Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессиональная риторика юриста – как учебная дисциплина: предмет, метод, цели, задачи




Риторика (греч. rhetorike – «ораторское искусство») – научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста. В древности риторика понималась как искусство оратора, искусство устного публичного выступления, т. е. только в прямом значении слова. Риторику можно рассматривать с различных позиций: как искусство речи и теорию этого искусства, как научную дисциплину, основанную на богатой культурной традиции, общую теорию мыслительно-речевой деятельности. Прежде чем установить предмет риторики, необходимо учесть тот факт, что за 2,5 тыс. лет существования данной науки в качестве определения использовались сотни формулировок. Среди них выделяют три основные направления. 1. Первое, условно называемое греческим, трактует риторику как «искусство убеждения» (центральное понятие у Платона, Аристотеля). 2. Второе направление связано в большей мере с римской традицией понимать риторику как «искусство говорить хорошо». С этого времени в риторике усиливается интерес к литературно-языковому компоненту. 3. Третье характерно для средневековья и начального периода Возрождения, в нем риторика является «искусством украшения». В результате возрастания интереса риторов к литературному компоненту усилилась эстетическая характеристика речи, что в итоге привело к распаду единства логоса (мысли) и выражения (языка). Каждое из перечисленных выше направлений, определяющих предмет и устанавливающих задачи риторики сообразно ему, не может быть строго приписано определенному периоду развития данной дисциплины, они полноправно сосуществуют и отражают объект с разных сторон.

 

2.Соотношение науки риторики с учебной дисциплиной. В науке традиционно различают общую и частную риторику. Общая риторика представляет собой науку об универсальных принципах и правилах построения хорошей речи, не зависящих от конкретной сферы речевой коммуникации; частная – рассматривает особенности отдельных видов речевой коммуникации в связи с условиями коммуникации, функциями речи и сферами деятельности человека. В современной риторике термин «общая риторика» имеет также второе значение – одно из направлений неориторики. В настоящее время различают столько же частных риторик, сколько существует сфер коммуникации, функциональных разновидностей языка, а в ряде случаев – и более мелких функциональных подразделений (например, риторика телевизионного выступления является подразделом публицистической риторики). В тот или иной период развития общества конкретные виды речевой коммуникации занимают доминирующее положение и оказывают наибольшее воздействие на сознание людей. Поэтому и изучающие их риторические дисциплины вызывают наибольший интерес. В настоящее время подобная роль отводится риторике средств массовой информации, политической и деловой (коммерческой) риторике. В науке также существует подразделение риторики на теоретическую, прикладную и тематическую. Теоретическая риторика – это раздел общей риторики, который занимается научным исследованием правил построения качественной речи. Прикладная же в данном случае использует уже найденные правила, закономерности и лучшие образцы наиболее успешных речей в практике обучения словесности. Эти два подразделения тождественны по содержанию научной и учебной риторике. Тематическая риторика получила распространение в США. Она изучает объединение различных видов словесности вокруг одной актуальной темы(например, выборов президента).

 

3.Общая риторика. В науке о риторике ученые выделяют две области: общую риторику и частную.

Предметом общей риторики являются общие закономерности речевого поведения (в различных ситуациях) и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной. Функции: Цели формирования всех необходимых знаний и навыков в сфере общей риторики – искусства воздействия на людей при помощи слова – и преследует настоящий учебный курс. Успешное изуче-ние этой дисциплины позволит каждому стать способным:

• свободно обсуждать самые разные темы (бытовые, деловые, общекультурные, научные, политические, философские и т.д.), используя при этом диктуемый ситуацией тот или иной стиль речи;

•излагать свои суждения ясно, последовательно, ярко, грамотно применяя изобразительно-выразительные средства («цветы красноречия») – тропы и риторические фигуры;

•подготовить для различных ситуаций и произнести для разных аудиторий публичную речь и быть принятым и понятым слушателями;

• последовательно и аргументированно отстаивать свою точку зрения в полемических спорах и дискуссиях и др.

