Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выделяют следующие виды специального трудового стажа.




1. Специальный трудовой стаж, учитываемый при досрочном назначении пенсии по старости:

– мужчинам и женщинам, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;

– мужчинам и женщинам, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

– женщинам, если они проработали в качестве трактористов‑машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно‑разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет;

– женщинам, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

– мужчинам, женщинам, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и в метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

– мужчинам, женщинам, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого‑разведочных, поисковых, топографо‑геодезиче‑ских, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

– мужчинам, женщинам, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

– мужчинам, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 20 и 15 лет в качестве механизаторов комплексных бригад на погрузочно‑разгрузочных работах в портах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет и т. д.

2. Выслуга лет:

а) на военной и приравненной к ней службе;

б) работников прокуратуры;

в) работников таможенных органов;

г) выслуга в связи:

– с работами в аварийно‑спасательных службах;

– с работой в гражданской авиации;

– с педагогической деятельностью;

– с лечебной и иной работой по охране здоровья населения;

– с творческой работой на сцене театров и в других театрально‑зрелищных организациях и коллективах.

 

  1. Непрерывный трудовой стаж.

 

Непрерывный трудовой стаж определяется по продолжительности последней непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации.

При переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца.

В следующих случаях непрерывный трудовой стаж сохраняется, если перерыв в работе не превысил двух месяцев:

а) при поступлении на другую работу лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, после увольнения с работы по истечении срока трудового договора;

б) при поступлении на работу в РФ после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях РФ за границей или в международныхорганизациях;

в) при поступлении на работу в РФ граждан, переселившихся из стран, с которыми РФ заключила соглашения или договоры о социальном обеспечении, после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях этих стран.

В следующих случаях непрерывный трудовой стаж сохраняется, если перерыв в работе не превысил трех месяцев:

а) при поступлении на работу лиц, высвобождаемых с предприятий, из учреждений и организаций в связи с их реорганизацией или ликвидацией либо осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, а также при поступлении на работу рабочих и служащих, увольняемых из частей, учреждений, организаций и с предприятий Вооруженных Сил РФ в связи с проведением мероприятий по сокращению;

б) при поступлении на работу после окончания временной нетрудоспособности, повлекшей в соответствии с действующим законодательством увольнение с прежней работы, а также при поступлении на работу после увольнения с работы в связи с инвалидностью либо после увольнения инвалидов по другим основаниям, по которым не установлены более льготные условия сохранения непрерывного трудового стажа; в)при поступлении на работу после увольнения вследствие обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе по состоянию здоровья, препятствующему продолжению данной работы. Непрерывный трудовой стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе:

а) при поступлении на работу после увольнения по собственному желанию в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность;

б) при поступлении на работу после увольнения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по старости либо после увольнения пенсионера по старости по другим основаниям.

Непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора по следующим основаниям:

а) систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка;

б) прогул либо появление на работе в нетрезвом состоянии;

в) вступление в законную силу приговора суда, которым рабочий или служащий осужден к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы;

г) совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, и др.

 

  1. Исчисление общего и специального трудового стажа.

 

Периоды, включаемые в общий и специальный трудовой стаж, подсчитываются по их фактической календарной продолжительности, за исключением случаев, перечисленных в ст. 94 Закона РФ от 20.11.90 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", когда производится кратное увеличение конкретных периодов на установленные коэффициенты.

 

В льготном порядке исчисляются следующие периоды работы (службы):

за год работы - полный навигационный период на водном транспорте, полный сезон на предприятиях и в организациях сезонных отраслей промышленности. Перечень сезонных работ утвержден постановлением СМ РСФСР от 04.07.91 № 381; в двойном размере - в лепрозориях и противочумных учреждениях; во время Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.), за исключением работы в оккупированных районах; службы по призыву; в тройном размере - в воинских частях, штабах и подразделениях, входивших в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении вследствие военной травмы; в г. Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.); время содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным. Время проживания в г. Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.) и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны засчитывается в ОТС в двойном размере, если они в указанный период не совершили преступления; в полуторном размере - в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев работы на Крайнем севере.

