Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональное становление молодого педагога

Зенина О.С. директор, педагог-психолог МБОУ "Центр ДАР", г. Москва


Вопросы:
1. Ключевые проблемы современного учителя.
2. Создание имиджа учителя (внешний вид, голос, деловые качества и хорошие манеры, семь шагов технологии успешного имиджа учителя)

Ключевые проблемы современного учителя.

Немного статистики. По исследованиям, у 15% молодых педагогов укрепилось желание работать учителем; у 52% оно сохранилось, у остальных 33% первоначальная привлекательность педагогической профессии претерпела негативные изменения, у 12% появилось желание сменить её.

Наибольшее положительное влияние на 41% опрошенных учителей оказало взаимодействие с администрацией.
А вот на отрицательное отношение к профессии, на пересмотр своего выбора повлияли общение со школьными учителями, старшими коллегами, общение с родителями учащихся, наиболее отрицательное влияние оказало общение с учащимися.
Около 15-14% молодых учителей разочаровались в профессии из-за недостатка знаний и навыков практической работы, а также из-за низкого престижа профессии, из-за перегруженности работой, обусловливает в значительной степени их неудовлетворённость профессиональной педагогической деятельностью.

Школа сегодня призвана создать условия для развития и саморазвития личности ученика. Это по силам лишь тем педагогам, которые способны не только передавать знания учащимся, но и содействовать развитию и саморазвитию интеллектуальной, духовной, нравственной сфер личности.

Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. Знаний, полученных в вузе, достаточно, но школьная практика показывает, что молодым учителям не хватает педагогического опыта.
Анализ школьной действительности показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация может протекать длительно и сложно.
Может быть, вы мне ответите, с чем связана трудность адаптации молодого педагога? (ответы педагогов)

Зачастую возникающие у молодого специалиста трудности связаны, например,

  • со слабой методической подготовкой
  • недостаточным владением приемами и методами обучения. Готовясь к уроку, молодой педагог не может выделить приоритетные цели и задачи, что приводит к низкой эффективности обучения.


Здесь, важным в профессиональном становлении молодого специалиста является информационное обеспечение его деятельности (консультации, участие в работе школ, семинаров, методических объединений).

Адаптации молодого учителя в этот период тесно связана с специфическим объектом его труда — с учащимися. Благоприятное вступление его в профессию, контакты с детьми определят дальнейшее профессиональное благополучие и профессиональные неудачи. Возникают и определенные проблемы во взаимоотношениях с учениками.

Главную трудность выпускники педагогических вузов испытывают в установлении психологического контакта с учащимися как на уроке, так и во внеурочной работе. Особенно плохо учителя подготовлены к работе с «трудными» учащимися, они часто теряются, когда нужно разобраться в конфликтных ситуациях, возникающих в классе. Воспитательные действия молодого учителя зачастую необдуманны, порой слишком поспешны, импульсивны.

Многие молодые педагоги испытывают трудности в работе с родителями из-за отсутствия знаний по семейному воспитанию, умению вести педагогическое просвещение родителей, привлекать их к совместной работе.

К наиболее трудным проблемам молодые учителя относят также трудность мотивировать школьников, воспитывать у них положительное отношение к обучению, формировать познавательный интерес и организовывать познавательную деятельность. К слову сказать, это действительно самые трудные проблемы в педагогике.

Таким образом, отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к разнообразным трудностям в период адаптации. И как следствие происходит не всегда оправданный отток молодых учителей, не нашедших себя в выбранной специальности.
Очень хорошо, что создана в округе Школа молодого педагога, где вы уважаемые коллеги, сможете делиться своим опытом, проблемами, а возможно и вырабатывать совместные пути выхода из различных ситуаций.

Если говорить о ОУ, то конечно же в идеале, должна быть правильная позиция руководителя, возможно, организация курсов по использованию мультимедийных средств обучения в работе учителя, тьюторское сопровождение образовательных программ, пристальное внимание должно быть обращено и на ведение школьной документации и многое другое.

В школе должен царить открытый свободный обмен мнениями и его поощрение способен привести коллектив к позитивным переменам.
Все недостатки профессиональной подготовки молодого учителя в вузе приходится корректировать руководителям школ и наставникам молодых в период их профессионального становления.
Необходимым и обязательным условием считаю назначение кураторов, если есть возможность в школе оплачивать кураторство, это замечательно. Но обязательное условие - выбор (или согласие) самим молодым педагогом себе куратора.
В работе наставников считаю важным не допустить излишней опеки. Для этого в школе у нас составлена памятка наставника.