Законы риторики. Закон гармонизирующего диалога. Первый закон современной общей риторики — закон гармонизирующегодиалога гласит: эффективное речевое общение возможно только при диалогическомвзаимодействии участников речевой ситуации. Закон продвижения и ориентации адресата, который требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был ориентирован «в пространстве» речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели. Закон эмоциональности, требует, «чтобы говорящий

не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал

эмоционально то, о чем он сообщает или беседует». Закон удовольствия. Речь тогда и потому

действенна, когда доставляет удовольствие слушателю (собеседнику).

4.Соотношение понятий оратора и ритора. Особенности требований общей риторики к умениям и мастерству оратора. Оратор – тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия или владеющий ораторским искусством. Ритор – оратор, говорящий пышно и красиво, но малосодержательно, прибегающий к искусственным приемам красноречия.

Современные руководства по ораторскому искусству указывают свойства личности оратора:

1. обаяние;

2. артистизм;

3. уверенность;

4. дружелюбие;

5. искренность;

6. объективность;

7. заинтересованность, увлеченность.

Обаятельный человек тот, кто умеет быть самим собой, умеет отказаться от чужого, наносного, привнесенного. Артистизм — это умение общаться с окружающими активно и с игровой установкой, соблюдая при этом чувство меры. Уверенность. Право на речь в определенном смысле означает власть говорящего над слушающим, возможность управлять аудиторией. Эту возможность оратор должен реализовать. Но для этого нужно уметь играть роль «главного» в речевой ситуации, повести за собой слушателей. Это невозможно без чувства уверенности в себе. Дружелюбие. Это одно из основных условий успеха общения и действенности речи. Искренность. Применительно к публичной речи искренность называют «ораторской честностью». Это черта, которую особенно ценят слушатели у выступающего. Объективность. Говоря по вопросу, который может иметь разные трактовки и решения, нельзя просто игнорировать те взгляды или концепции, которые противоречат вашим. Чем полнее и доказательнее вы сможете показать, почему именно ваше мнение правильно, тем больший эффект будет иметь выступление. Заинтересованность. Без этого свойства оратора даже хорошо построенное выступление, прекрасно продуманная беседа теряют всякий смысл и не спасают слушателей от скуки.

 

5.Речь: понятие,виды и стили. Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Основные виды речи человека. Это — устная и письменная речь. Устной называется речь, при помощи которой люди непосредственно общаются друг с другом, произнося определенные наборы звуков, ассоциируемые с теми или иными известными по опыту предметами или явлениями. Письменной называют речь, основанную на изображениях символов (знаков, букв, иероглифов) на каких-либо материальных носителях: на папирусе, пергаменте, бумаге, экране монитора, на любом другом зрительно воспринимаемом материале. Стиль речи -исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

Научный стиль — стиль научных сообщений. Официально-деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. Художественный стиль используется в художественной литературе.

6.Публичная речь как разновидность ораторского искусства. Публичная речь – это основа ораторского искусства. Задача выступающего — как можно более точно донести свои идеи до аудитории. Для того чтобы выступление было ярким и запоминающимся, нужно следовать некоторым правилам воздействия устной речи на слушателя:

1) выступающий должен сам всесторонне овладеть темой, четко представлять свои задачи и суть вопроса;

2) он должен быть убежден в своей правоте и постараться убедить в ней слушателя. Очень важно, чтобы лектор не сомневался в своих ответах;

3) нужно продемонстрировать личную заинтересованность в процессе, в теме, в раскрытии таковой и внимание к аудитории;

4) старайтесь психологически воздействовать на публику. Люди должны разделить ваш творческий поиск, пойти за вами;

5) необходим план вашего выступления: в виде тезисов, записей или конспекта, чтобы речь звучала интересно и логично. Но зритель не должен ощущать этого. Нельзя стоять все выступление, уткнувшись в записи. В идеале план должен быть у вас в голове;

6) правильное поведение во время выступления. Сюда входит как внешний вид оратора, так и его культура речи и тактичность поведения с возможными оппонентами.

Публичное выступление также допускает чтение по заранее приготовленному тексту, но зачастую это демонстрирует неумение автора выступать публично. Убедительнее и доходчивее звучит речь произносимая, а не зачитываемая с листа. Речь не должна быть слишком быстрой, пестрить слишком сложными словами или словами на иностранном языке. Речь выступающего должна быть культурной вне зависимости от темы. Выступление не должно быть растянутым, а должно содержать четко обозначенную мысль, идею автора в развернутом виде. Между слушателями и оратором должен появиться психологический контакт. Особый интерес для говорящих и исследователей звучащей речи представляют паузы, сопровождающие эмоциональную речь. Они передают чувства, охватывающие говорящего. Хотя слишком длинные паузы в речи оратора скорее всего свидетельствуют не о раздумье, а о плохом знании предмета.