 

Ст. 13 Закона РФ от 20.11.90 № 340-1 устанавливает порядок суммирования работ с особыми условиями труда, т.е. периодов СТС. Как правило, к более легкой работе прибавляется более тяжелая работа. Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями Минтруда и Минсоцзащиты суммированный учет СТС предусмотрен только для работников: - специализированных предприятий, организаций, цехов, участков и других структурных подразделений, осуществляющих обслуживание, ремонт, реконструкцию, техническое перевооружение действующих производств на работах в профессиях и должностях, указанных в Списках № 1 и № 2 для соответствующих производств; - занятых на работах, обозначенных разделами XXII и XXXII Списков № 1 и № 2 "Работы с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием и редкоземельными элементами", а также разделами XXIV и XXXIV "Атомная энергетика и промышленность";

- научно-исследовательских подразделений, занятых на работах, перечисленных в подразделах 2 и 3 раздела IX "производство взрывчатых ионизирующих веществ, пороков и снаряжение боеприпасов" Списка № 1. При этом суммированный учет СТС производится по фактически отработанному времени при условии постоянной занятости на названных работах полный рабочий день. К работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в ст. 12 Закона №340-1.

 

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 № 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" с 1 февраля 1998 г. при определении индивидуального коэффициента пенсионера периоды, включаемые в трудовой стаж, подлежат учету только по фактической календарной продолжительности: год - за год, месяц - за месяц и т.д. Льготное исчисление стажа данным законом не предусмотрено. При подсчете стажа по правилам, действовавшим до 01.02.98, его средняя продолжительность у мужчин составляла 41 год, у женщин - 36 лет. При расчете пенсии на основании индивидуального коэффициента трудовой стаж сократился у мужчин в среднем на 4 года (до 37 лет), у женщин - на 5 лет (до 31 года).

 

  1. Доказательства страхового (трудового) стажа.

Подтверждение трудового стажа производится в соответствии с правилами, установленными

законодательством и Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения

пенсий в РСФСР, утвержденным приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от

4.10.1991г. № 190.

Трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных с места работы, службы,

учебы или иной деятельности, засчитываемой в стаж работы, вышестоящими организациями, а также

архивными учреждениями.

При отсутствии документов о трудовом стаже периоды работы устанавливаются по свидетельским

показаниям с соблюдением предусмотренных правил.

Вопрос № 2

Трудовой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ

«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного

страхования.», устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке

соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями.

Трудовой стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица,

устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При ее

отсутствии, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи

об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из

приказов, лицевые счета и т.д.

 

Условия доказательства стажа свидетельскими показаниями.

  • Стаж работы может устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если

документы о трудовой деятельности утрачены в связи со стихийными бедствиями (

землятресение, наводнение, ураган, пожар и т. п.) и восстановить их невозможно. В отдельных

случаях допускается установление стажа работы по свидетельским показаниям при утрате

документов по другим причинам (например, вследствие небрежного их хранения, умышленного

уничтожения и т.п.)

  • Продолжительность трудового стажа, установленного по свидетельским показаниям, не должна

превышать половины стажа, требуемого для назначения пенсии.

  • Время работы у отдельных граждан, в фермерских (крестьянских) хозяйствах, на условиях

индивидуальной трудовой деятельности свидетельскими показаниями не подтверждается.

  • При наличии документов об общем трудовом стаже характер работы, дающей право на пенсию

на льготных условиях и за выслугу лет, по свидетельским показаниям не устанавливается.

  • Стаж работы, установленный по свидетельским показаниям, учитывается как при определении

права на пенсию, так и при исчислении ее размера в зависимости от продолжительности трудовой деятельности.

 

  1. Трудовые пенсии по старости.

 

Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на получение пенсии определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом.

К юридическим фактам, определяющим право на получение трудовой пенсии по старости, относятся:

1) достижение общеустановленного пенсионного возраста:

– для мужчин – возраста 60 лет;

– для женщин – возраста 55 лет;

2) наличие страхового стажа – не менее 5 лет.

3) волеизъявление застрахованного лица, выраженное в письменной форме.

Страховой стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или)иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР.

В страховой стаж также засчитываются: – период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно‑исполнительной системы, и их семей»;

– период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

– период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

– период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

– период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

– период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком‑инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Под волеизъявлением застрахованного лица, выраженным в письменной форме, понимается подача заявления с необходимыми документами. Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Заявление о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии) рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления.

 

  1. Общие основания, определяющие право на пенсию по старости.

 

Закон РФ "О государственных пенсиях в РФ" от 20.11.90 № 340-1 предусматривает общие и льготные основания для получения пенсии по старости.

На общих основаниях трудовая пенсия назначается: мужчинам - по достижении 60 лет, при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет (ст. 10 Закона №340-1).

В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 "О занятости населения в РФ" безработным, имеющим необходимый трудовой стаж для выхода на полную пенсию по старости (включая пенсию на льготных условиях) и уволенным по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ, с их согласия пенсия оформляется досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию. Для оформления досрочной пенсии до 06.05.96 причина увольнения безработного значения не имела.

