Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Форма государственного правления, понятие, признаки, классификация.




Форма гос. правления – это элемент формы гос-ва, характеризующий организацию верховной гос.власти, порядок образования её органов и их взаимоотношение с населением. По формам правления гос-ва подразделяются на монархии и республики.

Признаки монархии:

- власть передаётся по наследств

-осуществляется бессрочно

-не зависит от населения

Монархии бывают неограниченными, в которых единственным носителем суверенитета гос-ва является монарх (Саудовская Аравия, Бруней) и ограниченными в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие гос.органы, ограничивающие власть главы гос-ва (Англия, Япония, Испания, Швеция)

Признаки республики:

- выборность власти

-срочность

-зависимость от избирателей

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подконтрольно, республики подразделяются на президентские (США,Сирия) президент выполняет эту роль, парламентские (Германия.Италия) – парламент и смешанные (Франция, Финляндия) совместно президент и парламент.

Республика как форма государственного правления: понятие, признаки, виды.

Республика – форма правления, при которой верховная власть принадлежит органам, избираемым народом на определённый срок, при этом избранные представители несут юр. ответственность за свои действия по управлению обществом.

Признаки республики:

-выборность власти

-срочность

-зависимость от избирателей

Виды:

1)Президентская (США) президент, избираемый коллегией выборщиков(или народом) на определённый срок, является главой гос-ва и главой исполнительной власти. Он возглавляет правительство, которое сам же и формирует. Правительство несёт ответственность перед президентом.

2) Парламентская (Германия, Италия) президент, избираемый парламентом, а не населением, является только главой гос-ва и не обладает большими властными полномочиями.

3) Смешанная (Франция, Россия) сочетает черты президентской и парламентской республики.

Форма государственного (государственно-территориального) устройства: понятие, признаки, классификация.

Форма гос.устройства- это то, как организована территория гос-ва, на какие части она делится. Гос-во по форме гос. устройства делится на:

1) Унитарное (простое) гос-во – это единое гос-во, территория которого для удобства управления делится только на административно-териториальные единицы, не обладающие признаками гос-ва. Все эти единицы управляются из единого центра. Существует единый гос.аппарат, законодательство, гражданство, валюта, налоги (Беларусь, Польша, Франция).

2) Федеративное гос-во - это сложное гос-во, в состав кот. входят несколько гос-в или государственных образований, называемых субъектами федерации. В федерации существует разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов федерации. Валюта-едина, а гражданство-двойное, т.к. гражданин субъекта федерации является одновременно и гражданином федерации в целом (США, Бразилия, Швейцария).

3) Конфедерация –временный союз суверенных гос-в, образуемый для достижения политических, военных, экономических и пр.целей. При этом новое гос-во, в отличии от федерации не создаётся. Поэтому гос-ва, вошедшие в конфедерацию полностью сохраняют свой суверенитет. В конфедерации нет единой территории, гражданства, валюты.

Политический (государственный) режим: понятие, признаки, классификация.

Гос.режим – способы и средства, которые использует гос-во для осуществления власти.

Выделяют:

1) Демократический режим. Народ признаётся источником власти, поэтому основные органы власти избираются населением и являются институтами представительной демократии, суть которой в том, что избранники народа представляют его интересы. Выборы носят демократический характер, проводятся на основе всеобщего равного или прямого избирательного права при тайном голосовании. ДР обеспечивает равенство всех граждан и фактическую реализацию всех гражданских и политических прав и свобод. Существует многопартийность, допускается легальная (законная) оппозиция и не подавляется инакомыслие.

2) Антидемократический режим. Народ не признаётся источником власти и отстраняется от участия в управлении гос-ом и общественными делами. При этом права и свободы личности попираются, ограничиваются. Выделяют:

= тоталитарный режим – когда гос-во осуществляет полный, всеобщий контроль над всеми сферами жизни общества. В экономике преобладает гос. собственность, жёсткое гос-ое регулирование экономических отношений командными, приказными методами. Существует одна правящая партия.

= авторитарный режим является как бы промежуточным между тоталитарным и демократическим режимами. Главное отличие в том, что гос-во не осуществляет полного контроля над обществом.

Формы демократии

Функции демократии реализуются через ее формы иинституты.

Форма демократии — это ее внешнеевыражение.

Форм демократии можно назвать немало, но основныеиз них следующие:

1. Участие народа в управлении государственными иобщественными делами (народовластие), осуществляется в двух формах — прямой и непрямой:

Прямая — представительная демократия — форма народовластия, при которой властьосуществляется через выявление воли представителей народа в выборных органах (парламенты,органы местного самоуправления).

Непрямая — непосредственная демократия — форма народовластия, при которойвласть осуществляется через непосредственное выявление воли народа илиопределенных социальных групп (референдум, выборы).

2. Формированиеи функционирование системы органов государства на основе демократическихпринципов законности, гласности, выборности,сменяемости, разделении компетенции, которые упреждают злоупотребление служебнымположением и общественным авторитетом;

3. Юридическое (прежде всего конституционное)закрепление системы прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, ихохрана и защита в соответствии с международными стандартами.

Виды демократии классифицируют по сферамобщественной жизни: экономическая; социальная; политическая; культурно-духовная идр.

Формы демократии находят проявление в ееинститутах(референдум, общественное мнение, комиссии Верховной Рады и др.).

27.Институты демократии - это легитимные и легальные элементы политической системы общества, непосредственно создающие демократический режим в государстве через воплощение в них принципов демократии.

Предпосылкой легитимности института демократии является его организационное оформление к признание общественностью; предпосылкой легальности - его юридическое оформление, узаконение.

По исходному назначению в решении задач политики, власти и управления различают институты демократии:

2) Структурные - сессии парламентов, депутатские комиссии, народные контролеры и т.п.

3) Функциональные - депутатские запросы, наказы избирателей, общественное мнение и т.п.

По юридической значимости принимаемых решений различают институты демократии:

1) Императивные - имеют окончательное общеобязательное значение для государственных органов, должностных лиц, граждан: референдум конституционный и законодательный; выборы; наказы избирателей и др.

2) Консультативные - имеют совещательное, консульта -тивное значение для государственных органов, должностных лиц, граждан: референдум консультативный; всенародное обсуждение законопроектов; митинги; анкетирование и др.

В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам.

Выборы — это форма непосредственного участия граждан в управлении государством путем формирования высших представительных органов, органов местного самоуправления, их персонального состава.

Граждане демократического государства имеют право свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин может выражать свою волю свободно при соблюдении равенства. Свобода избирателя реализуется при помощи тайного голосования и требует установления гарантий против давления на него.

На основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования в Украине избираются населением: Президент, Верховная Рада, Верховный Совет Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, и т. д.

Избирательная система может быть мажоритарной, пропорциональной и смешанной (мажоритарно-пропорциональной).

Мажоритарная система — система определения результатов выборов, согласно которой депутатские мандаты от избирательного округа получают только кандидаты, получившие установленное большинство голосов.

Пропорциональная система – предполагает что депутатские мандаты распределяются между партиями пропорционально количеству голосов, отданных за партию в границах избирательного округа.

Например: выборы депутатов Верховной Рады Украины в 1998 г. проводились по смешанной системе: из 450 депутатов — 225 избиралось в одномандатных избирательных округах на основе относительного большинства (мажоритарная система), а 225 — по спискам кандидатов в депутаты от политических партий, избирательных блоков, во многомандатном общегосударственном избирательном округе на основе пропорционального представительства (пропорциональная система).

Особым институтом демократии является референдум как один из способов демократического управления государственными делами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...