Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Текст выступления, конспект, тезисы




Основы мастерства ораторской речи

Ораторское искусство – это искусство подготовки и публичного произнесения речи, цель которой - информировать слушателей, воздействовать на них, сформировать в них убеждения, которые станут затем мотивами поведения людей.

Ораторское искусство никогда не было однородным. Исторически в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные роды и виды.

К социально-политическому красноречию относят выступления, посвященные вопросам государственного строительства, экономики, права, этики, культуры, продуцируемые в парламенте, на митингах, общественных собраниях, заседаниях и т.д.;

к академическому – учебную лекцию, научный доклад, обзор, сообщение;

к судебному – речи, произносимые участниками судебного процесса – прокурором, адвокатом, обвиняемым;

к социально-бытовому – приветственные, юбилейные, застольные, поминальные речи и т.п.;

к богословско-церковному – проповеди, речи на соборе.

 

Основу каждого ораторского выступления составляет общая речевая культура. Она определяется следующими факторами:

1) эрудицией и мировоззрением;

2) культурой мышления;

3) языковой культурой;

4) владением техникой речи;

5) психологической культурой;

6) коммуникативной культурой.

В процессе живой речи все эти факторы взаимодействуют и проявляются соответственно в:

- содержании речи;

- точности формулировок и ясности построения выступления;

- понятности, грамотности, яркости, образности языка выступления;

- четкости, чистоте, выразительности и красоте звучания речи;

- исполнительском мастерстве;

- соответствии эмоциональной окрашенности речи ее содержанию, соответствии настроения оратора цели речи;

- умении оратора общаться с аудиторией.

 

Установление и поддержание контакта с аудиторией – ключевая проблема публичного выступления.

Существенной чертой речи считается диалогичность по содержанию, которая «предполагает реализацию равноправных (субъект – субъектных) отношений между говорящим и слушающим.

Работа по установлению и поддержанию контакта оратора с аудиторией многопланова.

Взаимодействие оратора и аудитории

Контакт – общность психологического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями. Общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности. Совместную мыслительную деятельность ораторы называют интеллектуальным сопереживанием. Для возникновения контакта важно эмоциональное сопереживание, т.е. оратор и аудитория должны испытывать сходные чувства.

Оно возникает не одновременно с установлением зрительного контакта, т.е. в тот момент, когда оратор предстал перед слушателями, а уже с того момента, когда он начал обдумывать свое выступление.

Выступая перед взрослой аудиторией, оратор должен следить за логикой развития мыслей, аргументированностью речи, доказательностью рассуждений.

Читать или говорить? При чтении с листа в получасовом выступлении его содержание воспринимается лишь на 17 %. Петр 1 в 1720 г. Издал Указ №740, который гласил:

Указую: господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писаному, а токмо словами, дабы дурь каждого всем видна была.

Импровизация.

Тема выступления должна быть интересна слушателям. В этом случае не появятся познавательные барьеры, а возникнет познавательный контакт. Если оратор и аудитория заинтересованы одной и той же проблемой, решают одни и те же вопросы, они заняты совместной мыслительной деятельностью, возникает интеллектуальное сопереживание.

Оратор способен организовать совместную со слушателем мыслительную деятельность, когда он ведет мысль аудитории за собой. Это возможно при логической организации речи (последовательность, непротиворечивость, обоснованность). Слушателей привлекает такое изложение, при котором возникабт вопросы, а ответы на них рождаются в результате совместного поиска или последующего изложения. Важнейшее условие поддержание интереса аудитории – содержательность выступления, подача новой информации. Выступление должно быть понятным, доходчивым, т.е. доступным для данной аудитории.

Внимание слушателей привлекает выразительность речи: яркие образы, меткие выражения.

Очень важна убежденность оратора в предмете речи.

 

Подготовка речи: выбор темы, определение цели, поиск материала

Мастерство устной речи обеспечивается различными факторами, среди которых важная роль отводится подготовке и проведению выступления.

В подготовке к речи можно выделить несколько этапов:

1) определение темы и цели речи;

2) подбор, анализ и отбор материала;

3) композиция, план выступления;

4) аргументы и пути доказательства;

5) работа над языком выступления.

