Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие методических основ преподавания математики в коррекционной школе VIII вида




ПРЕДИСЛОВИЕ


 


Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор Н.М. Назарова; кандидат педагогических наук В.В. Эк

Перова М.Н.

127 Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб, для студ. дефект, фак. педвузов. — 4-е изд., перераб. — М.: Гуманит. изд. ' центр ВЛАДОС, 2001. — 408 с.: ил. — (Коррекционная 1 педагогика).

ISBN 5-691-00216-3.

В учебнике раскрыты задачи, методы, организация и содержа­ние обучения математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для детей с нарушением интеллекта), а также методика изучения основных тем этого учебного предмета. Рекомендуемые средства и методы обучения школьников раскрываются с учетом '• их психологического развития и потенциальных возможностей.

Е издание учебника вышло в 1989 г.

Учебник предназначен для студентов дефектологических фа­культетов педвузов. Может быть использован учителями специаль­ных (коррекционных) школ, родителями детей, имеющих трудно­сти в обучении математике.

БВК74.3

Перова М.Н., 1999 «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999, с изменениями Серийное оформление обложки.

В ЛАД ОС», 1999

ISBN 6-691-00216-8


Настоящая книга представляет собой 4-е издание учебника, вышедшего в 1989 г. Она предназначена для студентов — буду­щих учителей общеобразовательной специальной (коррекционной) школы VIII вида (для детей с интеллектуальным недоразвитием). Материал учебника переработан в соответствии с новым типовым положением, со стандартом общего образования умственно отста­лых учащихся, а также с учетом результатов новых исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, методики обучения математике и смежных дисциплин.

Учебник состоит из двух разделов:

1. Общие вопросы методики обучения математике в школе VIII
вида (для детей с нарушением интеллекта).

2. Частные вопросы методики обучения математике в школе
VIII вида.

Первый раздел открывает глава «Развитие методических основ преподавания математики во вспомогательной школе»1. В последу­ющих главах раскрыты задачи, средства и методы обучения мате­матике, вопросы содержания и организации преподавания матема­тики, связь обучения математике с другими учебными предмета­ми, трудности и особенности усвоения математических знаний учащимися с интеллектуальным недоразвитием.

Рекомендуемые средства и методы обучения математике умст­венно отсталых школьников даны с учетом особенностей их пси­хофизического развития и потенциальных возможностей.

В учебнике показано, что изучение математики в школе VIII вида является одним из средств коррекции и социальной адаптации учащихся, подготовки их к овладению профессией.

В главах учебника наряду с новыми названиями школы для умственно отсталых детей — «общеобразовательная специальная (коррекционная) школа VIII вида» может встретиться ее старое название «вспомогательная» или сокра­щенное «школа VIII вида».


 


Второй раздел посвящен системе и методам работы над всеми темами курса математики, изучаемого в этой школе: арифметике целых чисел и дробей, единицам измерения величин, измерениям,

.математического материала для учащихся с интеллектуальным недоразвитием представляет большие трудности, причины которых в первую очередь объясняются особенностями развития познавательной и эмоционально-волевой сферы умствен­но отсталых школьников.

Излагаемые в учебнике методические рекомендации на результатах психолого-педагогических и методических исследований олигофренопедагогов, психологов и методистов, а результатах исследований автора в этой области. В книге нашли отражение рекомендации методистов общеобразовательных школ, касающиеся начального обучения математике, передовой педагоги­ческий опыт учителей вспомогательных школ и некоторый зару­бежный опыт в области обучения детей с нарушением

Хотя данный учебник предназначается в первую очередь студентов дефектологических факультетов педагогических универ­ситетов и институтов, он может быть использован учителями специальных (коррекционных) школ VIII вида, а такж всех типов специальных школ, родителями для работы с испытывающими трудности при изучении математики.


РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ

ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII

Глава 1

РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Методика обучения математике в коррекционной школе VIII ви­да начала складываться в нашей стране в 30-е годы XX века.

