Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности личности младшего школьника




 

Отношения маленьких детей характеризуются сле­дующими особенностями.

1. Они не основываются на достаточно осмысленных, конкретных и системных знаниях. Дети повторяют оценки старших, порой даже копируют их чувства, но за этими внешними проявлениями осуждения или одобрения часто надолго сохраняется спокойствие чувств.

2. Отношения детей выступают тем ярче и тем быстрее оп­ределяются, чем ближе к их жизненному опыту поступки людей, о которых они слышат, чем более они им понятны и привлекательны.

3. Отношение детей к чему-либо обычно поверхностное, нестойкое, Младшие дети тем чаще занимают либо неправильную, либо нейтральную позицию, чем дальше от их жизненной практики обсуждаемый факт.

4. Отношения детей обычно полярны и безапелляционны.

Определившееся отношение - необходимее условие осущест­вления моральных поступков. Однако действия младших школьников в основном еще продолжают оставаться импульсивными. Даже зная и правильно определив свое отношение к хорошему или плохому, дети часто не действуют в соответствии с имеющимися у них знаниями и сформированными отношениями. Основная причина такого расхождения знаний отношений и действий заключается в том, что дети еще не умеют управлять своим поведением переводить мысли и чувства в действия. Лишь путем выработки привычек нравственного поведения, в основе которых лежат доступные детям нравственные понятия и выражающие их нравственные чувства и отношения, может быть воспитано произвольное поведе­ние ребят, знающих и умеющих поступать нравственно в любых жизненных обстоятельствах.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственно­го поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Нрав­ственное сознание младших школьников претерпевает существенные изме­нения от I к IV классу. Моральные знания, представления и суждения к концу возраста заметно обогащаются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщенными. Если моральные суждения учащихся 1-П классов основаны на опыте собственного поведения и на конкретных указаниях и разъяснениях учителя или родителей (которые дети часто повторяют, не всегда задумываясь над их содержанием), то уже уча­щиеся Ш классов, помимо опыта собственного поведения (последний, естественно, обогащается) и указаний старших, которые воспринима­ются более осознанно, пытаются анализировать опыт других людей.

Значительно большее влияние приобретает чтение художественной литературы, просмотр детских кинофильмов. Также формируется и моральное поведение. Дети 7-8 лет совершают положительные моральные поступки, чаще всего следуя прямым указаниям старших, в частности учителя. Ученики III класса в гораздо больше степени могут совершать такие по­ступки по собственной инициативе, не дожидаясь указаний со стороны.

Действительное и органичное усвоение детьми норм и правил по­ведения предполагает наличие у учителя хорошо разработанной системы приемов и средств контроля за их выполнением. Четкая формулировка этих норм и правил, обязательное поощрение исполнительности и не менее обязательная соответствующая реакция на нерадивость и разбол­танность - важные условия воспитания дисциплинированности и органи­зованности у младших школьников. Будучи сформироваными у ребенка в этом возрасте такие моральные качества становятся внутренним и органическим достоянием его личности.

Характер в младшем школь­ном возрасте только складывается. Характерологические проявления младших школьников могут отличаться противоречивостью и неустойчи­востью. В этой связи иногда за черты характера можно ошибочно при­нять временные психические состояния. В младшем школьном возрасте у детей обычно наблю­дается значительное снижение эмоциональной возбудимости. Благодаря этому дети 9-11 лет часто кажутся довольно уравновешенными в сво­ем поведении и в этом отношении порой более похожими на взрослых, чем даже подростки, вы­глядящие часто более возбудимыми.

Характер младшего школьника отличается некоторыми особенностями Прежде всего это импульсивность - склонность незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, по случайным поводам, не подумав и не взвесив всех обстоятельств. Причина этого явления ясна: возрастная слабость волевой регуляции поведения, потребность в активной внешней разрядке. Поэтому далеко не всегда случаи нарушения младшими школьниками правил внутреннего распорядка в школе следует объяснять недисциплинированностью.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник (особенно 7-8лет) еще не умеет длительно преследо­вать намеченную цель, упорно преодолевать трудности и препятствия. Он может при неудаче потерять веру в свои силы и возможности.

Распространение в младшем школьном возрасте недостатки характера - капризность, упрямство объясняются недостатками семейного воспитания. Ребенок привык к тому, чтобы все его желания и требова­ния удовлетворялись. Капризность и упрямство являются своеобразной фермой протеста ребенка против тех твердых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

К возрастным особенностям характера младшего школьника относятся и такие положительные черты, как отзывчивость, любознательность, непосредственность, доверчивость. Важной возрастной особенностью является подражательность - младшие школьники стремятся подражать взрослым и некоторым сверстникам, а также героям любимых книг и фильмов.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эта эмоциональность ска­зывается, во-первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображе­ние, умственная деятельность младших школьников обычно окрашены эмоциями. Во-вторых, младшие школьники (особенно I и П классов) не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешние прояв­ления, дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, младшие школьники отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами разви­вается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежела­тельные проявления,

В первые годы обучения в школе очень заметно развиваются интере­сы, особенно познавательный интерес, жадное стремление узнать больше, интеллектуальная любознательность. Если первоклассников и второклассников чаще интересует вопрос, «что это такое?», то в более старшем возрасте типичными стано­вятся вопросы «почему?» и «как?». С развитием навыка чтения склады­вается интерес к чтению, сначала к чтению вообще, а затем - к чте­нию определенной литературы, с острой и занимательной фабулой, сказкам, к книгам с несложным научно-фантастическим и приключенчес­ким сюжетом.

