Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 4. Классификация красноречия. Функции, формы, жанры речей.




Вопрос 1Риторика: определение понятия

Риторика-комплексная гуманитарная дисциплина,изучающая закономерности создания и преподнесения коммуникативно совершенного текста.С точки зрения риторики рассматривается весь речемыслительный процесс порождения текста-от замысла до окончательно речевого воплощения.

Вопрос 2 Предмет, система, задачи курса

Предмет курса - риторика как теоретическая и практическая дисциплина. Важность риторики в контексте культурологического и, шире, гуманитарного образования определяется тремя основными параметрами:

1) риторика представляет собой определенное культурное отражение глобального идеоречевого феномена «мысль-слово»;

2) риторика является рефлексивным слоем (на уровне теории и практики) сферы речевой коммуникации;

3) риторика – одна из существенных составляющих ментального плана всей европейской культуры.

Исходя из важности риторики в общем цикле гуманитарной человеческой деятельности, эта дисциплина должна занять одно из важнейших мест в подготовке студента-культуролога.

Теоретическое умение распознавать риторические ходы мысли и слова в самых разных формах коммуникации (в том числе не только вербальной, но и, например, визуальной) способствует критическому подходу к феноменам культуры, позволяет вырабатывать специфическую профессиональную культурологическую рефлексию относительно форм и способов коммуникации.

Прикладное значение риторики в подготовке студента-культуролога, как и любого гуманитария, определяется необходимостью практического овладения различными коммуникативными стратегиями, устными и письменными жанрами в разных коммуникативных ситуациях.

Основная цель курса риторики – содействие тому, чтобы студенты усвоили целостность риторической парадигмы культуры как систему внутренне взаимосвязанных и взаимообусловленных теоретических и практических компонентов.

Задачи курса определяются внутренним содержанием самой риторической парадигмы и могут быгь разделены на два блока.

I. Задачи, связанные с теоретическим и практическим усвоением риторики как одного из основных феноменов идеоречевой деятельности человека:

- прояснение базовой связи содержание-выражение ( означаемое-означающее) в контексте акта коммуникации;

– теоретическое усвоение сущности основных коммуникативных стратегий (включая автокоммуникацию) как речевого оформления парадигматических «жанров сознания» (М.М.Бахтин);

- практическое овладение основами построения речи сообразно определенному коммуникативному замыслу.

II. Задачи, связанные с историко-культурным аспектом бытования риторической парадигмы:

- создание целостного представления об исторических и социокультурных предпосылках возникновения «риторической ментальности» в европейской культуре;

- осознание специфики основных исторических этапов развития риторики как отражения динамики европейской культуры;

- усвоение историко-культурных связей риторики как отдельной дисциплины с философией, наукой, литературой и т.д.

Необходимо выделить следующие требования к уровню освоения содержания курса.

Теоретические требования: знать основные этапы развития риторики в европейской культуре, в особенности специфику античной риторики. Знать риторическую терминологию античности, основные разделы античной риторики, риторические фигуры и тропы.

Практические требования: Уметь выявлять в письменном тексте примененные автором риторические приемы; уметь распознавать разные виды коммуникативных стратегий в речевой практике; уметь составить и произнести речь определенного жанра в моделируемой коммуникативной ситуации.

Вопрос 4. Классификация красноречия. Функции, формы, жанры речей.

Судебное красноречие.

Судебное красноречие один из древнейших видов ораторского искусства. Как прокурорская, как и адвокатская речи носят оценочный характер и отличаются нравственно-правовой направленностью. Предельная объективность, аргументация и доказательность в деталях являются необходимыми условиями выступления. Также важен и психологический момент, обязательна наиболее полная характеристика обвиняемого и его мотивов.

Социально-бытовое красноречие – это юбилейная, или похвальная, речь, застольное слово, или тост, а также надгробная, или поминальная, речь. Оно отражает определенные общественные отношения, представляя вместе с тем известные явления быта и давно сложившиеся обычаи, народные традиции

Богословско-церковное красноречие также одно из древних, имеющее немалый опыт воздействия на массы. Мы говорим по преимуществу о христианской религии и особенно таких се наиболее влиятельных разновидностях, как православие и католицизм.

Основным видом богословско-церковного красноречия является проповедь, неизменно исполненная веры, что она воплощает «абсолютную истину», хотя и не исключает раздумий слушателей.над «смыслом жизни».

Функции речи

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.

Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Формы речи

Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.

Внешней речи могут быть присущи жаргон и интонация. Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.

Внешняя речь включает следующие виды

* устную (диалогическую и монологическую) и* письменную.

Жанрами речи являются монолог, диалог и полилог.

Монолог - жанр, образуемый в результате активной речевой деятельности говорящего и не рассчитанный на активную одновременную реакцию слушателя.

Диалог - жанр речи, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.

Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц. Ситуативная связанность, спонтанность, нелинейность получают в содержательно-смысловой структуре полилога максимальное отражение

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...