Памятка наставника.
1. Вместе с начинающим воспитателем проанализируйте программу воспитания его класса.
2. Помогите составить календарный план, обратив внимание на подбор методических материалов.
3. Оказывайте помощь в подготовке к занятиям и к работе в первые месяцы.
4. Посещайте занятия молодого педагога с последующим анализом, приглашайте его на свои занятия, совместно их обсуждайте.
5. Помогайте в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.
6. Делитесь опытом.
7. Помогайте своевременно, терпеливо, настойчиво.
8. Отмечайте положительное в работе.
9. Подскажите! Направьте! Ободрите!

Существует еще одна проблема, (о которой мы будем говорить), с которой сталкивается большая часть молодых педагогов - адаптационно-коммуникативная. Она связана с тем, что молодой специалист попадает в незнакомую для него учительскую среду - педагогический коллектив. От коммуникабельности на первых порах зависят не только общий успех работы учителя, но и уровни самооценки и притязаний. Здесь же как никогда, нужна психолого – педагогическая поддержка (организация ситуации успеха, поддержка и оценка успешной деятельности..). Очень многое зависит от административного аппарата в вашей школе.
Самовоспитание. Без самовоспитания невозможно узнать себя, других, радостей жизни, ее сложностей. Без работы над собой не преодолеть трудностей, не достичь желаемого.

Главным является умение держать себя перед классом, владение своеобразной самопрезентацией: жестом, мимикой, речью, интонацией и т.д. Только овладев этой техникой, учитель может уделять основное внимание содержанию учебного материала, логике его изложения.

Создание имиджа учителя
Мы подошли к очень интересной теме – имидж педагога.
Имидж современного учителя, какой он? Учителя «вычисляют» в непрофессиональной сфере очень быстро и без труда. "Вы, наверное, учительница?" - спрашивают соседи по купе в поезде уже сразу после непродолжительного общения. Как они догадываются?
Выбранная тема показалась мне чрезвычайно интересной после того, как я заглянула в словарь иностранных слов, чтобы уточнить значение слова "имидж". "Имидж – целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, явления, предмета), выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо…" [Современный словарь иностранных слов. М., Изд-во "Русский язык". 1993. 740 с. С.229].

Как мне представляется, в качестве таковых могут выступать следующие принципы:
1. принцип гармонии визуального образа;
2. принцип коммуникативности - многообразия форм и способов информационного взаимодействия;
3. принцип саморегуляции и ортобиоза (наука о технологии самосбережения тела и души);
4. принцип речевого воздействия.

Уже сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители различных профессий - идеальный учитель, идеальный врач, идеальный инженер, идеальный предприниматель и т.д. Секрет успеха вашего профессионального имиджа будет напрямую зависеть от того, насколько вам удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей.

Если мы говорим о профессионале, то здесь очень важен контакт с окружающим миром, поэтому важной частью имиджа являются:
1. высокая самооценка, уверенность в себе;
2. вера в доброжелательность Вселенной и вера в доброго человека;
3. социальная и личная ответственность («я - причина всего положительного и отрицательного в моей жизни»);
4. желание меняться и умение рисковать при здоровом чувстве самосохранения (измените свою жизненную установку (если она не способствует успеху).

Как театр начинается с вешалки, учитель начинается с того, как он выглядит.
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

С богатым внутренний мир человека (духовное и интеллектуальное развитие, интересы, ценности) очень интересно общаться и детям и коллегам.

Внешний вид педагога

  • Культура одежды имеет не меньшее значение, чем культура поведения. Одежда является визитной карточкой учителя. «Одежда и одевает, и открывает человека».
  • Внешний вид учителя имеет довольно большое значение, так как его работа связана с общением с большим количество людей, при этом их основная часть дети. В этом случае, классический, даже немного консервативный вид куда уместнее, чем ультрамодные наряды.
  • Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие.
  • Должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия.
  • Идеальной формой одежды для учителя является такая, которая способствует сосредоточению внимания учеников не на изучении деталей одежды, а именно на усвоении материала. Такой одеждой может быть деловой костюм, который подчеркивает профессиональные, личные качества и официальность отношений с учениками.
  • В российских традициях черный, белый и серый цвета поднимают статус личности в глазах окружающих, а яркая цветная гамма может повлиять на качество усвоения материала классом, привлекая внимание исключительно к внешнему виду учителя. Выбирая пастельные, спокойные цвета, вы можете быть уверены, что внимание будет сконцентрировано именно на изложении вашего материала. Старайтесь избегать люрекса, кожи, блесток и искусственных материалов.
  • Украшений должно быть минимальное количество, они не должны быть яркими и броскими, если учитель не хочет, чтобы в течение всего урока ученики внимательно изучали ее новое колье, вместо того, чтобы учиться.
  • Позаботьтесь о прическе, макияже и маникюре: вы должны производить впечатление ухоженной женщины. Чтобы выглядеть максимально естественно, макияж и маникюр подберите в сдержанных нейтральных тонах. Прическа должна быть в меру строгой. Цвет волос должен быть естественным.
  • Не приобретайте и не надевайте одежду из тканей, которая легко мнутся, потому что к середине рабочего дня будете выглядеть непрезентабельно.
  • Удачно подобранный гардероб поможет своему владельцу не только произвести благоприятное впечатление на окружающих, но и подчеркнет его профессиональные и личные качества.