С Ш класса начинают дифференци­роваться учебные интересы. Если первоклассники интересуются учением вообще, то ученик Ш класса подчеркнет, что ему интересно решать за­дачи, писать диктовки, он любит уроки рисования и т.п. Развитие учебных интересов младших школьников прямо зависит от организации учебной работы. Большое значение имеет переживание ребенком своих успехов, достижений в учении, которые определяются, в частности, соответству­ющей оценкой учителя.

В младшем школьном возрасте заложены большие возможности худо­жественно-эстетического развития детей. Дети обычно очень интере­суются рисованием, лепкой, пением, музыкой. Учащиеся в конце Ш класса начинают заниматься лите­ратурным творчеством: пишут стихи, небольшие сказки, рассказы. Те­матика их - сезонные изменения в природе, отражение событий своей жизни, переживаемых чувств. Все это являемся предпосылкой развития в более старшем возрасте музыкальных, литературных способностей, способностей к рисованию.

В младшем школьном возрасте можно наблюдать и про­явления специфических умственных способностей. Уже в первой половине младшего школьного возраста возможны элементарные, зачаточные проявления не толь­ко художественных, но и специфических умственных способностей.

Особенности общения

 

Общение, складывающееся в условиях школьного обучения приобретает иной характер, чем до поступления в школу.

1. Четко выделяются две ведущие линии общения: учитель-- ученик, учебный коллектив - ученик.

2. Общение становится более целенаправленным, т.к. име­ет место постоянное активное воздействие учителя.

3. Другим становится общение школьника и вне школы, осо­бенно с членами семьи, в связи с изменением его социальной роли. Новые условия общения способствуют формированию таких качеств личности у школьника, как коллективизм, ответственность и самостоятельность. Знакомство с правами и обязанностями, об­щественная оценка деятельности и поведения школьника формируют его самооценку, позволяют осознать свое место в формирующейся системе отношений.

В младшем школьном возрасте ребенку приходит­ся преодолевать многие трудности в общении, и преж­де всего — со сверстниками. Здесь, в ситуациях фор­мального равенства (все одноклассники и ровесники), дети сталкиваются с разной природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального обще­ния сверстников, с разной волей и отличным чувст­вом личности. Столкновения эти приобретают выра­женные экспрессивные формы, например, агрессивные реакции, плаксивость, двигательную расторможенность.

Наиболее существенным свойством взаимоотно­шений ребенка со сверстниками является их принци­пиальное равноправие, включающее равенство прав на собственную эмоциональную оценку всего проис­ходящего в детской группе. Развитие общения ребенка со сверстниками спо­собствует формированию у него новой стадии эмо­ционального развития, которая характеризуется по­явлением у ребенка способности к эмоциональной децентрации.

Эта стадия эмоционального развития обычно со­существует с предыдущей: ребенок практикует одно­временно две системы отношений — отношения по­слушания и некритичного принятия правил, предла­гаемых взрослыми, и отношения равноправия людей, сообща вырабатывающих правила, принятые для всей компании. Такая «двойная бухгалтерия» чувств длит­ся обычно до начала подросткового возраста, когда у растущего человека появляется потребность унифи­цировать свои эмоциональные отношения с миром.

Дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения вза­имной симпатии и дружбы между детьми стано­вятся важными такие качества личности, как доб­рота и внимательность, самостоятельность, уве­ренность в себе, честность.

О возрастающей роли сверстников к концу младшего школьного возраста свидетельствует и тот факт что (в отличие от более млад­ших детей) школьники значительно острее пере­живают замечания, полученные в присутствии одноклассников. Дети в этом возрасте становят­ся более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста.

Неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень ост­ро и нередко является причиной неадекватных аф­фективных реакций. Однако если у ребенка существует хотя бы одна взаимная привязанность, он перестает осознавать и не очень остро переживает свое объективно плохое поло­жение в системе личных отношений в группе.

Ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Вместе с тем, не чувствуя эмоциональной близос­ти со своим учителем, ребенок бессознательно стремится компенсировать нереализованную потребности в положительных эмоциях. Не поощряемое взрослыми напряжение воли быстро утомляет и ис­тощает ребенка, и он бессознательно стремится снять негативное напряжение. Рассудочное и аффективное отношение к правилам, нравственным нормам разви­вается у ребенка через эмоционально-оценочное от­ношение к нему взрослого. Именно взрослый своим аффективным отношением к ребенку в данный мо­мент санкционирует определенный тип поведения. Новые грани чувств ребенка младшего школьного возраста развиваются, прежде всего, внутри учебной деятельности и в связи с ней.

Контрольные задания

1. Укажите изменения условий психического развития при поступлении ребенка в школу.

2.Назовите особенности развития личности младшего школьника.

3.Назовите особенности общения младшего школьника.

4.Покажите динамику развития познавательной сферы младшего школьника.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...