Концепция пенсионной реформы прямо не предусматривает увеличения пенсионного возраста. В ней лишь подчеркнута объективная тенденция - старение населения. Эта тенденция наблюдается во всех странах мира. В 90-х годах в ряде стран ЕЭС пенсионный возраст был повышен (например, в Греции для мужчин и женщин до 65 лет с 1992 г., в Италии с 1995 г. с 55 лет до 57 лет для женщин, с 60 до 62 лет для мужчин и др.) В Великобритании постепенное увеличение возраста ухода на пенсию для женщин с 60 до 65 лет запланировано с 2010 г. до 2020 г.; в Германии повышение для мужчин с 63 лет до 65, для женщин с 60 лет до 65 будет осуществляться с 2001 г. до 2012 г.

 

В большинстве экономически развитых стран пенсионный возраст на 57 лет выше, чем в России. Однако установление императивной нормы, увеличивающей пенсионный возраст, приведет к тому, что многие граждане России фактически не смогут реализовать свое право на пенсию в связи с сокращением средней продолжительности жизни в стране. В частности, уже сегодня средняя продолжительность жизни мужчин составляет только 57 лет.

В случае введения накопительного механизма финансирования пенсий по старости величина пенсии будет определяться путем деления условного капитала, отраженного на условно-накопительном счете в ПФР, на ожидаемую продолжительность жизни в месяцах после достижения пенсионного возраста. Таким образом, женщины, достигшие 55 лет, будут получать значительно меньше, чем 60-летние мужчины, а следовательно, у них возникнут стимулы для отсрочки фактического ухода на пенсию. Таким образом, без изменения законодательной нормы на практике произойдет выравнивание пенсионного возраста мужчин и женщин.

Однако в таком подходе содержится элемент дискриминации по признаку пола. "Ожидаемая" продолжительность жизни является слишком неопределенным среднестатистическим показателем, тогда как речь идет о субъективном праве на пенсию конкретного лица. Женщины и мужчины одинакового возраста, имеющие одинаковую сумму пенсионных накоплений, должны получать одинаковую по размеру пенсию. Но на практике женщины вряд ли смогут приобрести одинаковый с мужчинами объем накоплений, так как средняя заработная плата у женщин ниже чем у мужчин. Продолжительность их страхового стажа также в большинстве случаев будет меньше чем у мужчин из-за перерывов в работе, связанных с уходом за малолетними детьми. Следовательно, размер пенсии женщин в среднем будет ниже чем у мужчин и;без учета "ожидаемой" продолжительности жизни.

Думается, что ставить точку в дискуссии о пенсионном возрасте преждевременно. Заслуживает внимания и детального изучения опыт стран, в которых действует гибкий пенсионный возраст. Он позволяет уходить на пенсию в установленном временном промежутке, например, от 60 до 65 лет с сокращением размера пенсии пропорционально количеству недоработанных лет.

Вторым необходимым элементом сложного юридического состава, определяющего право на трудовую пенсию по старости, является общий трудовой стаж (ОТС). Периоды, включаемые в ОТС на основании действующего законодательства, рассмотрены в параграфе 7.2.

По замыслу авторов пенсионной реформы, трудовая (страховая) пенсия должна быть освобождена от несвойственных ей функций. В ходе реформы планируется установить соответствие условий предоставления и размеров трудовых (страховых) пенсий объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица с учетом продолжительности уплаты и величины страховых взносов. Стажевые требования для трудовых пенсий будут связаны с периодом уплаты страховых взносов. А трудовая (страховая) пенсия будет исчисляться пропорционально страховому стажу.

Предложения о введении значительных ограничений по учету страхового стажа (в частности, об исключении периодов учебы, отпусков по уходу за ребенком и др.) нарушают конституционный принцип, согласно которому в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Исключение из стажа отпуска по уходу за ребенком до трех лет прямо противоречит требованиям Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи. В настоящее время вопрос о возможности включения в страховой стаж периода отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет в случае перечисления в ПФР взносов из Фонда социального страхования РФ находится на рассмотрении в Федеральном Собрании и Правительстве РФ.

 

  1. Льготные основания, определяющие право на пенсию по старости.

 

Действующим законодательством установлено большое количество льготных оснований для пенсионного обеспечения, с которыми связано снижение общего пенсионного возраста и длительности трудового стажа. Льготные основания для пенсионного обеспечения по Закону РФ от 20.11.90 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" можно объединить в несколько групп: - в связи с особыми условиями труда (ст. 12); - в связи с особыми природно-климатическими условиями, в которых проходила трудовая деятельность (ст. 14); - в связи с особыми обстоятельствами, непосредственно характеризующими гражданина безотносительно к производственным и природно-климатическим условиям труда (ст. 11).

