Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этап 2. Организационная и методическая подготовка прогнозных исследований




Московский авиационный институт

(государственный технический университет)

Кафедра 509

Методические указания

К лабораторной работе

«Построение прогноза с помощью экспертных методов»

 

Москва

Цели и задачи лабораторной работы

 

Целью лабораторной работы является практическое знакомство студентов с приемами организации, проведения, обработки и анализа результатов анкетного опроса экспертов.

Основными задачами являются:

· выявление и анализ наиболее важных характеристика объекта прогноза, формирование цели прогнозного исследования;

· проведение организационной и методической подготовки прогнозного исследования;

· подбор экспертов и методов работы с ними;

· проведение опроса экспертов;

· обработка и анализ результатов прогнозных исследований и выработка рекомендаций по ним.

В настоящей лабораторной работе студентам предлагается провести комплексную оценку качества получаемого ими образования.

Теоретическая часть

 

Общая процедура работы всех экспертных методов прогнозирования, независимо от их специфических особенностей, представляется следующими основными этапами.

Этап 1. Уточнение и анализ задания на прогноз. На этом этапе рассматриваются характеристика объекта прогноза, требуемая степень его детализации, возможности использования экспертами уже имеющейся, так называемой «опорной» информации, уточняются время упреждения, условия прогнозных исследований (ограничения по срокам разработки прогноза, организационным и финансовым возможностям). На основании всего этого выбирается тот или иной конкретный экспертный метод.

Этап 2. Организационная и методическая подготовка прогнозных исследований. На этом этапе в соответствии с заданием и условиями разработки прогноза с учетом выбранного метода устанавливается форма работы с экспертами, решаются все организационные вопросы, разрабатывается всё методическое обеспечение исследований (составляются программа проведения опросов и опросные документы, выбираются способы подбора экспертов, формируется методика обработки результатов опроса).

Этап 3. Подбор экспертов. На этом этапе на основе выбранной методики с учетом особенностей задания на прогноз и всех дополнительных условий проведения исследований подбирается один эксперт или группа экспертов, с использованием или без использования формальных процедур оценки их компетентности и численности.

Этап 4. Проведение экспертных прогнозных исследований. На этом этапе осуществляется непосредственная работа с экспертами по установленным ранее процедурам и на основе разработанных программ и опросных документов. Работа может проводиться в один тур (как в большинстве интуитивных методов) или несколько последовательных туров, связанных единой логикой исследований (как в методе "Дельфи" и в аналитических методах). В аналитических методах на этом же этапе в дополнение к общей характеристике объекта прогноза (этап I) осуществляется в требуемом объеме его анализ, результаты которого являются основой построения соответствующей модели развития этого объекта.

Этап 5. Обработка и анализ результатов прогнозных исследований и выработка рекомендаций по ним. На этом этапе на основе сформированной на этапе 2 методики, предусматривающей формальные (количественные) и неформальные процедуры, обрабатываются результаты экспертизы. Цель данного этапа - получить обобщенное мнение группы экспертов, а также аргументированное обоснование и оценку оригинальных индивидуальных суждений экспертов. На основе этого анализа даются рекомендации по прогнозу.

Перечисленные этапы характерны для всех экспертных методов, но в каждом конкретном методе в зависимости от его специфических особенностей процедуры отдельных этапов осуществляются в большем или меньшем объеме, с большей или меньшей степенью формализации.

Рассмотрим конкретные особенности этапов

Этап 1. Уточнение и анализ задания на прогноз

 

Методологической основой прогнозного исследования является системный подход. Образование, получаемое студентами, является услугой, которая предоставляется им со стороны учебного учреждения. Во все времена востребованность этой услуги является чрезвычайно высокой, как и ее стоимость. В настоящее время, на этом рынке услуг наблюдается высокая конкуренция, что заставляет образовательные учреждения заботиться о своем имидже и качестве предоставляемых услуг.

При изучении отношений, возникающих на рынке образовательных услуг можно выделить три субъекта, находящихся в сложных отношениях:

· студент;

· образовательное учреждение;

· социальная среда с огромным спектром потребностей, рынком труда и т.д.

Сильно упрощая ситуацию, можно считать, что студент выбирает учебное учреждение исходя из собственных представлений о качестве учебного процесса в Вузе, сложности учебного процесса и востребованности в будущем полученных знаний и квалификации. Вуз формирует требования к будущим студентам, организует учебный процесс в соответствии с потребностями рынка труда. Проверка соответствия полученных знаний социальным потребностям общества происходит, как правило, после окончания учебного заведения.

Приведенная упрощенная схема взаимоотношений позволяет заключить, что результаты проводимого исследования качества образования необходимы, прежде всего, руководителю выпускающей кафедры, который непосредственно организует и отвечает за результаты учебного процесса. Именно он заинтересован в соответствии качества учебного процесса социальным потребностям и обладает необходимыми полномочиями для необходимых изменений в его организации.

Следует особо подчеркнуть, что целью прогнозного исследования является не только получение оценки качества образования, но и исследования причин и обстоятельств сложившегося положения дел, выявление стимулов и побудительных мотивов участников учебного процесса.

