Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности психических процессов младшего школьника




У детей школьного возраста ощущения уже настолько слиты с более сложным видом чувственного познания - восприятием, что изучать их отдельно невозможно.

Ощущения развиваются в общем процессе формирования и совершенствования психической деятельности ребёнка. Развитие ощущений выражается в следующем:

1. Обостряется абсолютная и различительная чувствитель­ность.

2. Образуются всё более сложные межанализаторные связи.

3. Формируются тонкие и точные сенсомоторные ассоциации, обеспечивающие точность движений и зрительный контроль за ними.

4. Развивающаяся речь превращает полученные раздражения в знания качеств предметов. Речь предаёт этим знаниям обобщён­ный характер и обеспечивает более совершенную ориентировку ребенка в окружающей среде.

5. Между различением качеств, их названием и использова­нием у маленьких детей нет полного соответствия. По мере развития это соответствие возрастает, на высшей ступени развития ощущение разных качеств предметов и их оттенков становится ос­нованием для осмысления отдельных предметов и целых жизненных ситуаций.

6. Совершенствующаяся чувствительность к качествам пред­метов и явлений и их словесное обозначение становятся основанием и условием развития у детей наблюдательности и эстетических чувств.

В младшем школьном возрасте продолжается развитие вос­приятия. Благодаря совершенствованию наблюдения восприятие превращается во все более целенаправленный и управляемый процесс. В школьные годы эта способность ребенка постоянно совершенствуется и достигает весьма высокой ступени развития.

У младшего школьника легко увидеть некоторое своеобра­зие восприятия. Оно вызвано в значительной мере ошибками в познании пространства. Правильно обозначают геометрические формы только 55% детей, поступивших в школу. Сохраняется у первоклас­сников и тенденция опредмечивания незнакомых им форм. Поэтому младшие ученики называют цилиндр стаканом, конус (опрокинутый) волчком или крышей, 6-гранную призму - столбиком и т.д. Это го­ворит о неизжитых еще трудностях в абстрагировании формы от предмета.

Причиной устойчивости многих ошибок в восприятии и разли­чении младшими школьниками фигур является сохраняющаяся у них ситуативность восприятия. Так, многие из них узнают прямую ли­нию, если она проведена в горизонтальном положении, но если она начерчена вертикально, или наклонно, дети уже не восприни­мают ее как прямую.

В младшем школьном возрасте существенно развивается и специальный вид восприятия - слушание, У школьников слушание становится не только средством, но и видом его учебной деятельности.

В развитии младшего школьника все большее значение при­обретает восприятие времени. Одна минута по представлению уча­щихся 1 класса в среднем равна 11,5 секундам; у учеников Ш кла­сса - 24,8 секунды; у учеников У класса - 31,1 секунды. Недоо­ценка такого короткого интервала, как минута с возрастов умень­шается. Более правильно учащиеся представляют себе час, поскольку чаще встречаются с этой мерой времени в личной практике.

Внимание первоклас­сника еще во многом сохраняет черты, характерные для дошкольни­ков. Первоклассники не могут одновременно рассматривать карти­ну и слушать рассказ учителя об авторе этой картины, т.к. в каждый момент они сосредоточиваются лишь на одном каком-то со­держании своей деятельности.

Учащиеся 1-П классов не умеют еще направлять свое вни­мание на то, что является главным, существенным в рассказе, картине или предложении. Повышенная эмоциональная возбудимость, еще сохраняющая­ся у детей 1 - Ш классов, также мешает им разобраться в выпол­няемой ими работе или рассказе учителя.

Причины рассеянности:

1) результат переутомления, что очень часто связано с просчетами в воспитании, такими как недостаточная готовность к обучению в школе, пропуск режимных моментов, наличие какой- либо патологии или чрезмерные притязания родителей, перегружающих своего ребенка дополнительными занятиями;

2)нарушение правильного дыхания, нередко вызванное неправильной позой ребенка при работе, не по росту подобранной мебелью, незалеченными заболеваниями носоглотки, недостаточным проветриванием помещения;

3/недостаточная умственная актив­ность, например, вследствие отсутствия интереса к занятиям вследствие пресыщения;

4)неправильное воспитание – педагогическая запущенность, недостаточное развитие воли и самостоятельности;

5)особенности темперамента, например проявления гиперактивности.

К возрасту 10-11 лет объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания у детей с нормальным развитием почти такие же, как и у взрослого человека. Младшие школьники могут переходить от одного вида дея­тельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако и здесь внимание ре­бенка сохраняет еще некоторые признаки «дет­скости».

Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие вни­мание, особенно интересны для ребенка. При этом следует отметить, что развитие внимания у детей младшем школьном возрасте вызвано не только биологическими причинами, но в первую очередь той деятельностью, которой занимается ребенок

У младших школьников сохраняется конкретная образность мышления. Оперирование единичными представлениями и трудности перехода к обобщениям отчетливо выступают и в том, как понимают младшие школьники аллегории и метафоры.

Механическая память за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует очень быстро. Несколько ниже темпы развития опосредованной, ло­гической памяти у ребенка, поскольку данный вид памяти еще не стал для него актуальным.

Специфика содержания и новые требования к процессам памяти вносят существенные изменения в эти процессы. Увеличивается объем памяти. Учащиеся IV класса запоминают в 2-3 раза больше слов, чем ученики I класса. В младшем школьном возрасте существенные качественные изменения происходит в том, что и как сохраняет память. 9-летние дети из предъявленных им 12 предметов запоминают в среднем 6,4, а из такого же количества слов аб­страктного значения они удерживают в памяти лишь 4,2.слова. В 11-12 лет дети запоминают в среднем 8,6 предмета и 5,1 слов абстрактного значения.

Преобладание запоминания наглядного материала сохраня­ется на протяжении всего периода начального обучения. С воз­растом при запоминании все большую роль начинают играть словесные опоры.

Значительные изменения происходят и в развитии вообра­жения младших школьников. Усваиваемый учебный материал посто­янно требует от учащихся деятельности воображения. Особенно большое значение для развития воображения имеет литература.

Главной особенностью развития когнитивной сфе­ры детей младшего школьного возраста является пе­реход психических познавательных процессов ребен­ка на более высокий уровень. Это прежде всего выра­жается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие внимание, память, представления), а также в форми­ровании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...