Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Античная философия (особенности, основные направления и идеи)




Античная философия зародилась в конце VII - начале VI в. до н. э. и просуществовала до V в. н. э. С VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос - (вселенная) мир, мыслимый, как упорядоченное единство. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот. Космос - порядок, понятие предложено Пифагором. В античной философии три этапа: досократовский, классический, эллинистическо-римский. Школы: 1. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр и Анаксимен) – натурфилософы. Фалес произвел переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции - усмотрев начало всего во влаге, т.е. попытался впервые найти физическое начало без посредства мифов. Все происходит из воды и в воду же обращается. Фалес называл бога универсальным интеллектом: бог есть разум мира. 2. Пифагор и его школа. Был тоже озабочен проблемой: «Из чего всё?», но решал её иначе, чем милетцы. «Всё есть число» - вот его исходная позиция. Гармония Вселенной обусловлена мерой и числом, математической пропорциональностью. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Он считал - всё происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других, животворяя их телесность. 3. Элейская школа (Парменид, Зенон и Мелисс) Они разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии. Учение школы было основано на двух принципах: бытие едино, а изменения иллюзорны. Ксенофан подверг критике современный ему политеизм, провозгласив в своем дидактическом эпосе, что Бог - это вечное единство, пронизывающее Вселенную и управляющее ею силой своей мысли. Парменид - первый греческий философ, противопоставивший мышление мнению. Он утверждал, что истинно лишь одно неизменное бытие, в то время как множественность и изменение - лишь иллюзия. Истина пребывает в мысли, ощущения же ведут к ошибке. Бытие и небытие образуют фундаментальную оппозицию, они внутренне противоречивы, а поскольку небытие не существует, бытие едино и возникновение невозможно. Элеаты первыми сформулировали метафизическую проблему бытия и становления, а через софистов и атомистов их влияние продолжалось вплоть до Платона и Аристотеля.

 

Проблема субстанции (первоначала) в античной философии

Решая проблему субстанции, античная мысль проделала эволюцию, пройдя путь от признания классических для древнего мира первоэлементов к феномену атома. Полагали что основой мира является либо вода (Фалес), воздух (Аноксимен), апейрон (Анаксимандр) – совокупность проявлений земных стихий. Но уже Демокрит, Эпикур выдвинули идею атомов- универсальных, минимальных по объёму частиц, «кирпичиков», как совокупности, которые образуют всё многообразие вещества на Земле. Тем не менее в качестве первоосновы ещё долгое время отдельные мыслители считали либо огонь (Гераклит), либо землю (Ксенофан) и др. Число как первоначало. Пифагор первым, как свидетельствуют античные источники, назвал определенный порядок всего мирского космосом. Небо, земля, боги и люди соседствуют друг с другом не как попало, а согласно некоему закону. По этой причине целостность сущего называется космосом, то есть порядком. Пифагорейцы выдвинули идею, что небеса вращаются согласно числовой гармонии. Все известные вещи имеют число, говорили они, без него ничто нельзя ни помыслить, ни узнать. Только ложь никогда не уложиться в число.

 

