Место учебной дисциплины в структуре ооп впо
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Целями изучения дисциплины являются. Изучение курса «Деньги, кредит, банки» является неотъемлемой частью профессиональной подготовки специалистов для банковской системы. Оно направлено на формирование у студентов знаний теоретических основ и практических навыков в области организации денежно-кредитных отношений, складывающихся в рыночной экономике. В процессе изучения курса студенты знакомятся с основными терминами, понятиями, принципами и методами организации денежно-кредитных отношений. Получают представление о структуре денежной и кредитной системы и взаимодействии их элементов, особенностях функционирования банковской системы России. Задачей курса является реализация требований, установленных государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования к подготовке специалистов по вопросам организации денежно-кредитных отношений, закрепление теоретических знаний в этой области и приобретение навыков использования их в практической деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Деньги и кредит являются частью рыночных отношений и теми инструментами, с помощью которых государство осуществляет регулирование экономических процессов, с целью обеспечения политической и экономической стабильности общества, развития всех областей хозяйственной деятельности. Это обусловливает необходимость теоретического осмысления этих категорий. Изучение курса «Деньги, кредит, банки» особенно актуально в эпоху радикальных преобразований в РФ. Для успешного ведения профессиональной хозяйственной деятельности и снижения потерь в ходе преодоления кризисных явлений в экономике необходимо глубоко понимать природу денежно-кредитных отношений, знать принципы и механизмы их функционирования, роль банков в экономике.
Построение рыночной экономики невозможно осуществить без соответствующего кадрового обеспечения. Для формирования и функционирования рыночных структур необходимы квалифицированные специалисты, обладающие разносторонними знаниями, высоким уровнем компетентности и профессионализма в своей области. Важная роль в подготовке инициативных, творчески мыслящих работников денежно-кредитной и банковской сферы отводится такой учебной дисциплине, как «Деньги, кредит, банки». Знания, полученные студентами в результате изучения курса «Деньги, кредит, банки», могут быть использованы в различных сферах экономической деятельности. Дисциплины, знание которых необходимо для изучения курса «Деньги, кредит, банки»: · макро- и микроэкономика; · экономическая теория; · основы бизнеса; · финансы и кредит; Дисциплины, для изучения которых необходимы знания данного предмета: · финансы предприятий; · страхование; · рынок ценных бумаг; · банковское дело; · финансовый менеджмент в кредитных организациях.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В результате освоения дисциплины студент должен: 1) Знать: - сущность, функции и виды денег; - основные положения денежных теорий; - структуру денежной массы; - закономерности развития денежного обращения; - методы проведения денежной реформы; - организацию безналичных расчетов; - формы и принципы безналичных расчетов; - стратегию развития национальной платежной системы России; - порядок проведения кассовых операций;
- понятие и структуру финансового рынка;
2) Уметь: - давать полные и четкие определения основных понятий, используемых в курсе; - рассчитывать по исходным данным денежную массу и ее элементы, скорость оборота денег, коэффициент монетизации экономики; - различать виды денег; - выделять основные этапы становления денежного обращения в России; - оценивать состояние денежного обращения; - заполнять формы платежных документов; - обосновать необходимость функционирования финансового рынка;
- обосновать необходимость возникновения кредитных отношений; - рассчитывать реальную стоимость кредита; - классифицировать кредит по различным признакам; - находить и использовать информацию о деятельности ЦБ РФ; - анализировать баланс ЦБ РФ; - различать инструменты и методы кредитно-денежной политики; - пользоваться нормативной базой, регламентирующей банковскую деятельность; - характеризовать деятельность банков на основании финансовых показателей; - оценивать деятельность ЦБ РФ по формированию устойчивой и эффективной банковской системы; - использовать нормативные документы, регулирующие порядок учреждения и функционирования кредитных организаций; - классифицировать активы банка по степени ликвидности, прибыльности и степени риска; - рассчитывать обязательные экономические нормативы; - разбираться в финансовой отчетности банков; - определять кредитоспособность заемщиков; - рассчитывать курсы валют; - приводить примеры взаимодействия элементов валютной системы; - определять роль международных финансово-кредитных организаций в условиях глобализации; - выявлять преимущества участия России в международных финансово-кредитных организациях; - характеризовать основные методы валютного регулирования; - различать особенности международных валютных систем.