Основоположники коррекционной школы VIII вида в России А. Н. Грабаров, Е. В. Герье, Н. В. Чехов и др. считали, что мате­матика должна дать умственно отсталому ребенку лишь практи­ческие приемы счета. Они утверждали, что обучение математике должно быть индивидуализировано вследствие разнообразных способностей детей, обосновывали необходимость использования конкретного материала, который должен быть хорошо знаком и интересен учащимся. В первые годы становления коррекционной школы VIII вида использовался методический опыт обучения счету прогрессивных зарубежных специалистов О. Декроли, Ж. Демора, М. Монтессори, Э. Сегена и др.

Первые методические пособия по арифметике для учителей и студентов были подготовлены Н. Ф. Кузьминой-Сыромятниковой. В них достаточно полно освещались вопросы как общей, так и частной методики арифметики.

Н. Ф. Кузьмина-Сыромятникова, исходя из общих задач кор­рекционной школы, сформулировала задачи обучения арифметике: общеобразовательную, воспитательную, практическую. Она спра­ведливо пропагандировала использование наглядных средств при обучении арифметике, обращала внимание на четкое планирова­ние работы по этому учебному предмету, организацию практичес­ких работ. Ею подробно разработана методика решения арифмети­ческих задач, даны рекомендации к организации самостоятельных работ.

Другие работы Н. Ф. Кузьминой-Сыромятниковой («Решение арифметических задач во вспомогательной школе», «Обучение


арифметике в I классе вспомогательной школы», «Пропедевтика обучения арифметике») дают более развернутые методические ре­комендации по соответствующим вопросам обучения арифметике. Эти пособия сыграли большую роль в подготовке студентов дефек­тологических факультетов к практической работе, а также в рабо­те учителей коррекционной школы.

В конце 40-х—начале 50-х годов в специальной методике мате­матики появились экспериментальные исследования, посвященные совершенствованию обучения школьников с нарушением интеллек­та, различным разделам арифметики и элементам наглядной геомет­рии. Так, в исследованиях К. А. Михальского, М. И. Кузьмицкой, О. П. Смалюги, М. Н. Перовой, А. А. Хилько, Р. А. Исенбаевой, А. А. Эк, Г. М. Капустиной, И. В. Зыкмановой и др. разработана методика обучения решению арифметических задач, показана роль подготовительных упражнений, направленных на обогащение практического опыта учащихся, сравнения и сопоставления, ди­дактических игр, наглядности, схематических рисунков, различ­ных форм записи содержания и решения задач, а также предмет­но-практических упражнений, направленных на конкретизацию со­держания задач.

Экспериментальному исследованию подвергалась методика формирования дочисловых и числовых представлений, методика обучения умственно отсталых школьников нумерации и арифмети­ческим вычислениям (Н. И. Непомнящая, О. Ю. Штителене, Н. Д. Богановская, В. Ю. Неаре)

Исследования показали, что для успешного формирования по­нятия числа умственно отсталые дети должны приобрести опреде­ленный наглядно-практический опыт, что усвоение ими вычисли­тельных приемов возможно только путем опоры на наглядность и иллюстрирование каждого выражения. Следовательно, необходима специальная методика формирования умений переносить опыт, на­копленный в работе с непрерывными и дискретными множества­ми, на знаково-идеальный уровень. В исследованиях также разра­ботана методика ознакомления с основными функциональными характеристиками чисел на основе измерения различными мерка­ми и установления отношений между ними.

Б. Б. Горским, И. М. Шейной экспериментально разработана новая методика изучения нумерации и арифметических действий с многозначными числами (классом тысяч), предложена система коррекционно-развивающих упражнений, практических заданий, 6


 


тесно связанных с профессионально-трудовым обучением жизнью. Усовершенствована методика изучения обыкновенных и десятич­ных дробей (Т. В. Терехова, Л. Гринько).

Исследование путей совершенствования методики обучения изме­рению величин и действий над числами, полученными от измерений (И. Н. Манжуло, М. И. Сагатов, И. И. Финкельштейн и др.), пока­зали, что наилучшие результаты дают целенаправленные упражне­ния по усвоению системы единиц измерения величин: сравнение единиц измерения, сравнение чисел, полученных от измерения с разными единичными соотношениями, сравнение чисел с одинаковы­ми числовыми характеристиками, но различными наименованиями, сравнение действий с числами без наименований и с наименования­ми, имеющими одинаковые числовые характеристики.