 

Тема и цель речи

В первую очередь необходимо определить и чётко сформулировать тему выступления. Она может быть заданной, когда оратору предлагают выступить на определённую тему. Тема может предлагаться самим выступающим исходя из личного опыта и знаний.

Выбрав тему, следует подумать о её формулировке. Любая тема является частью большой проблемы и представляет собой одну из её сторон. Важно осознать это и не стремиться в одном выступлении объять необъятное. Формулировка темы должна отражать содержание выступления и привлекать внимание слушателей, т.е. в лаконичной форме выражать основную идею выступления и носить рекламный характер: быть занимательной, затрагивать интересы тех, для кого она предназначена, будить воображение. Название темы должно быть конкретным, четким, кратким.

Формулируя темы, оратор должен четко определить для себя цель предстоящего выступления. Определение цели выступления есть определение задачи, которую оратор помогает решить аудитории: он не только информирует слушателей о тех или иных событиях, фактах, но и старается сформировать у них представления, убеждения, определяющие их дальнейшее поведение. В зависимости от основной цели различают следующие виды речей:

- информативные;

- убеждающие;

- побуждающие;

- развлекательные.

Сформулировав цель, нужно постоянно помнить о ней – это облегчает дальнейшую работу над речью, так как оратор будет подбирать только те факты и данные, которые способствуют достижению поставленной цели.

Когда определена тема, установлены цель и основная идея выступления, можно наметить предварительный план и приступить к подбору материала.

 

Подготовка плана выступления

План выступления составляется заранее, а в процессе подготовки речи он корректируется. В зависимости от вида речей план выступления может строиться по-разному.

Поиск и подбор материала

С поиска и подбора материала по предварительному плану начинается непосредственная подготовка к выступлению.

Основное содержание выступления базируется на собственных знаниях и опыте оратора. Основными источниками, из которых можно почерпнуть новую информацию, новые идеи, факты, примеры, доказательства он может извлечь из таких источников:

- специальная литература (научная, научно-популярная);

- официальные документы;

- справочная литература (справочники, энциклопедии, энциклопедические и лингвистические словари, статистические сборники, таблицы, карты);

- периодическая печать (журналы, газеты);

- передачи телевидения и радио;

- художественная литература;

беседы, интервью; личные контакты и др.

Для успешной подготовки выступления желательно использовать не один, а несколько источников.

После подбора литературы оратор начинает работать с ней. Здесь рекомендуют следующие этапы:

1) чтение-отбор;

2) чтение-ознакомление;

3) чтение-изучение.

(1) Чтение-отбор ставит своей целью подготовка списка литературы, так как досконально проработать всю имеющуюся по теме литературу невозможно. На этом этапе следует познакомиться с аннотациями книг, которые размещаются на обороте титульного листа или в конце книги. В них кратко излагается содержание, указывается классификационная характеристика книг (учебник, учебное пособие, справочник и т.п.), даются сведения об авторах. Следует прочитать вступление и заключение, в котором как правило, содержится резюме. Следует посмотреть оглавление, посмотреть схемы, таблицы, рисунки.

Чтение-отбор позволяет определить, какие из отобранных книг больше всего подходят для разрабатываемой темы и для детального изучения.

(2) Чтение-ознакомление – это внимательное чтение выбранных книг с целью выяснения того, в каком источнике, на каких страницах можно найти нужный материал. С помощью закладок проводится разметка материала. Предварительный план на данном этапе уточняется, конкретизируется.

(3) Чтение-изучение – это полная проработка основополагающих источников по теме выступления, итогом которой являются выписки из книг по вопросам предварительного плана. Выписывается то, что относится к изучаемому вопросу, а также материалы, которые могут оказаться нужными впоследствии. Выписки рекомендуется делать на карточках. Их можно расположить в любом порядке, перегруппировать, классифицировать. Этот вид фиксированной информации предполагает соблюдение некоторых правил:

- используются карточки одинакового размера;

- записи ведутся только на одной стороне листа;

- на карточке делается не более одной записи;

- в верхней части карточки указывается тема, к которой относится выписка, в нижней – выходные данные источника: фамилия и инициалы автора, название книги, статьи, название издательства, год издания, страница, откуда берется цитируемый материал;

- если фиксируется телерадиоинформация, указываются сведения о выступавшем, названии сообщения, организация, заказавшая программу, дата, время передачи, радио или телевизионный канал.