 

Этап 2. Организационная и методическая подготовка прогнозных исследований

 

Целью опроса экспертов является выявление обобщенного коллективного мнения об оценке качества образования. Сложность рассматриваемого вопроса, широкий спектр возможных подходов и степени детализации мнений различных экспертов, а также необходимость их систематизации и обобщения с применением формализованных процедур настоятельно требуют введения определенных общих структурных рамок для ответов экспертов.

Для оценки качества образования наиболее целесообразно использование метода анкетирования. Анкета должна содержать заранее сформулированные критерии оценки качества образования, отражающие основные аспекты изучаемого объекта: организация учебного процесса, возможности карьерного роста, социальные отношения.

В частности, можно использовать следующую систему критериев:

Критерии оценки Аспекты изучаемого объекта
1. Получение базовых знаний для адекватного восприятия окружающей действительности. Организация учебного процесса
2. Удовлетворение естественной любознательности.
3.. Приобретение необходимых знаний для профессиональной деятельности.
4. Стимулирование навыков самостоятельного подхода к решению различных проблем.
5. Обеспечение хорошего стартового служебного положения. Возможности карьерного роста
6. Обеспечение быстрого служебного роста.
7. Гарантия высокой заработной платы при устройстве на работу.
8. Выбор правильного направления своей будущей профессиональной деятельности.
9. Возможность доступа в круг интеллектуальной элиты общества. Социальные отношения
10. Получение желаемого круга общения и знакомств в молодежном коллективе.
11. Решение проблем социального, личного или интимного характера.
12. Помощь в реализации своих честолюбивых устремлений.

Поскольку важность каждого из критериев не является одинаковой, то необходимо выявить мнение экспертов по поводу веса используемых критериев с помощью специально разработанной для этого шкалы , содержащей текстовое описание N градаций важности, начиная с «Не имеет практического значения», заканчивая «Имеет самостоятельное значение, но, вместе с тем, является трудно достижимым и престижным».

Шкала оценок значимости критериев

Не имеет практического значения.  
Не является обязательным.  
Имеет значение, но только в сочетании с другими не менее важными критериями.  
Имеет самостоятельное значение, является обязательным условием получения хорошего образования  
Имеет самостоятельное значение, но, вместе с тем, является трудно достижимым и престижным.  

 

Уровень качества образования по каждому критерию в отдельности оценивается с помощью второй шкалы , начиная с «Крайне низкое» вплоть до «Отличное».

 

Шкала оценок качества получаемого образования

 

Крайне низкое 0 ÷ 0,1
Низкое 0,2 ÷ 0,3
Удовлетворительное 0,4 ÷ 0,6
Хорошее 0,7 ÷ 0,8
Отличное 0,9 ÷ 1,0

 

Предложенные выше критерии и шкалы позволяют оценить качество образования. Однако она будет носить в значительной степени формальный характер, так как в ней слабо отражаются социальные, психологические, нравственные аспекты отношений, складывающихся во время учебного процесса между преподавателями и студентами. Интерпретация полученных результатов будет выглядеть более убедительной, если она будет опираться на дополнительную информацию, в которой эксперты с помощью утвердительных или отрицательных ответов дают возможность раскрыть различные стороны этих отношений.

Дополнительные сведения:

 

  1. Присутствуют ли в учебном плане дисциплины, изучение которых Вы хотели бы продолжить с целью углубления знаний?
  2. Присутствуют ли в учебном плане дисциплины, которые кардинально изменили Ваше мировоззрение?
  3. Встречались ли в учебном плане дисциплины, изучение которых носило чисто формальный характер?
  4. Приходилось ли Вам выполнять курсовые работы, в результате которых Вы получали глубокое моральное удовлетворение?
  5. Встречались ли Вам задания, которые Вы не могли выполнить самостоятельно?
  6. Ощущаете ли Вы логику в построении учебного процесса?
  7. Способствует ли учебный процесс в развитии Вашего кругозора?
  8. Совмещаете ли Вы учебу с работой?
  9. Соответствуют ли друг другу Ваша работа и учебная деятельность?
  10. Способствует ли учеба Вашему профессиональному росту?
  11. Характерно ли для преподавателей безразличие к проблемам студентов?
  12. Встречались ли Вам преподаватели исключительно высокой квалификации, личные качества которых стимулировали бы Вашу учебу?
  13. Встречались Вам преподаватели, работа с которыми вызывала у Вас личную неприязнь?
  14. Встречались Вам преподаватели, работа с которыми дала Вам больше, чем Вы могли рассчитывать?

 

Этап 3. Подбор экспертов

 

Качество экспертного прогноза в значительной степени определяется уровнем компетентности привлекаемых к опросу экспертов. Поэтому высокая компетентность эксперта является основным условием привлечения его к участию в разработке прогноза. Кроме того, требуется осведомленность эксперта в исследуемой области, его объективность, а также обеспечение репрезентативности экспертной группы.

Очевидно, что наиболее подходящим контингентом на роль экспертов являются студенты, которые располагают наиболее подробными и неочевидными сведениями об особенностях, достоинствах и недостатках организации процесса обучения. Кроме того, у них нет явных оснований для необъективного подхода в оценках. К потенциальным недостаткам этой группы следует отнести недостаточную зрелость суждений, связанную с тем, что фактически процесс обучения еще не закончен, а вместе с ним не завершен профессиональный, нравственный и социальный рост студентов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...