 

7. Судебная речь имеет целью убедить судей и присяжных заседателей в правильности позиции оратора. Речевое воздействие — побуждение слушателя с помощью речи к определенному действию. Осуществляется путем организации речевой коммуникации т. о., чтобы слушатель выбрал из числа возможных поступков тот, к которому его подталкивает говорящий (путем угроз, обещания поощрения, насмешки, риторического вопроса, увещевания, просьбы и др.).

Речевое воз­действие — это воздействие человека на другого человека или группу лиц при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной гово­рящими цели — изменения поведения адресата, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе речевого взаимодействия с ним. В зависимости от того, какая сфера психической деятельности человека вовлечена в процесс коммуникации в большей степе­ни, речевое воздействие подразделяется на рациональное и эмоциональное. Пытаясь воз­действовать на поведение собеседника, говорящий может оказывать влияние на его рацио­нальную сферу. С этой целью он привлекает убедительные факты и аргументы, воздей­ствующие на сознание людей. Цель эмоционального воздействия заключается в выражении говорящим эмоций и достижении ответной эмоциональной реакции у слушаю­щего, приводящей к изменению его поведения. Эмоциональное воздействие де­лится на два типа: опосредованное, которое осуществляется путем первоначальной апел­ляции к рациональному «Я» адресата (оценка, информирование), и непосредственное, реализуемое за счет создания образности, различных сбоев логики мышления. По характеру взаимодействия субъекта с объектом различается прямое воздей­ствие, когда субъект открыто предъявляет объекту воздействия свои притязания и требо­вания, и косвенное воздействие, непосредственно направленное не на объект, а на окружа­ющую его среду. Прямой способ речевого воздействия включает такие формы, за которыми в системе языка закреплено определенное значение, прямо выражающее соот­ветствующую иллокуцию, то есть коммуникативную цель говорящего. Косвенный способ выражения коммуника­тивного намерения представляет собой употребление языковых форм для выражения ил­локутивной силы, не связанной с их прямым языковым значением. Косвенные формы не выражают открыто намерений говорящего. По критерию осознанности речевых действий разграничивается намеренное (ин­тенционалъное) и побочное (неинтенционалъное) воздействие. При намеренном речевом воздействии субъект ставит перед собой задачу добиться определенного ре­зультата от объекта речевого воздействия. Побочное речевое воздействие оказывается не­ произвольно, поскольку субъект не ставит задачу добиться определенного результата от объекта.

 

8.Коммуникативные качества речи интеллектуального воздействия. Судебная речь имеет целью убедить судей и присяжных заседателей в правильности позиции оратора. Для этого она прежде всего должна быть понята составом суда, а также всеми слушателями.

Ясность. Ясностьдостигается прежде всего глубоким знанием материала, четкой композицией речи, логичностью изложения, убедительностью аргументов. Нередко доходчивость (доступность) называют простотой. Простота изложения способствует тому, что речь понимается легко и мысль судей без затруднений следует за мыслью оратора. Довольно часто речь становится неясной из-за неуместного использования в ней иноязычных слов и узкоспециальных терминов: В ее жизни встал известный ингредиент. Причиной неясности может быть многословие: Другие показания давались Иванченко о том/ что у него значит/ украли/ значит/ это самое// И Протокова рассказала здесь/ в суде/ каким образом/ она обнаружить кражу в своем домике/ что у ней было украдено/ и что значит/ какие повреждения/ не могла.