Силуэт одежды
Главная характеристика строгого стиля - особый силуэт костюма. Исследования психологов показали, что в восприятии большинства людей респектабельный костюм, свидетельствующий о солидном статусе владельца, имеет силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами (это справедливо как для женщин, так и для мужчин). С таким стилем несовместимы, например, свитер (особенно пушистый), мягкие брюки или джинсы, пышные платья с оборками и кружевами. В обыденном сознании подобные элементы, округляющие силуэт, свидетельствуют либо о низком социальном статусе владельца, либо о его принадлежности к "свободной" профессии.Таким образом, поддержанию необходимой дистанции в классе лучше способствует высокостатусный «прямоугольный» силуэт. Все элементы одежды должны свидетельствовать об умеренности и уравновешенности.
Голос
Голос – звучащий имидж педагога, его главное орудие труда на уроках, внеклассных занятиях, родительских собраниях.
Голосом – при правильной дикции, интонировании, громкости, выразительности – можно заворожить, влюбить, увлечь, овладеть аудиторией.
А люди, голос которых всегда звучит в громком «ругательном» режиме, сразу отталкивают от себя других. Оправдывая себя, они заявляют: «Я не кричу, у меня такой голос». На самом деле это тревожный симптом: такое невротическое поведение они часто получают от родителей или от среды своего обитания. Для педагога такая голосовая манера – сигнал о профессиональной непригодности.
Над своим звуковым имиджем можно работать, и успешно.
Деловые качества и хорошие манеры
Для имиджа педагога очень важны деловые качества – профессиональная и социальная компетентность, пунктуальность, точность, деловитость.
Щепетильное отношение к чужому времени. Уважение к чужому труду.
Потребность к самообразованию: хронический интерес к научно-методическим новинкам.
В школе никак не обойтись и без хороших манер в разговорах с учащимися, общении с коллегами, родителями школьников и в то же время – без знания делового этикета, соблюдения субординации.
Учителю важно контролировать свои жесты, особенно необходимо избавляться от агрессивных, которые на бессознательном уровне отталкивают детей от личности педагога.
Мимика должна быть только доброжелательной.
Наличие ненормативной лексики, жаргонизмов в речи педагога – показатель профнепригодности.

  • Профессионально не пригоден для образования и воспитания так же курящий, а тем более – пьющий человек.

Язык телодвижений
А. Пиз американский психолог в книге «Язык телодвижений» утверждал, что телефон создан для лжецов, т.к. мы не видим выражения лица и позы собеседника и нам тяжело оценить, говорит ли он нам правду.
Интересно, насколько хорошо вы ориентируетесь в языке телодвижений, я предлагаю вам прокомментировать следующие изображения (дискуссия).
№1 - изображен человек негативно настроенный против собеседника его руки и ноги образуют так называемый «замок», человек склонен инстинктивно защищать жизненно важные органы
№2 - человек, который просто замерз. Это учит нас, что при интерпретации позы мы должны учитывать и ситуацию, в которой ученик находится.
№3 - эта поза говорит о желании человека быть откровенным. Следует также обратить внимание, что расстёгнутые пуговицы пиджака неосознанно воспринимаются собеседником как желание быть более открытым, а вот застёгнутый на все пуговицы пиджак играет роль «замка».
№4, №5 - вы видите ребенка (рис. №4) и подростка (рис. №5), которые говорят неправду. У каждого человека в подсознании заложено, что обманывать нехорошо поэтому руки ребенка тянуться ко рту чтобы прикрыть его одной или двумя руками, с возрастом этот жест не исчезает, но видоизменяется – подросток будет слегка потирать губы пальцами, а взрослый скорее всего коснётся кончика носа.
№6 - палец во рту свидетельствует о том, что ученику необходима поддержка. Следует ободрить такого ребенка. Маленькие дети сосут палец, так как он напоминает ему грудь, этот жест помогает успокоиться. С возрастом он видоизменяется – тревожные ученики нередко грызут карандаши, ручки, взрослые курят.
№7 - если же вы не раз замечали следующий жест, то это сигнал о том, что детям скучно на ваших уроках. Это типичный жест скучающего человека. Степень скуки можно определить по степени давления головы на руку, если голова полностью легла на ладонь – скука достигла своего апогея.
№8, №9 Обратите внимание люди на рисунках № 8, 9 тоже подпирают ладонью щеку, однако ладонь закрыта, в отличии от ладони девушки на рисунке №7. Это говорит о том, что персонажи восьмого и девятого рисунков оценивают говорящего, ладонь закрыта, а указательный палец направлен вверх.
№9 - если же слушатель настроен критично по отношению к выступающему, то он поддерживает подбородок.
Вывод. Знание этих поз позволит вам получить обратную связь от учеников, вам даже не придётся их спрашивать, было ли им интересно на уроке.