Льготные основания пенсионного обеспечения содержатся также в специальных законах (в частности, ст. 30-37 Закона РФ от 15.01.91 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") и др.

Как уже отмечалось, реформа пенсионного обеспечения предусматривает значительное сокращение количества льгот или перевод их в разряд профессиональных пенсий. В этих целях в настоящее время осуществляется проверка действующих нормативов вредных факторов производственной среды и трудового процесса и по ее результатам разрабатываются новые критерии для отнесения работ, профессий и должностей к категориям, дающим право на льготную пенсию. По предварительным данным применение новых критериев позволит сократить на 30-35 % предоставление пенсионных льгот и объективно определить сферу их действия. При этом в переходный период (до формирования дополнительных профессиональных пенсионных систем) льготы по государственному пенсионному обеспечению должны распространяться лишь на те производства, где вредные условия труда (либо опасность для здоровья человека) сохраняются вне зависимости от научно-технического прогресса.

Общая характеристика первых двух оснований была дана в гл. 7. Поэтому в данном параграфе будут кратко рассмотрены основания, закрепленные в ст. 11 Закона РФ от 20.11.90 № 340-1, а также в Законе РФ № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС".

В соответствии со ст. 11 пенсия на льготных основаниях устанавливается следующим особым субъектам: а) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до восьми лет, а также матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до этого возраста, - по достижеении 50 лет и при ОТС не менее 15 лет; б) инвалидам Великой Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным к ним в отношении пенсионного обеспечения (ст. 41 Закона): по достижении 55 лет (мужчинам) и 50 лет (женщинам), при ОТС 25 и 20 лет соответственно; в) инвалидам I группы по зрению: по достижении 50 лет (мужчинам) и 40 лет (женщинам), при ОТС 15 и 10 лет соответственно; г) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам: по достижении 45 лет (мужчинам) и 40 лет (женщинам), при ОТС 20 и 15 лет.

Гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, возраст выхода на пенсию сокращается в зависимости от того, к какой категории они относятся (ст. 13 Закона): граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; инвалиды вследствие катастрофы на ЧАЭС; граждане, принимавшие в 1986-1987, 1988-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения; граждане, занятые на эксплуатации ЧАЭС и на работах в зоне отчуждения; граждане, эвакуированные в 1986 г. из зоны отчуждения или переселенные; граждане, проживающие на территории зоны проживания с правом на отселение, и др. Максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию не может превышать 10 лет. Следовательно, пенсионный возраст для указанных выше категорий не может быть ниже 50 лет (мужчины) и 45 лет (женщины).

При исчислении пенсии на основе индивидуального коэффициента с 1 февраля 1998 г. продолжительность СТС во внимание не принимается. Расчет производится только с учетом ОТС, в составе которого СТС учитывается по фактической календарной продолжительности.

В случае перехода с 1 января 1999 г. на накопительный принцип финансирования пенсий лица, имеющие к дате его введения необходимый СТС и право на льготную пенсию, будут получать ее из ПФР в соответствии с действующим законодательством. Лицам, имеющим более половины стажа, пенсия будет назначаться в сокращенном размере в зависимости от количества месяцев, недостающих до полного. Если лицо имеет менее половины необходимого СТС, то право на пенсию будет определяться по условиям обязательного страхования, установленным для соответствующей профессиональной системы.

 

  1. Размеры трудовых пенсий по старости.

 

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется в соответствии со ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" по формуле:

СЧ = ПК/Т + Б, где

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев);
Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, который устанавливается в соответствии со Справкой о фиксированных базовых размерах страховой части трудовой пенсии и коэффициентах индексации.

Фиксированный базовыйразмерстраховой частитрудовойпенсии по старости лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).

При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства, за исключением проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющих страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин.

Размернакопительной частитрудовойпенсиипостарости определяется по формуле:

НЧ = ПН / Т, где

НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии по старости;
ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии (пункт 1 настоящей статьи).

Размертрудовойпенсиипостарости определяется по формуле:

П = СЧ + НЧ, где

П - размер трудовой пенсии по старости;
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости.
При отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, либо сокращением численности или штата работников, с их согласия может назначаться пенсия на период до достижения нормального пенсионного возраста, но не ранее чем за два года. Это правило распространяется и на досрочные пенсии (ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 г. «О занятости населения в РФ»). Дополнительным условием является наличие страхового стажа продолжительностью не менее 25 (для мужчин) и 20 лет (для женщин) или стажа, дающего право на досрочную пенсию в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Одновременно с трудовой пенсией в данном случае может назначаться и пенсия за выслугу лет в соответствии со ст.7 ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». При заключении безработным трудового договора или возобновлении иной деятельности, включаемой в страховой стаж, выплата пенсии прекращается.