Точность. Точность - характеристика содержания речи на основе соотношения речи и действительности (это фактическая, предметная точность), соотношение речи и мышления - это понятийная, смысловая точность, которая зависит от того, насколько говорящий следит за значением употребляемых слов. С целью достижения точности (юридической истины) оратор может использовать жаргонные слова, которые были употреблены подсудимым: «Свидетель Горлов говорил, что дней за десять до убийства к нему домой приезжал Еремин и предлагал «попасти» одного человека. На его уточняющий вопрос Еремин ответил, что надо «завалить» Гула (то есть Гулова)». Речевые неточности, вызванные слабым знанием предмета речи, вызывают негативное отношение слушателей к судебному оратору. Точность достигается употреблением юридических терминов и клише: мотивы преступления, а не побуждения; возбудить уголовное дело, а не начать и др. Неточность могут вызвать и «модные» слова. Неточно выражают мысль высказывания, засоренные лишними, «любимыми» словами и словосочетаниями: ну, значит, в общем-то, что ли, так сказать, как говорится, как бы и др. С чьей-то легкой руки стало модным употреблять слова как бы, которые не позволяют точно определить действие или состояние: Вы как бы признаете себя виновным частично? Неточность речи всегда возникает при употреблении иноязычных слов без учета их значения. Так, судья пишет в решении: С учетом девальвации выплатить…А надо было: с учетом инфляции, т.е. с учетом «обесценивания бумажных денег. Логичность. Логичность определяется в лингвистике как выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями и компонентами мысли. Различается логичность предметная и понятийная. Предметная логичность состоит в соответствии смысловых связей и отношений языковых единиц связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Логичность понятийная отражает логичное движение мысли в смысловых связях элементов языка. Мыслить и рассуждать логично - значит мыслить точно и последовательно, доказательно и убедительно, не допускать противоречий в рассуждении. Логичность на уровне целого текста создается композицией выступления и рядом логических приемов, основные из которых - определение понятия, объяснение, описание, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование. Уместность. Важным качеством судебной речи является уместность, т.е. соотнесенность языковых средств с целевой установкой, с содержанием речи, умение построить ее соответственно теме, задаче, времени, месту и оратору. Уместная речь обладает следующими признаками: 1) соразмерностью языковых средств и содержания, т.е. слова должны точно передавать то или иное содержание. Например, определяя степень тяжести причиненного телесного повреждения, не следует выражать мысль приблизительно: очень тяжелые повреждения,- нужно использовать юридический термин тяжкие телесные повреждения. 2) соответствием языковых средств обстановке. В доме, в котором горе, неуместно приветствие «Добрый день». 3) соответствием языковых средств оратору. Чистота. Речь юриста, выступающего в суде, должна быть чистой. Чистой считается та речь, в которой нет просторечных и диалектных слов типа хотишъ, ложит, нет жаргонных слов, например, крутые, тащусь, кинуть, балдеть и др. В чистой речи не может быть современных устойчивых словосочетаний, таких, как высокая крыша, лицо кавказской национальности, крыша поехала и т.д. Засоряют речь различные заполнители пауз, например: а-а-а-а, м-м-м и др. Речь может быть засорена и «любимыми» словами, которые употребляются бездумно. Правильность. Одним из основных качеств судебной речи, определяющих ее эффективность, является правильность, которая предполагает соблюдение общепринятых норм литературного языка. Важно соблюдение лексических норм, обеспечивающих точность словоупотребления; орфоэпических (произносительных) и акцентологических (норм ударения), обусловливающих единство звукового оформления речи. Грамматические нормы (морфологические и синтаксические) устанавливают единообразие форм словоизменения и соединения слов в словосочетания и предложения. Довольно часто приходится наблюдать нарушение судебными ораторами синтаксических норм, в частности, норм управления, например: не касались к нему, согласно приказа, согласно статьи, уточнили о том, попытка о смягчении наказания и т.д. (надо: не касались его, согласно приказу, согласно статье, уточнили что-то, попытка смягчения наказания). Лаконичность. «Речь должна быть коротка и содержательна», - указывал П.С. Пороховщиков. Лучшие судебные ораторы использовали и используют сложные синтаксические конструкции с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами предложения; но, когда ораторы говорят по существу, убедительно, названные языковые средства способствуют проявлению ораторского мастерства. Лаконичность речи достигается точным выражением мыслей, наличием четких формулировок, отсутствием лишних слов, не несущих информации, отсутствием многословия и лишних, неуместных мыслей. Распространенной ошибкой является многословие: Кабинет/ так сказать/ ненадлежащим образом/ соответственными мерами/ был закрыт//.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...