Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии и нормы оценок знаний обучающихся по «Риторике»




При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется пра­вильности передачи основного содержания текс­та, последовательности и полноте развития сюже­та, выразительности при характеристике образов.

Учитель контроли­рует и читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жан­ров и особенностей.

Текущий контроль по риторике проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение с листа осуществляется на матери­але изучаемых произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (отве­ты на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, ил­люстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания ти­па «закончи предложение», «найди правиль­ный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может прохо­дить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть прове­дена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

К техническим средствам обучения относятся:

  • DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
  • цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
  • компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.

Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.

Кроме того, эти средства позволяют разнообразить

  • виды деятельности учеников на уроке;
  • приёмы преподнесения заданий на риторический анализ (примеров общения);
  • процесс выполнения задач на реализацию типов текстов, речевых жанров и т.д.
  • анализ положительного или негативного примера речевого жанра;
  • редактирование (взаиморедактирование);
  • создание текста, его коллективное обсуждение;
  • создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.);
  • создание речевых жанров с использованием многомерного представления информации: текста, графики, голоса (звука).

При использовании компьютера ученики применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у школьников формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Безусловно, записи высказываний младших школьников, созданные учителем с помощью DVD (видеотехники), могут с успехом применяться для того, чтобы анализировать удачи и промахи при создании устных высказываний, что способствует развитию умений оценки и самооценки учеников.

Технические средства на уроках риторики широко привлекаются также при создании:

  • классных газет и журналов (компьютер);
  • фотоальбомов (фотоаппарат);
  • DVD- и видеозаписей (DVD- и видеокамера, DVD-плеер и видеомагнитофон) риторических праздников, конкурсов и т.д.

 

 

Литература.

Для реализации задач обучения риторике используются учебные пособия «Детская риторика» для начальной школы, методические рекомендации для учителей (под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской).

  • Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М.: Баласс; Ювента. В книге раскрывается процесс обучения по учебным пособиям «Детская риторика», «Школьная риторика», «Риторика» для 2–го класса в соответствии с образовательной программой.
  • Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Баласс; Ювента.
  • Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. «Детская риторика» в 2-частях. Книга для обучающихся. М.: Баласс; Ювента, 2012 г.

 


Календарно-тематическое планирование по риторике 2 класс (1 час в неделю 34 часа)

№ уро ка Тема урока Планируемые результаты: (в соответствии с ФГОС НОО): предметные (П), личностные (Л), метапредметные УУД: регулятивные (М/р), познавательные (М/п), коммуникативные (М/к) Кол-во часов дата
    предметные (П), личностные (Л), познавательные (М/п), коммуникативные (М/к), регулятивные (М/р),    
  Проверь себя -осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях; -оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации; -анализировать тактичность речевого поведения в семье; -формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее); -пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова; -отличать подробный пересказ от краткого;   -пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; -реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить),   характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи; -осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения; -анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения; продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения; определять тему, основную мысль несложного текста; определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку); подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам; анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика; разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника личностные (Л): Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация) Оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе: - общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре; - важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового; - важности бережного отношения к здоровью человека и к природе; Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями. Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе) ОСМЫСЛЕНИЕ Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей. Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми (в т.ч. и самим собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества. Самоосознание Объяснять самому себе: - «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты). Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность) Самоопределение Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, - отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению; - искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; Познавательные (М/п), 1.Общеучебные. а)самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. б) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. в) знаково-символическое моделирование. Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта Выполнять универсальные логические действия: - устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, - выстраивать логическую цепь рассуждений, - относить объекты к известным понятиям. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Коммуникативные (М/к), *Построение речевых высказываний; умение слушать собеседника. *Самостоятельно контролировать использование правил речевого общения в школе, в классе, со сверстниками; выслушивать ответы одноклассников. * Умение договариваться, находить общее решение. *Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи *Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ. *При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Учиться критично относиться к собственному мнению. Понять другие позиции (взгляды, интересы) Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: – вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); – вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную). Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. Регулятивные (М/р): *Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. * Осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату. *Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи) *Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. *Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя. *Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем. Осуществить действия по реализации плана. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ). Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.        
  Наука риторика. Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание высказывания)    
  Говорит–пишет.    
  Твои речевые роли.    
  Темп. Громкость. (Повторение.)    
  То же слово, да не так бы молвить (тон речи).    
  Настроение, чувства и тон говорящего.    
  Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд.    
  Мы слушаем – нас слушают.    
  Сигнал принят, слушаю!    
  Слушаем и стараемся понять, выделяем непонятное.    
  Слушаем, как говорят.    
  Слушаем на уроке, слушаем целый день!    
  Вежливая просьба.    
  Скрытая просьба.    
  О чём нам говорит шрифт.    
  Рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы…    
  Тема, основная мысль, заголовок. (Повторение.)    
  Тема, основная мысль, заголовок.    
  Опорные слова.    
  Подробный пересказ.    
  Краткий пересказ.    
  План.    
  Согласие или отказ. Отказывай, не обижая.    
  Ответы на отказ.    
  Типы текстов    
  Рассуждение. Примеры в рассуждении.    
  Ссылка на правило, закон.    
  Точные и неточные объяснения.    
  Описание, признаки предмета.    
  Описание в объявлении, загадки-описания, сочини загадку.    
  Было или придумано, части рассказа.    
  Хочу вам рассказать.    
  Чему мы научились на уроках риторики?    

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...