Чем пахнет в вашем классе
Запах – один из ведущих показателей того, из какого социального слоя человек, сигнал о его социальном статусе.
Например, по запаху дорогих духов можно узнать бизнес-леди, запах же учебного заведения подает сигнал о степени ухоженности всего здания, уровне культуры его обитателей.
Дети часто привыкают к запаху любимого учителя. Запах очень сильно действует на подсознание.
Арома-имидж включает в себя запах духов учителя, запах свежести проветриваемого помещения, аромат классной комнаты.
Запах свежести можно создать при помощи эфирных масел апельсина, лимона, лаванды, пихты.
Запахи обладают и лечебными свойствами:
- эвкалипт, пихта, розмарин, шалфей, лимон помогают при простуде;
- фенхель, роза, герань, чабрец, можжевельник, анис, жасмин успокаивают;
- базилик, шалфей, лавр, гвоздика, розмарин, кориандр, ромашка, кедр, лимон улучшают память;
- сосна, эвкалипт, герань, можжевельник, полынь, мята, розмарин, чабрец активизируют умственную деятельность.
Легкий аромат в классе с эфирным маслом благоприятно воздействует на нервную систему, обладает бактерицидным свойством.

Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Вам может не хватать самого важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих. Помните, привлекательные люди:

  • часто и охотно улыбаются;
  • обладают хорошим чувством юмора;
  • естественно себя ведут;
  • веселы;
  • часто и охотно говорят комплименты;
  • знакомы с этикетом и следуют ему;
  • уверены в себе;
  • умеют посмеяться над собой;
  • быстро вызывают человека на разговор о нем самом;
  • осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы;
  • дружелюбны, с ними легко в общении.


Заключение.
Профессионального самосовершенствования от педагога требует сама жизнь, поэтому без самовоспитания и самообразования он просто не состоится.
Первые годы работы молодого специалиста определяют многое в его профессиональной и человеческой судьбе.
Не случайные удачи определяют успех, а кропотливый поиск, анализ того, что делаешь.
Путь к самовоспитанию и самоопределению каждый должен найти в себе самом.
Работа с детьми и взаимоотношения в коллективе – это среда, в которой формируется педагог. Поэтому важно, чтобы жизнь в школе строилась по законам педагогической этики.
Содержание деятельности школьного учреждения – это разносторонние знания, богатая умственная жизнь, широта кругозора, постоянный интеллектуальный рост каждого. Через три – пять лет после окончания учебного заведения педагог должен знать в три, пять, десять раз больше, чем он знал в первый год работы.
Несомненно, что для выработки педагогического мастерства учитель должен обладать определенными природными задатками: внешним обаянием, хорошим голосом, слухом, артистическими данными и т.д. однако, большую роль играют приобретенные качества. А.С. Макаренко говорил, что педагогическое мастерство можно и нужно вырабатывать.
Учитель призван не только изучать с учениками определенную учебную дисциплину – литературу или математику. Он должен управлять процессом развития и формирования личности школьника, используя для этих целей и преподаваемый предмет, и все многообразие форм и видов вариативной части учебного плана, внеучебной воспитательной работы. Сможет он это сделать только обладая высоким уровнем профессионализма.

Насыщенность современной жизни информацией повлекло разрыв человека с прошлым. Раньше эти связи были крепкими, т.к. человек зависел от сложившихся правил и традиций. Старики были ближе к молодым и влияли на становление личности молодого человека. Сегодня влияние старшего поколения ослабевает. Сегодня людей можно отнести к внешне-ориентированному типу, когда человек все нормы поведения получает извне (Интернет, телевидение, реже – книги). Современный молодой человек больше ориентирован на внешнее признание и не может существовать без поддержки окружающих. Внешне ориентированный человек смотрит на людей как на клиентов. А клиент у нас всегда прав. Восполнить этот пробел может только высококвалифицированный учитель. А таким учитель может стать каждый, кто хочет работать над собой.

В заключение хочу сказать, что на Руси так повелось, что учитель всегда был почитаемым человеком в обществе, чье мнение было авторитетно, неким эталоном поведения, поэтому сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже учителя. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая таким образом собственный имидж, что и подтвердил наш опрос, ведь учитель – это не профессия, это образ жизни!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...