Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции.




Философия в Греции возникает как мировоззрение промышленно-торгового городского класса, народа, борющегося за власть против землевладельческой аристократии. Факторы, которые способствовали реализации возможности возникновения античной философии: связь с производством, развитие товарно-денежных отношений, городская культура, классовая борьба, переход к демократическим формам государственного устройства, пробуждение личности и личной инициативы.Античная философия это попытка построить рационализированную картину мира, разумно решить основной вопрос мировоззрения. Античная, философия существовала в течение более чем тысячелетия (с VI в. до н.э. по VI в. н.э.). За это время она прошла цикл от зарождения к расцвету, а через него к упадку и гибели. В соответствии с этим история античной философии распадается на четыре периода: 1) протофилософия — период зарождения и формирования (VI в. до н.э.); 2) зрелость и расцвет (V—IV вв. до н.э.), 3) закат — греческая философия эпохи эллинизма и латинская философия периода Римской республики (III—I вв. до н.э.) и 4) период упадка и гибели в эпоху Римской империи (I—V н.э.).

2. Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал (философия досократиков).
Источником возникновения греческой философии послужила мифология, прежде всего, мифы, повествующие о происхождении богов. Из мифов первые греческие философы заимствовали представления о мире, идею эволюции мира в сторону большей упорядоченности, мотив периодической гибели и нового рождения мира. Для философских воззрений греков характерна уверенность в том, что окружающий мир - гармоничное целое, возникшее из хаоса благодаря естественному порядку, определенному принципу сотворения мира), что мир познается разумом, и разум должен быть главным "авторитетом" в решении человеческих проблем. Возникновение философии в Древней Греции связано с тем, что у греков сложился полисный тип организации общества, для которого характерна демократия, а она предполагает принятие решений на основе свободного и равноправного обсуждения общих проблем. Навыки демократического обсуждения и принятия решений способствовали развитию рационалистического характера греческой философии. Ранних греческих философов обычно называют натурфилософами, так как важнейшим для них был вопрос о первоначалах мира.

Милетская школа.Первой философской школой Древней Греции считается милетская школа (г. Милет, VI в. до н. э.). Ее основатель Фалес (сформировал свою космологическую концепцию которая сводилась к трем положениям: 1) все произошло из воды, 2) земля плавает на воде; 3) все в мире одушевлено, или "полно богов". Анаксимандр - второй представитель милетской школы Источником всего сущего Анаксимандр считал некое вечное и беспредельное начало, которое он называл "божественным", утверждая, что оно "всем управляет". Возникновение мира Анаксимандр представлял как борьбу тепла и холода. Последний крупный представитель милетской школы Анаксимен (VI в. до н. э.) считал, что все вещи происходят из воздуха либо путем нагревания, либо же путем охлаждения и сгущения.

Пифагорейская школа.Видную роль в формировании греческой философии сыграло учение пифагорейцев. Пифагор (ок. 570 - 500 до н. э.) и члены пифагорейского союза занимались улучшением своих умственных способностей, памяти, учились умению слушать и наблюдать. Превыше всего они ценили созерцательный образ жизни мудреца, верили в переселение душ.Философской основой пифагореизма является учение о числе. Пифагорейцы полагали, что "все есть число" Числа рассматривались пифагорейцами как принципы, причины и структуры вещей, как упорядоченные множества, как образы, по которым бог творил мир.Философия Гераклита.Обособленно от школ философствовал Гераклит (конец VI -начало V в. до н. э.). В его учении важнейшим понятием является "логос". Категория логос - естественный порядок, закон, незримо правящий всем мирозданием.
Важнейшая идея Гераклита - идея борьбы и единства противоположностей.

