Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логика развития междунар. бизнеса. Взаимозаменяемость междунар. сделок




Когда компания исчерпала все возможности получения доп. доходов на рынке своей страны, то доп. рост продаж может быть достигнут 1) за счет следующего шага вверх - выхода на заруб. рынки, т.е. междунар. роста.

Успех на междунар. арене приходит обычно только к тем фирмам, кот. вначале научились быть конкурентосп-ми на рынках нац-х. Если компания готова к интернационализации, то ей надо вначале выбрать наиболее рациональный для нее способ решения этой задачи.

Если компания уже вышла на международные рынки и успешно заняла там свою позицию 2) дальнейший рост м.б. обеспечен за счет поглощений или слияний, когда компания растет за счет того, что она покупает другие фирмы или сливается с ними на равноправных началах. Это путь обеспечивающий скачкообразное увеличение сводного объема продаж, ден. потоков и в принципе рын. стоимости бизнеса. И наконец, когда возможности роста исчерпаны и нет экономич. рациональных вариантов поглощений и слияний в своей отрасли, то 3) дальнейший рост бизнеса и его стоимости возможен уже за пределами отрасли. Компания может купить новый бизнес, находящийся на высоких ступеньках такого же рода лестницы роста, но на совершенно др. рынках (напр., компания Sony, кот., достигнув очень многого на рынке электробыт. товаров, начала покупать звукозаписывающие компании, а затем и кинокомпании).

Высшая ступенька лестницы развития бизнеса также сопряжена с множеством проблем – т.к. приходится заниматься совершенно новым бизнесом, а это требует соответствующей квалификации и влечет за собой высокие степени риски падения эффективности нового бизнеса в силу незнания нектор. особенностей.

Манделл теоретически подтвердил идею взаимозаменяемости торговли товарами и движения факторов: увеличение числа препятствий для торговли стимулирует перемещения факторов, и увеличение числа ограничений для перемещений факторов стимулирует торговлю. Для достижения эффективности производства в мировом масштабе не обязательно необходимо свободное перемещение как товаров, так и факторов производства. Если выполняются условия производства, достаточно, чтобы свободно перемещались либо товары, либо факторы. Введение тарифов стимулирует перемещение факторов производства. То, какой из факторов перемещается, зависит, разумеется, от того, какой фактор является более мобильным. Например, если мобилен только капитал, страна, обладающая избытком трудовых ресурсов, с помощью тарифов может привлекать капитал, а страна, обладающая избытком капитала, может при помощи тарифов стимулировать иностр. инвестиции.

 

 

7.28. Характеристика и условия применения междунар. сделок: экспорта-импорта, экспортной кооперации, международной кооперации по изготовлению продукции, лицензинга, лизинга, франчайзинга, совместного и иностранного предприятия

Внешнеторг. операции осуществляются на основе междунар. сделок, являющихся правовой формой, опосредующей междунар. коммерч. операции.

Внешнеторг. сделка -действия, направл-е на установление, изменение и прекращение гражданско-правовых отношений в сфере купли-продажи между п/п и организациями, кот.е нах-ся в разных странах. Внешнеторг. сделка подразумевает исполнение платежа за поставленный товар, выполненную услугу или предоставленную консультацию, лицензию и т.д. Кроме того, сущ-т товарообменные сделки, осущ-ые без привлечения ден. ср-в. В междунар. торг. практике торг. сделка может облекаться в форму договора купли-продажи (контракта), др. договоров на проведение работ, оказание услуг и т.п.

Обязательным условием междунар. торговой сделки является ее заключение с иностр. контрагентом.

Сделка купли-продажи товаров - поставка конкретных товаров в соглас-ые сроки по оговоренной цене на соглас-х условиях. Предусматривает переход прав собственности на товар от продавца к покупателю и оформляется контрактом купли-продажи.

Сделки по купле-продаже товаров бывают: экспортные, импортные, реэкспортные и реимпортные запродажные внешнеторг. контракты. Экспортные операции направлены на вывоз товаров за пределы государства. Импортные операции связаны с ввозом на внутр. рынок товара, закупленного у др. страны. Реэкспортные операции - продажа с вывозом за границу ранее импортированного и не подвергшегося переработке товара. Обычно эти операции возникают из-за резкого изменения междунар. обстановки, отсутствия прямых экономич. и дипломатич. связей между странами, возникновения военных действий. Реимпортные операции - наоборот.

Правовую основу междунар. коммерч. сделки образует совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих порядок и формы совершения сделок, заключаемых с иностр. партнером.