Поискам приемов развития активности и самостоятельности учащихся школы VIII вида в процессе работы над арифметической задачей посвящено исследование А. А. Хилько, а развитию само­стоятельности при выполнении домашних заданий — исследова­ние А. Н. Ляшенко. Каждый исследователь убедительно показыва­ет необходимость заданий репродуктивного характера для воспи­тания уверенности в самостоятельных действиях и формирования прочных знаний и умений. Однако по мере развития и коррекции познавательных способностей школьников показана необходи­мость заданий, требующих самостоятельного поиска, умозаключе­ний, переноса знаний в новые или нестандартные ситуации, а также заданий практического характера (несложное моделирова­ние, графические работы, измерения, дидактические игры, экскур­сии и т. д.).

Значение и приемы развития мотивации в процессе обучения математике убедительно показаны в исследовании Ю. Ю. Пумпу-тиса, который пришел к выводам, что, когда действия учеников мотивированы, когда они могут полученные на уроках математики знания применить в своей бытовой или трудовой деятельности, качество усвоения математического материала возрастает. Разви­тию познавательного интереса к математике способствует в млад­ших классах использование дидактических игр, занимательных упражнений, предметно-практической деятельности детей, а в старших классах осознание практической значимости математи­ческих знаний (М.Н. Перова).

Изучена проблема обучения школьников с интеллектуальным нарушением элементам наглядной геометрии. Разработаны задачи,


последовательность и система изучения геометрического материа­ла, методы и средства обучения и контроля, организация обучения элементам наглядной геометрии, установление более тесной связи геометрических знаний с жизнью, профессиональным трудом (П. Г. Тишин, М. Н. Перова, В. В. Эк и др.).

Установлено, что неоднородность состава учащихся коррекционной школы, разные возможности усвоения математических зна­ний в зависимости от тяжести и степени дефекта требуют диффе­ренцированного, индивидуального подхода на уроках математики (В. П. Гриханов, В. В. Эк).

Исследованы особенности использования чертежно-графичес-ких, измерительных и вычислительных навыков в трудовой дея­тельности учащихся коррекционной школы (Т. В. Варенова). По­казано, что без специальной организации обучения профиль труда не оказывает должного влияния на математическую подготовку умственно отсталых школьников, в то время как уровень матема­тических знаний, умений и навыков играет важную роль в овладе­нии рабочей специальностью. Целенаправленная реализация меж­предметных связей математики и профессионально-трудового обу­чения положительно повлияла на развитие измерительных и чер­тежных навыков, на возможность их использования в различных ситуациях.

В книге «Обучение учащихся I—IV классов коррекционной школы» (М., 1982), в главе «Обучение математике», написанной В. В. Эк, и в ее книге «Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы» (М., 1990) большое внимание уделяется пропедевтике обучения математике, изучению возмож­ностей детей с нарушением интеллекта в овладении математичес­кими знаниями, реализации дифференцированного подхода на уро­ках математики, даются конкретные методические советы учите­лям младших классов, раскрыты интересные приемы формирова­ния математических знаний у умственно отсталых школьников. Работе с геометрическим материалом посвящено методическое по­собие В. В. Эк, М. Н. Перовой «Обучение элементам наглядной геометрии во вспомогательной школе» (М., 1983). В нем раскры­ваются задачи обучения наглядной геометрии, показаны особен­ности и трудности усвоения учащимися геометрических знаний, овладения измерительными, графическими и чертежными умения­ми как в младших, так и в старших классах.

В пособии описаны методы и приемы, формы организации обу­чения наглядной геометрии, дается описание средств обучения,


 


подробно изложена методика изучения всех программных тем, раскрыта связь изучения геометрического и арифметического ма­териала, связь наглядной геометрии с профессионально-трудовой подготовкой учащихся. Значительное место в пособии отводится методике решения задач геометрического содержания.

Анализ методических основ преподавания математики в школе VIII вида дает возможность сделать заключение, что в настоящее время в методике обучения математике сделаны значительные шаги в поисках эффективных дидактических приемов корриги­рующего обучения математике на основе учета особенностей умственной деятельности учащихся и усвоения ими математи­ческих знаний.

Глава 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...