После выбора темы составляется план. Предварительный план – перечисление вопросов, которые нужно осветить в своей речи. Он помогает подбирать литературу, отбирать фактический материал для выступления.

Когда литература изучена, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. При его составлении выделяются не только вопросы выбранной темы, но и отбираются самые существенные. Составление рабочего плана помогает лучше проработать структуру выступления.

На основе рабочего плана составляется основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не для оратора, а для слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия материала.

 

Текст выступления, конспект, тезисы

Изучив, проанализировав и обобщив материал, оратор в зависимости от своей теоретической подготовленности, пишет или полный текст выступления. Или конспект, или тезисы, или развернутый план.

Назначение полного текста выступления – помочь сохранить его в памяти, запомнить детали содержания, что особенно важно для недостаточно опытных ораторов. В полностью написанном тексте выступления ярче видны композиционные особенности и структурное деление.

Конспект – краткое изложение содержания какого-либо информационного материала. Конспектирование может быть свободным (передача содержания текста своими словами), оценочным (критический анализ прочитанного или услышанного с выражением позиции оратора), творческим (развитие и обобщение пишущим мысли автора), лекторским (преобразование на бумаге письменной речи в устную – так, как она будет звучать в аудитории).

Конспект составляется на стандартных листах бумаги на одной стороне. Следует оставлять широкие поля: справа – для фиксации своего отношения к прочитанному, для дополнений по теме, цитат и проч., слева – для обозначения (нумерации) частей текста. В конспект не рекомендуется включать спорные, нерешенные вопросы, поскольку данный вид записи предназначен не для дискуссии с аудиторией, а для подкрепления суждений оратора.

Тезисы – краткое изложение одной конкретной идеи, мысли, позиции. Часто при этом важные в принципиальном отношении положения сопровождаются нужной аргументацией, необходимыми доводами. Такая форма записи дисциплинирует мысль, приучает к точному и краткому её выражению, логически правильному расположению материала. По форме тезисы могут представлять собой набор «базовых» слов и словосочетаний, расположенных в определенном порядке, и выписки из различных источников информации со ссылками на автора.

Развернутый план выступления – это подробный перечень освещаемых вопросов. Обычно пункты плана формулируются в виде заголовков и располагаются в последовательности, соответствующей изложению материала. Составление развернутого плана заставляет не только вдуматься во взаимное отношение имеющихся в выступлении логических моментов, но и придать им точную формулировку.

Ценным материалом, позволяющим сделать выступление убедительным, запоминающимся, наглядным, являются документы, цифры, примеры, цитаты, иллюстрации.

Цифры, примеры, цитаты не должны уводить от существа дела.

Цифры должны опираться на реальные фоновые знания аудитории. В выступлениях для специалистов цифровых данных может быть больше, так как уровень подготовки, фоновые знания специалистов позволяют им усваивать данный материал легко и быстро, что е получится в аудитории неподготовленной.

Примеры в выступлении должны быть яркими, лаконичными, без лишних деталей. Примеры могут использоваться в качестве иллюстрации сказанного, пояснения сложного материала, в качестве аргумента, а также для привлечения внимания уставшей аудитории. Отбирая примеры для выступления, оратор должен руководствоваться следующим критериями:

- насколько данный пример нужен;

- является ли он типичным;

- уместен ли он в данной аудитории;

- какие чувства вызывает у зрителей.

Цитаты – это высказывания авторитетных людей. Одни цитаты опираются на авторитет источника, другие апеллируют к сознанию, убеждают приведенным фактическим материалом, третьи рассчитаны на эмоции. По смыслу цитаты должны быть органически связаны с текстом выступления, не должны носить характер чужеродного тела. Их следует приводить в таком виде, чтобы сохранялся во всей точности первоначальный смысл.

Наглядный материал – диаграммы, иллюстрации, фотографии, рисунки, плакаты, слайды, различные предметы – используются в выступлении для подтверждения или пояснения основных положений. Ими не следует злоупотреблять. Не следует размещать наглядный материал до выступления перед публикой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...