Источниками правового регулирования междунар. договоров купли-продажи в приоритетном порядке являются:

1. Международные договоры (Венская конвенция 1980г.)

2. Национальное законодательство;

3. Торговые обычаи.

Для унификации обязанностей продавца и покупателя по поставке товаров и обеспечения одинакового их толкования контрагентами из разных стран Международной торговой палатой (МТП) разрабатываются Правила толкования междунар. коммерч. терминов «Инкотермс», определяющие содержание основных, наиболее применяемых на практике, условий поставки.

ЭКСПОРТНАЯ КООПЕРАЦИЯ

ЭК - сотрудничество на добровольной основе двух и более юридически и экономически самостоятельных предприятий на основе заключенного между ними соглашения или договора. Это со­трудничество направлено на решение стоящих перед участниками ко­операции общих задач в области экспорта.

ЭК имеет функциональную, инструменталь­ную и институциональную стороны. В функциональном отношении со­трудничество по экспорту представляет собой обычные совместные действия группы независимых фирм, располагающих взаимосвязан­ными продукцией и рынками. В инструментальном и институциональном плане международная ЭК предполагает использование определенных методов и механизмов, с помощью которых решаются задачи по про­никновению на зарубежные рынки:

♦ обмен информацией;

♦ обмен опытом: коллективная деятельность без специального предварительного выделения какой-либо из проблем предприятий;

♦ сотрудничество в решении оговоренных взаимным соглашени­ем задач;

♦ формирование кооперативного ангажемента (обязательства); основание акционерного общества;

♦ правовое выделение кооперативного ангажемента (обязатель­ства).

ЭК позволяет обмениваться информацией о международных выставках, открытых конкурсах на размещение прави - тел ьственных заказов, торговых посредниках, комиссионерах и т. п., а также об источниках получения другой информации Практикуется совместное приобрете­ние различного рода основных средств, в особенности таких, которые сообща можно дешевле купить и скорее окупить, например, выставоч­ного оборудования, конторского имущества, складского оборудования, складских помещений, грузовых автокаров.

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ

Сущность международной производственной кооперации заключается в том, что производственные фирмы разных стран осуществляют на договорной основе процесс создания отдельных видов промежуточной продукции (комплектующих, узлов и компонентов), предназначенных в качестве составных элементов для производства конечного продукта.

В основе международной производственной кооперации лежит международное разделение труда, представляющее собой исторически сложившееся в мире распределение производительных сил, развивающихся в диалектическом единстве разъединения (специализации производства) и объединения (кооперации производства).

ЛИЗИНГ

Лизинговая сделка классифицируется как сделка международного лизинга в том случае, если лизингодатель (лизинговая компания) и лизингополучатель являются резидентами различных гос-в. Делится соответственно на экспортный и импортный.

Согласно договору экспортного лизинга лизинговая фирма приобретает имущества у нац. фирмы, а затем передает его в пользование на договорных началах иностр-му лизингополучателю. Импортный лизинг предполагает обратную ситуацию, когда оборудование лизингодатель закупает у иностранного субъекта хозяйственной деятельности, а затем предоставляет его на правах лизинга отечественному лизингополучателю.

Выгода междунар. лизинга — в использовании благоприятного налог. режима, установленного в той или иной стране.

Для сделок международного финансового лизинга есть 3 варианта права

1.Конвенция УНИДРУА (исп., если лизингодатель и лизингополучатель находятся в странах-участницах Конвенции или, если договоры лизинга и поставки предмета лизинга регулируются правом одной из стран-участниц Конвенции -наиболее предпочтительный вариант междунар. лизинга)

2. Право страны лизингодателя (применяется в случаях, когда сделка не регулируется Конвенцией и стороны не определили применимое право)

3. Право страны, избранное сторонами сделки (применяется, если стороны определили право при совершении сделки либо в результате последующего соглашения сторон)

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

Лицензионные сделки в международной практике характерны при коммерческом обмене технологиями и реализуются обычно на основе заключаемых договоров на передачу ноу-хау. Такие договоры традиционно именуются лицензионными. Это означает, что в данном случае речь идет о так называемой бесплатежной лицензии. Поскольку договор на передачу ноу-хау отличается от лицензионного договора на изобретение, это требует вышеуказанной оговорки.

Лицензия- разрешение на передачу физическими или юридическими лицами (лицензиарами) принадлежащих им прав на использование изобретения, промышленного образца другим физическим или юридическим лицом (лицензиатом).