Элейская философия.Еще одна школа ранней греческой философии - элейская. Главные ее представители - Парменид и Зенон.
Парменид - основатель элейской школы. Он первым в истории философии провел принципиальное различие между мышлением и чувственностью и, соответственно, между миром, каким он открывается рациональному мышлению, и миром, каким он выглядит в чувственном восприятии. Парменид впервые попытался доказывать философские тезисы, до него мудрецы только проповедовали"истину", используя аналогии и метафорыЗенон разбирал тезисы противников Парменида и показывал, что все эти тезисы приводят к логическим противоречиям.
Философия Эмпедокла По его мнению, все вещи находятся в постоянном движении и развитии, однако элементы, из которых они состоят, неизменны. Эмпедокл учил, что основу всего сущего составляют четыре элемента, которые он называл "корнями всех вещей": огонь, воздух, вода и земля. Эмпедокл выдвинул идею эволюционного происхождения растений и животных, предвосхитившую дарвиновскую теорию естественного отбора.

3. Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии.

Основатели атомистического учения - Левкипп и Демокрит (Атомисты выдвинули два принципиальных положения: 1) деление до бесконечности невозможно, существует предел делимости вещества, и его они называли словом "атом" (греч. atomos - неделимый), атомы и есть "подлинное" бытие, они существуют вечно и неизменно; 2) существует также и "небытие" - пустота, в которой движутся атомы.
Демокрит полагал, что атомы различаются формой, положением в пустоте, величиной. Невидимые из-за своих малых размеров, они, имея неровную поверхность, способны сцепляться друг с другом и образовывать видимые вещи. Из вихрей движущихся атомов возникает бесчисленное множество миров и подобных нашему, и совсем на него не похожих. В некоторых мирах нет ни солнца, ни луны, в других же их множество, некоторые не имеют влаги и жизни, одни миры только возникают, другие находятся в расцвете, третьи погибают, сталкиваясь друг с другом.
Утверждая, что существуют только атомы и пустота, атомисты тем самым отвергают существование какого-нибудь "мирового ума", управляющего миром, т.е. присутствие божественного в окружающем мире. Все события происходят путем взаимодействия атомов, их столкновения, сцепления или разъединения.
Демокрит первым охарактеризовал человека как "микрокосм" ввиду того, что он, как и большой мир, состоит из атомов.

 

4. Философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля.

Философия Сократа. который утверждал, что степень обоснованности различных мнений выявляется в процессе обсуждения, диалога. Беседуя и споря, люди высказывают об одной и той же вещи различные мнения, которые каждому по отдельности кажутся истинными, но в диалоге относительность мнений становится явной. Однако выяснение относительности мнений не является окончательным итогом диалога. Следующий шаг состоит в том, чтобы собеседники, исходя из разнообразия своих взглядов, преодолели разногласия и пришли к наиболее приемлемому мнению.
В этике Сократ занимал позицию, которую сегодня называют "этическим рационализмом", то есть разумным обоснованием этических норм.

Философия Платона.В числе тех, кто считал себя учеником Сократа, был Платон - один из крупнейших философов Древней Греции. В отличие от Сократа, он не только не отказывался учить других, но даже основал школу в Афинах, которую прозвали Академией.
Он разработал учение об идеях. Идеи это прообразы, сущности и гипотезы вещей, предел, к которому вещи стремятся в своем становлении. Все вещи в мире изменчивы, текучи, пребывают в непрестанном становлении, ни одна вещь не повторяет другую и даже сама от себя отличается в разные моменты времени. Тем не менее мы способны распознавать вещи, относить их к определенным видам. Таким образом, идея выступает принципом осмысления вещи, благодаря которому текучая реальность не расплывается перед нашим взором в бесформенную массу, но представляется в виде множества определенных вещей.Человек способен постигать идеи в их единстве и раздельности благодаря диалектике. Диалектикой Платон называл умение ставить вопросы и давать ответы, различать и обобщать. Цель человеческой жизни Платон видел в нравственном воспитании и очищении, он ориентировал на достижение этой цели всю организацию общественной жизни.Философия Аристотеля.Аристотель считал себя учеником Платона. Критикуя своего учителя, он возражал против вынесения идей в особый, высший мир и, значит, удвоения мира. У всякой вещи и всякого движения и изменения есть свои причины. Все многообразие причин Аристотель сводил к четырем: 1) форма, или сущность, 2) материя, или субстрат, 3) начало движения, 4) цель.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...