Содержание учебной дисциплины
Темы эссе, рефератов 1. Роль денег в экономике: сущность, функции денег и виды. 2. Понятие и организация денежного обращения. 3. Инфляция и формы ее проявления в России. 4. Денежные системы, элементы и этапы становления. 5. Денежные реформы в России. 6. Сущность, функции и значение государственного кредита. 7. Формы государственного кредита. 8. Денежные расходы граждан и их структура. 9. Сущность и функции кредита. Теории кредита. 10. Принципы и формы кредита. 11. Плата за кредит. Процентная политика банка. 12. Особенности становления банковской системы РФ. 13. Центральный банк: цели деятельности, функции. 14. Регулирование банковской деятельности. 15. Сущность денежно-кредитной политики и методы ее проведения. 16. Сущность, функции и классификация банков. 17. Методика оценки надежности банков. 18. Порядок учреждения кредитных организаций. 19. Пассивные операции банков: собственные (капитал) и 20. привлеченные депозитные и др.) источники. 21. Капитал банка: сущность, структура, способы расчета. 22. Активные операции банков: кассовые, кредитные, 23. инвестиционные и др. 24. Анализ кредитоспособности заемщика. 25. Кредитные операции банка, этапы кредитования. 26. Способы обеспечения возвратности кредита. 27. Понятие ликвидности банка и управление ею. 28. Кредитная политика банка. 29. Банки как основные участники финансового рынка. 30. Сущность платежной систем, ее элементы. 31. Организация кассовых операций в РФ. 32. Безналичные расчеты, формы их осуществления. 33. Особенности вексельного обращения в России. 34. Международный финансовый рынок. 35. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения. 36. Банковские риски, способы минимизации. 37. Валютное регулирование и валютный контроль в России. 38. Валютная политика России. 39. Международные валютно-кредитные организации, цель их 40. деятельности, организационная структура. 41. Эволюция роли МВФ в мировой валютной системе и международных экономических отношениях. 42. Европейская валютная система. 43. Роль евро как региональной и мировой валюты. 44. Мировые валютные системы и их эволюция. 45. Платежный баланс и его роль в экономике страны. 46. Валютный курс: его содержание и факторы изменений. 47. Понятие и виды конвертируемости валют. 48. Финансовая отчетность банков. 49. Формирование доходов и расходов кредитных организаций. 50. Платежная система России: понятие, элементы, стратегия развития. 51. Эмиссионно-кассовое регулирование.
6.2 Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля (в течении семестра по темам)
Тема 1 1. Что является предпосылками появления денег? 2. Какова роль денег в экономике? 3. Какие функции выполняют деньги? 4. Что представляет собой монета, какие виды монет Вы знаете? 5. Какие деньги относятся к кредитным, чем обусловлено их появление? 6. Каково содержание основных теорий денег?
Тема 2. 1. Какие элементы включает денежная система? 2. Какие виды денежных систем существуют? 3. Какова цель проведения денежных реформ? 4. Какими методами проводятся денежные реформы? 5. Каковы особенности денежных реформ в России? Тема 3. 1. Каковы особенности организации денежного обращения в России? 2. Какова структура денежной массы? 3. Каковы причины инфляции, ее типы и способы снижения? 4. Каков порядок организации безналичных расчетов в РФ? 5. Какие принципы лежат в основе организации безналичных расчетов? 6. Какова сущность и правила осуществления кассовых операций? 7. Каковы особенности налично-денежного обращения? 8. Чем обусловлено развитие безналичных расчетов? 9. Каково содержание эмиссионно-кассового регулирования? 10. Что собой представляет банковский мультипликатор?
Тема 4. 1. Каково значение национальной платежной системы в экономике страны? 2. Каковы направления развития платежной системы РФ? 3. Как классифицируются платежные и расчетные операции? 4. Каков порядок оказания платежных услуг? 5. Кто является субъектами национальной платежной системы? 6. Каков порядок надзора и наблюдения за платежными системами? 7. Что представляют электронные собой средства платежа? 8. Какие банковские услуги можно осуществлять с использованием банковских карт? 9. Как организовано вексельное обращение? 10. Каково назначение платежного клирингового центра?
Тема 5. 1. В каких функциях раскрывается сущность кредита? 2. Чем обусловлена необходимость развития кредита? 3. Кто является субъектами кредитной сделки? 4. Что отличает кредит от таких экономических категорий, как деньги и финансы? 5. Какие факторы влияют на величину ссудного процента? 6. По каким признакам классифицируется кредит? 7. Какие принципы необходимо соблюдать при осуществлении кредитных операций? 8. Каково содержание основных теорий кредита? 9. Какие виды и формы кредита существуют?
Тема 6.
1. Какие элементы включает кредитная система? 2. Каково содержание стратегии развития банковской системы России? 3. Чем кредитная система отличается от банковской? 4. Каковы элементы банковской системы? 5. Каковы особенности становления банковской системы РФ?
Тема 7. 1. Какими нормативными актами регулируется деятельность Банка России? 2. Каковы цели деятельности Банка России? 3. Какому органу государственной власти подотчетен Центральный Банк РФ? 4. Какими полномочиями обладает Совет Директоров Банка России? 5. Какие меры воздействия может применить Банк России к кредитным организациям в случае нарушения пруденциальных норм деятельности? 6. Какие операции не имеет права осуществлять Банк России? 7. Какие операции осуществляет Банк России? 8. Каковы критерии степени независимости Банка России? 9. Как реализуется надзорная функция Банка России? 10. Какова цель денежно-кредитной политики Банка России и методы ее проведения? 11. Какие требования в рамках регулирования и надзора предъявляются к банкам? 12. Какова цель надзора за банковской деятельностью?
Тема 8. 1. Какие функции выполняет банк? 2. Кто может быть учредителями банков и, какие требования к ним предъявляются? 3. Какова доля неденежной части уставного капитала? 4. По каким признакам классифицируются активные операции банков? 5. На какие цели и сроки может быть предоставлен банковский кредит? 6. Какие формы обеспечения возвратности кредита используются в РФ? 7. Какова структура и функции капитала банка? 8. В каких организационно-правовых формах могут быть образованы кредитные организации в РФ? 9. Каково значение норматива достаточности капитала банка? 10. Какие виды счетов открывает банк своим клиентам? 11. Какие депозитные и недепозитные источники банковских ресурсов Вы знаете? 12. Какие права и обязанности возникают у банка и заемщика при заключении кредитного договора?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|