В международной торговле существует три вида лицензионных соглашений:

простое (дает возможность лицензиару продавать аналогичные лицензии другим лицензиатам, самостоятельно производить и сбывать продукцию на любом рынке);

исключительное (лицензиат получает монопольное право на ее использование, включая перепродажу другим организациям в пределах определенной территории).

Полное (продажа патента, в результате чего лицензиар навсегда лишается права на свое изобретение).

Оплата стоимости лицензий и ноу-хау производится в зависимости от вида сделки, которая оформляется через соответствующие лицензионные соглашения, где оговаривается комплекс дополнительных обязательств по оказанию помощи лицензиатам в применении технических новшеств.

 

ФРАНЧАЙЗИНГ

Франча́йзинг – это разновидность коммерческих отношений, при которых одна сторона (франчайзер) за плату передаёт другой стороне (франчайзи) право на использование разработанной, существующей, реально работающей модели бизнеса. Также, при подобных взаимоотношениях франчайзер предоставляет франчайзи возмездное право действовать от своего имени и при этом использовать товарные знаки и бренды франчайзера.

Условия франчайзинга

Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером и франчайзи. Содержание договора может быть различно, от простого до очень сложного. Как правило, в договоре регламентируется сумма отчислений за использование франшизы (она может быть фиксированная, единоразовая за определённый период, составляющая процент от продаж). Требование отчислений может и отсутствовать, но в таком случае франчайзи обязуется покупать у франчайзера определённое количество товара/работ/услуг. Отдельным пунктом договоров могут служить условия использования товарного знака/бренда.

 

СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

совместное предприятие - юридическое лицо РБ, уставный фонд которого состоит из доли иностранного участника (долей иностранных участников) и доли отечественного участника (долей отечественных участников). Участниками могут быть как физические, так и юридические лица.

иностранное предприятие - юридическое лицо РБ, уставный фонд которого состоит только из доли иностранного участника (долей иностранных участников). Белорусских участников в иностранном предприятии нет.

Особенностями ИП и СП по сравнению с предприятиями не имеющими такого статуса являются:
1. Размер минимального вклада иностранного участника совместного или иностранного предприятия - 20 000 долларов.
2. Уставный фонд иностранного или совместного предприятия выражается в долларах США.
3. В ИП или СП уставный фонд, как правило, формируется не на момент регистрации, а после (не менее чем на 50 процентов в течение первого года со дня государственной регистрации за счет внесения в него каждым из участников не менее 50 процентов своей доли и в полном объеме - до истечения двух лет со дня регистрации). Это правило не распространяется на ОАО.
4. ИП или СП обязаны предоставить в зарегистрировавший их орган аудиторское заключение, подтверждающее факт формирования уставного фонда в установленных размерах не позднее 30 дней со дня окончания соответствующего периода, установленного для его формирования, а регистрирующий орган выдает иностранному или совместному предприятию свидетельство о формировании уставного фонда.
5. ИП или СП обязаны ежегодно проводить обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
6. Для ИП или СП отсутствует необходимость в получении лицензии на деятельность, связанную с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и трудоустройством граждан Республики Беларусь, в случае избрания на должность руководителя участника, являющегося иностранным гражданином.
7. ИП или СП не могут ликвидировать по решению регистрирующего органа. Только в судебном порядке.

8.29. Валютные позиции внешнеторговых контрактов.

Валютные условия контракта включают в себя принципы и формы расчетов между экспортером и импортером, выбор валюты цены и платежа, систему страхования риска валютных потерь и различного рода гарантий от неплатежа или необоснованной его задержки.

Валютные условия контракта неразрывно связаны с его основным содержанием (количеством, качеством, ассортиментом поставляемой продукции, периодом поставки) и предполагают прежде всего обоснованный выбор валюты, в которой будет определяться цена и совершаться платеж.

Для фиксации цены в контракте используется любая из СКВ импортера или третьей страны, которая используется в международных расчетах. Валюта цены устанавливается исходя из межгосударственных и торговых соглашений, предусмотренных между странами, и в зависимости от способов реализации на мировом рынке конкретных товаров (через международные биржи и аукционы).

При выборе предполагаемой валюты цены необходимо стремиться к сокращению возможного пересчета валют при совершении платежа, что достигается фиксацией цены и платежа в одной и той же валюте. В международной практике предусматривается вариант, предполагающий использование при пересчете валют курса телеграфного перевода (или курса продавца), действующего в той стране, в валюте которой производится платеж, как более выгодного для экспортера, и среднего курса продавца и покупателя (среднеарифметической величины).