 

  1. Пенсии за выслугу лет.

 

Право на пенсию за выслугу лет имеют:

1) лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и на службе в ОВД, и на службе в Государственной противопожарной службе, и на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и на службе в учреждениях и органах УИС 20 лет и более; 2)лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно‑штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45 лет, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12,5 лет составляет военная служба, и служба в ОВД, и служба в Государственной противопожарной службе, и служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и служба в учреждениях и органах УИС. Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:

1) лицам, имеющим выслугу 20 лет и более:

– за выслугу 20 лет – 50 % соответствующих сумм денежного довольствия;

– за каждый год выслуги свыше 20 лет – 3 % указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 % этих сумм;

2) лицам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12,5 лет составляет военная служба, и служба в ОВД, и служба в Государственной противопожарной службе, и служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и служба в учреждениях и органах УИС:

– за общий трудовой стаж 25 лет – 50 % соответствующих сумм денежного довольствия;

– за каждый год стажа свыше 25 лет – 1 % сумм денежного довольствия.

К пенсии за выслугу лет начисляются следующие надбавки:

1) пенсионерам, являющимся инвалидами I группы либо достигшим 80 лет, – на уход за пенсионером в размере 100 % минимального размера пенсии по старости;

2) неработающим пенсионерам, достигшим 55 лет либо являющимся инвалидами, имеющим на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, – на каждого нетрудоспособного члена семьи в размере 2/3, а на нетрудоспособного члена семьи, являющегося инвалидом III группы, – 1/2 минимального размера пенсии по старости;

3) пенсионерам – участникам ВОВ – в размере 100 %, а лицам из их числа, достигшим 80 лет или являющимся инвалидами I и II групп, – 20 % минимального размера пенсии по старости.

В выслугу лет для назначения пенсии засчи‑тывается:

– военная служба;

– служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

– служба в учреждениях и органах уголовно‑исполнительной системы;

– служба в советских партизанских отрядах и соединениях;

– время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах МВД, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах УИС;

– время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы и т. д.

 

  1. Общая характеристика пенсий за выслугу лет.

 

Пенсии за выслугу лет – ежемесячные денежные выплаты, назначаемые гражданам в связи с длительной профессиональной деятельностью, выплачиваемые, как правило, при условии оставления работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет.

Пенсии за выслугу лет устанавливаются в связи с длительной подземной работой, работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также в случаях занятия лицами некоторыми видами профессиональной деятельности, связанной с риском преждевременного профессионального старения.

Пенсия за выслугу лет служит формой материального обеспечения таких категорий работников, которые из-за особого характера профессии не могут продолжать работать по данной профессии в силу особых требований, предъявляемых к состоянию здоровья данной категории работников, либо в силу того, что дальнейшая работа по прежней профессии не всегда целесообразна в связи с некоторыми обычными возрастными изменениями.

Цель пенсии за выслугу лет – освободить таких граждан от необходимости продолжать свою прежнюю работу, компенсировать им в значительной части утраченный заработок в связи с переходом на другую работу либо полным прекращением трудовой деятельности.

Пенсия за выслугу лет назначается при наличии определенной продолжительности специального трудового стажа, как правило, независимо от возраста и состояния профессиональной трудоспособности. Порядок исчисления специального трудового стажа устанавливается с учетом особенности и специфики характера и условий труда, а также профессий. Суммирование различных видов специального стажа не допускается. Законодательством не предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет при неполном специальном трудовом стаже. В некоторых случаях дополнительными условиями может быть достижение определенного возраста, а также наличие общего трудового стажа.

В отличие от пенсии по старости пенсии за выслугу лет назначаются четко очерченному в законодательстве кругу лиц и выплачиваются, как правило, при условии оставления работы, с выполнением которой она установлена.

 

  1. Пенсии за выслугу лет военнослужащим.

 

Действие закона распространяется на:

1) проживающих в РФ лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, контрактников Вооруженных Сил РФ и ОВС СНГ, ФПС, железнодорожный войск, органов правительственной связи и информации, войск ГО, ФСБ; лиц, проходивших службу в Вооруженных Силах СССР, КГБ и других воинских формированиях СССР;

2) приравненные лица – которые в период ВОВ занимали в партизанских отрядах командные должности, а также бывшие военнослужащие срочной службы, которые в период ВОВ занимали должности, занимаемые офицерами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...