разделяет сущность и существование, что доказывает всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего

Исходя из данных посылок, согласно Фоме:

доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром);

выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;

вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;

разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии;

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...