Валютный риск – возможные потери, вызванные изменением реальной стоимости платежа, выраженного в иностранной валюте, в связи с колебанием ее курса. Различают курсовые валютные риски (потери при колебаниях валютных курсов) и инфляционные (обесценивание валют в результате инфляции).

Одним из способов нейтрализации валютных рисков служит сокращение сроков между заключением сделки и осуществлением платежа.

Специальные меры – защитные валютные оговорки. Защитные оговорки – способы страхования валютных рисков. Они построены на принципах увязки размеров платежей с изменениями, происходящими на валютных и товарных рынках и направлены на сохранение содержания расчетного обязательства, выраженного в конкретной валюте.

Валютные оговорки – условие, включенное в текст контракта, в соответствии с которым сумма платежа изменяется пропорционально изменению курса валюты платежа по отношению к курсу валюты оговорки. Они могут быть:

1. Односторонние – защищают интересы лишь одной из сторон, предусматривают пересчет суммы платежа только в случае повышения (или понижения) валютного курса;

2. Двусторонние – предусматривают пересчет суммы платежа в случае изменения курса валюты и распространяются на обоих партнеров внешнеторговой сделки;

3. Прямые (на базе текущего валютного курса) – применяются при совпадении валюты цены и платежа, ставя при этом в зависимость цену товара и сумму платежа от изменения курса другой, более стабильной валюты (валюты оговорки);

4. Косвенные (на базе текущего валютного курса) – применяются в случае, когда предусматривается фиксация экспортной цены в более стабильной валюте, а последующий платеж – в более слабой валюте;

5. Индексные – ориентированные на изменение суммы платежа в зависимости от движения общего (или отдельных) индекса цен.

6. Оговорки о пересмотре контрактной цены – предусматривают пересмотр контрактной цены в случае изменения курса валюты цены, выходящие за рамки пределов его колебания, установленные контрагентами.

Защитными формами от обесценения валют служат некоторые виды внешнеторговых и валютных сделок – компенсационные, товарообменные, а также фьючерсные, форвардные сделки и валютные опционы.

 

8.30 Методы страхования валютных рисков при международных сделках.

Валютный риск – это опасность валютных потерь, связанная с изменением курса иностранной валюты по отношению к национальной, когда валютой междунар. сделок выступает иностр. валюта. Он относится к ценовым рискам, возникает при формировании активов и привлечении источников ср-в с использованием иностранных валют. Вал. риску подвергаются участники внешнеторг., кредитных, валютных операций, операций с ЦБ. Открытая вал. позиция (несовпадение требований и обязат-в в ин. валюте) может повлечь и убытки, и получение доп. прибыли.

Страхование вал. рисков предполагает проведение финн. операций, позволяющих полностью или частично избежать риска вал. потерь, возникающих в связи с ожидаемым изменением вал. курса. Страхование вал. риска или хеджирование – пр-с реализации комплекса определенных операций, учитывающих вероятные изменения обменных валютных курсов в будущем и позволяющих полностью или частично избежать риска, связанного с этими изменениями. Методы:

- форвардные сделки- заключается клиентом с банком на покупку или продажу опред-го кол-ва иностр. валюты на дату в будущем по курсу обмена, определяемому в момент заключения сделки.

- согласование платежей и поступлений или структурная балансировка (активов и пассивов)

- изменение сроков платежа (напр., досрочная оплата товаров, услуг или задержка платежа, отсрочка коммерч. операции или оформление кредита, и т.д.)

- валютные опционы – приобретение права на покупку или продажу валюты в течение или конце определенного временного периода в будущем по курсу, зафиксированному в момент заключения сделки. Не является жестким обязательством.

- операция своп – валютная операция, сочетающая куплю продажу двух валют на условиях немедленной поставки с одновременной срочной (форвардной) контрсделкой на определенный срок с теми же валютами.

- валютные фьючерсы – сделка на покупку или продажу ин. валюты на условленную дату в будущем по цене, определенной в момент заключения сделки, и на стандартизированных условиях. Является менее гибким, чем форвард, торговля фьючерсами осуществляется на биржевых рынках через брокеров.

- получение ссуды в ин. валюте.

- вал. оговорки – спец. включаемые в текст внешнеэкон. контракта условия, в соотв. с кот. сумма платежа д.б. пересмотрена в той же пропорции, в кот. произойдет изменение курса валюты платежа по отношению к валюте оговорки.

 

8.31 Валютное регулирование (ВР) международного бизнеса в РБ.