Философия средневековья

Схоластика развивалась в 2 этапа: 1) с 2-5 века наз. патристикой, основным содержанием которой стала защита христианства, создание догматики, формирование социальной базы христианства, противостояние другим религиям, что обусловило социальную проблематику патристики (отношение к государству, к правам и обязанностям гражданина). Методом патристики была апелляция к гражданину и естественному праву, в стремлениях уровнять христианство с другими религиями; 2) 5-15 века наз. схоластикой. Ее содержанием стала разработка проблемы познания мира в форме богопознания в условиях доминирования христианства во всех сферах жизни. Патристике и схоластике был присущ теоцентризм, позиция, ставящая бога в исходную, центральную и высшую точку мироздания. Содержанием философии в области антологии стала концепция творения мира богом, а в сфере гносеологии концепция откровения, которая открывала границы и ставила приделы познания мира. Представителями патристики были: Афиногор, Ксимент, Александрийский, Великий Василий, Иоан и др. отцы церкви. Решающую роль в патристике следует отвести Филону Александрийскому, который создал учение о признании существования божества, находящегося вне времени и пространства, и впервые предал идеи Бога личностный характер, превратив абстрактный образ в конкретный объект. Бог всемогущ, не кем не создан, совершенен и неповторим, поэтому находится бесконечно далеко от мира и для управления последним в пример и назидание людям посылает в мир посредника (логоса). Этот логос обладает функцией абсолютной красоты, гармонии, порядка, замыкая на себе единство мира, придавая миру устойчивость. Логос сотворен Богом как абсолютный разум и дух. Идея логоса впервые появляется у Стоиков (Сенека). Основой гносеологии выступает признание несовершенства человека, что ограничивает возможности познания. Познающему, поэтому приписывается аскеза, отказ от амбиций. Методом схоластики была вера (и как психическая установка, и как признание сверхъестественного, и как критерий духовности). Содержанием веры выступает учение о просветлении ума человека с помощью Бога, заимствованное у Платона. Мистика стала одним из направлений схоластики. Августин, Василий Великий и др. учили, что мир пронизан разумом, логосом, светом. Необходимо вернуться к Богу, отказавшись от телесных началов страстей, пройдя 3 этапа: 1) Катарсис (очищение души); 2) просветление души божественной мудростью; 3) озарение – полное слияние с Богом и постижение высшей истины. Вторым моментом характерным для схоластики был авторитаризм – опора на авторитет священного писания и отцов церкви, что привело к увлечению формальной логикой Аристотеля. Увлечение это было односторонним, т.к. схоласты предпочитают выводить следствие не из оснований, а из умозрительных посылок. Третей особенностью было учение о гармонии веры и разума. К 4-5 вв. усилились ереси и свободомыслие, интенсифицировалась научная деятельность, обозначалась автономия общества от церкви, поэтому возникла потребность в разведении науки и религии. Решение проблемы было найдено в 12 в. в учении Фомы Аквинского. Суть заключалась в том что у науки и религии разные сферы и предметы познания, религия – вера, наука – знание. Религия изучает сверхъестественное, философия и наука – естественный мир. Аквинский утверждал, что вера не должна противоречить разуму, поэтому можно доказать существование Бога и Души.

 

Философия Возрождения

Идеи: попытка преодоления концепции двойственной истины, утверждение истины, утверждение истины лишь за наукой; идея бесконечности и несотворенности вселенной; аппозиция христианству; развитие идей гуманизма и эстетики; оппеляция к земным ценностям и возврат к наследию античной эпохи. Непоследовательность и противоречивость учений представителей этого этапа, обусловленно слабостью естествознания. Становление Возрождения происходит на фоне урбанизации. Становление буржуазных отношений не только в промышленной сфере, но и финансовой, развитие товарно-денежных отношений, стирание межсословных барьеров, формой происходящих процессов в духовной сфере стал гуманизм и антропоцентризм. На основе противостояния христианству. Сущностью эпохи стало стремительное освоение окружающего мира, природы в форме открытий. Сущностью Возрождения явилось в духовной сфере возврат к ценностям античности, особенно к языческим ее элементам, через обожествление природы, признание человека высшей ценностью мира и даже наделение атрибутами творца. Это реабилитация физической, телесной красоты человека и самой светской жизни, которая в средние века была признана вторичной, бессмысленной. По всем направлениям мысли Возрождение противостоит христианству, хотя и опирается на средневековую схоластику. Основной целью гуманизма было обоснование права человека на счастье, комфорт и материальное благополучие в жизни. Человек объявлялся не только основой и центром мира, главным объектом философии, но и творцом его, поскольку развитие Возрождения проходило в форме эстетических гепотиз. Развитие искусства и литературы, где заметно проявляются творческие созидательные способности человека. Искусство абсолютизирует их, делая вывод о том, что человек - творец художественных образов способен творить сам мир. Общество признается результатом деятельности человека, возможности которого не чем не ограничены. Антропоцентризм и гуманизм эпохи проявлялись в форме дерзкого, основанного на гордыне отношения к идеи Бога, что привело к утрате управляемости в обществе, распределению порядка в нем и ликвидации общественного строя, который освящал этот порядок – феодализма. Объявление человека самодостаточным существом позволило исказить принцип свободы воли, приведя его до признания человеком абсурдного права на абсолютную свободу в обществе, поведении, выборе стиля жизни. Проблема гуманизации общества решается не на пути абсолютизации человека и его интересов и тем более не на отрицании творца, а лишь на выявлении специфики человека. Христианство считает человека лишь венцом творения, созданного в последний день

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...