ВР – сов-ть форм и методов организации ден. потоков как в иностр. валюте, так и в нац-й

валюте при проведении внешнеэкон. операций, в целях предотвращения оттока капитала и укрепления отечественного платежного баланса, сохранения стабильной динамики вал. курса, ограничения импорта.

Осн. эл-ты системы ВР:

- законодат-е и нормативно-прав-е док-ты, определяющие осн. принципы и организационно-правовую стр-ру ВР (Закон РБ от 22 июля 2003 г) - для определения: стратегич. целей и органов ВР, их состава и ф-ций;

- уровни реализации данной системы;

- органы ВР - устанавливают регламент ВР на каждом его ур-не и осущ. контроль (Нац. банк, Сов.мин РБ, комитет госконтроля, Гос. таможенный комитет);

- процедура регламентации проведения вал. операций (при директивном механизме ВР).

Система ВР РБ - совокупность субъектов и объектов регулир-я, и набор инструментов, используемых первыми в отношении вторых для достижения цели по обеспеч-ю устойчивого обмен. курса нац. ден. ед-цы.

Один из субъектов ВР – Нац. Банк РБ. Главная его цель – обеспечение внутр. и внешн. устойчивости нац. валюты. Для этого используются различные инструменты прямого и

косв. воздействия на обменный курс нац. валюты. НБ РБ выполняет ф-ции органа гос. ВР и контроля по определению сферы и порядка обращения ин. валюты на тер. Р Б, регулир-я курса нац. валюты к иностр. вал, лицензир-е деят-ти комм. банков по операциям с вал. ценностями.

 

9.32 Роль международной торговли товарами и услугами в МБ

Международная торговля товарами и услугами является одним из важнейших и наиболее динамичных факторов глобализации мирового хозяйства и участия в нем национальных экономик. Более того, сегодня ни одна страна не может рассчитывать на успех в своем экономическом развитии без активного участия в международной торговле. Странам выгодно экспортировать. Так, в 1950—1990гг. производство ВВП в мире возросло в 5 раз (в постоянных ценах), а товарный экспорт — в 11 раз. При расширении обрабатывающей промышленности за этот период в 8 раз ее экспорт увеличили в 20 раз. За последнее десятилетие истекшего века при росте ВВП на V4 мировой экспорт товаров возрос более чем в 2 раза. В результате внешнеторговая квота, т.е. зависимость эконо мики всех стран от внешней торговли, рассчитанная как отношение стои мости внешнеторгового оборота к стоимости ВВП в мире, за 1990—2000гг. увеличилась с 32 до 40%. Сегодня главное и неуклонно растущее место в международной торговле занимают наукоемкие высокотехнологичные товары. Расширение международной торговли этими товарами стимулирует обмен услугами, на ускоренный рост которого влияют также социально-экономические изменения в странах («постиндустриальное развитие») и научно-технический прогресс в мире. В 2005 г. мировой экспорт услуг составил порядка 2,5 трлн дол. (против 155 млрд дол. в 1975 г.), или более 20% мировой совокупной торговли товарами и услугами. При этом уровень протекционистских ограничений в международной торговле услугами повсеместно выше, чем в торговле товарами. Основными участниками этого обмена выступают практически те же страны, что и в торговле товарами, т.е. экономически развитые страны. Современная международная торговля представляет собой широкую многоярусную систему. Нижний этаж — рынок базовых товаров — образует продукция сельского хозяйства и добывающей промышленности. Средний — полуфабрикаты и трудоинтенсивные готовые изделия, т.е. продукция низких и средних технологий (черная металлургия, строительные материалы, текстиль и другая продукция легкой промышленности). К сред- нетехнологичным товарам относятся станки, средства транспорта, продукция основной химии, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукция деревообработки. В международной торговле услугами, как и товарами, ведущее место опять-таки принадлежит промышленно развитым странам, в первую очередь странам ЕС. Однако в последнее время доля этих стран в торговле услугами несколько снизилась из-за расширения поставок услуг филиалами ТНК в развивающихся странах. На страны Западной Европы сегодня при ходится более 40% экспорта и импорта услуг, на Северную Америку — более 20% и примерно столько же на азиатские страны. Главными поставщиками услуг остаются США и Великобритания (соответственно 16 и 7% мирового экспорта в 2003 г.), а также Франция, Германия (по 6%). Крупнейшими импортерами выступают США (13%), Германия (10%), Япония (6%). На долю России в 2003 г. пришлось около 0,9% экспорта и 1,5% импорта услуг в мире.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...