Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика раздела




Данный раздел включает 15 часов самостоятельной работы студентов по изучению строительных материалов из органического сырья. Для преподавания используется:

- самостоятельная работа студентов, в которую входит изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную подготовку, подготовка к письменному опросу;

- консультации преподавателей.

Виды СРС (15 часов)

№ пп Вид СРС Трудоемкость в часах  
  Изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку  
  Письменный опрос  

 

Перечень тем, рекомендуемых для самостоятельного изучения (14 часов)

1. Свойства древесины (3 часа).

2. Изделия из древесины (3часа)

3. Классификация и свойства битумов и дегтей (1 час).

4. Кровельные и гидроизоляционные материалы на основе органических вяжущих веществ (2 часа).

5. Асфальтобетоны (1 час).

6. Строительные материалы на основе полимеров (4 часа).

 

Интерактивные образовательные технологии, используемые при проведении аудиторных занятий и во внеаудиторной работе со студентами

Семестр Вид занятий (Л, ПЗ, ЛР) Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
  Л ЛР Проблемная Разбор конкретных ситуаций, технологический тренинг, работа в команде  

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценивание уровня освоения дисциплины в течение семестра и во время промежуточной аттестации осуществляется в соответствии с балльно-рейтинговой системой (приложение Б), которая доводится до студентов на первом аудиторном занятии.

Перечень вопросов для промежуточной аттестации приведен в приложении В.

Тестовые задания размещены в УМК по дисциплине. Примеры билетов по зачету и тестовых заданий приведены в приложении Г.

Вопросы для защиты лабораторных работ размещены в соответствующих учебно-методических пособиях.

Текущая аттестация студентов проводится преподавателем, ведущим лабораторные работы по дисциплине в формах, перечисленных в п.5.1 программы.

Итоговый контроль по дисциплине в семестре проводится лектором в письменной форме.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература

1. Рыбьев И.А. Строительное материаловедение. –М., Высшая школа, 2003. -701с. ISBN 5-06-004059-3

2. В.В. Белов, В.Б. Петропавловская. Краткий курс материаловедения и технологии конструкционных материалов для строительства. М.; Асс. строит. вузов, 2006

8.2. Дополнительная литература

1..“Материаловедение в строительстве”. Под ред. Рыбьева И.А. М., Академия, 2008.

2. Строительные материалы (материаловедение, технология конструкционных материалов). Под ред. Микульского А.В. -М., Высшая школа, 2011г. ISBN 978-5-93093-041-22

Периодическая литература:

1. Журнал “Бетон и железобетон”.

2. Журнал “ Известия ВУЗов. Строительство”.

3. Журнал “ Строительные материалы, оборудование, технологии 21 века”.

4. Журнал “ Цемент и его применение”.

5. Журнал “Строительные материалы”.

6. Журнал “Сухие строительные смеси”.

7. Журнал “ Кровельные и изоляционные материалы”.

8. Журнал “ Технологии бетонов”.

8.3 Учебно-методическая литература

1. Журнал лабораторных работ по курсу "Строительные материалы". УГНТУ, 2009.

2. Методические указания к лабораторной работе "Строительный гипс". УГНТУ, 2006.

3. Методические указания к лабораторной работе "Основные свойства строительных материалов". УГНТУ, 2006.

4. Методические указания к лабораторной работе " Минеральные вяжущие вещества. Цементы". УГНТУ, 2000.

5. Методические указания к лабораторной работе "Заполнители для тяжёлого бетона" УГНТУ, 2000.

6. Методические указания к лабораторной работе «Проектирование cостава тяжелого бетона» УГНТУ, 2006.

7. Методическое указание к лабораторной работе “Определение твердости металлов и сплавов”, УГНТУ, 2011.

8.4. Интернет-ресурсы

1.Яковлева Л.А. Материаловедение. Электронный учебно-методический комплекс. www.elearning.rusoil.net. Уфа, УГНТУ, 2010.

2.Яковлева Л.А. Технология конструкционных материалов. Электронный учебно-методический комплекс. www.elearning.rusoil.net. Уфа, УГНТУ, 2010.

3.Единое окно доступа к образовательным ресурсам: Информационная система: [электронный ресурс]. – URL http://window.edu.ru.

 

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

9.1. Перечень специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. с перечнем основного оборудования для обеспечения аудиторных занятий (на одну группу/подгруппу).

№ пп Наименование учебного помещения № учеб. помещения Перечень основного оборудования Кол-во
         
  Лаборатории
  Строительные материалы АП-2 Объемомер Ле-Шателье-Кандло Весы технические Набор сит Формы металлические Пресс гидравлический 50 т Пресс гидравлический 10 т Прибор Вика Конус для определения подвижности Прибор МИИ-100 дляопределения прочности на изгиб Камеры нормального твердения Вибростол Полочный барабан Круг истирания Влагомер Сушильный шкаф  

9. 2. Средства обеспечения дисциплины

Перечень дидактических материалов и экранно-звуковых средств обучения

 

Видеофильмы по технологии бетона, полимерным строительным материалам. Стенды по керамическим изделиям, бетонам, строительным растворам, воздушным и гидравлическим вяжущим материалам. Образцы строительных материалов из керамики, природного камня, искусственных каменных материалов по технологии фирмы “Бессер”.

 

Перечень материально-технических средств помещения для самостоятельной работы студентов

№ пп Наименование № аудитории Кол-во
       
  Специализированная мебель    
  Специализированные столы для проведения лабораторных работ АП-2  

 

Перечень программных продуктов и программного обеспечения, используемых в учебном процессе

№ пп Наименование программы Назначение программы Вид учебного процесса, СРС
  Автокад Построение графических зависимостей Лабораторные работы
  www.elearning.rusoil.net Электронный учебно-методический комплекс. Материаловедение Самостоятельное изучение тем
  www.elearning.rusoil.net Электронный учебно-методический комплекс. Технология конструкционных материалов Самостоятельное изучение тем

 

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

 

Автор

- Кандидат технических наук, доцент УГНТУ Яковлева Людмила Алексеевна.

Научные интересы связаны с коррозией бетона и железобетона, отделочными строительными материалами и химической очисткой строительных материалов от различного вида загрязнений.

Автор 5 патентов.

Контактный телефон: 8- (3472)-28-24-00

e-mail:aykovleva52@mail/ru

 

Рецензенты:

Салов Александр Сергеевич, к.т.н., доцент кафедры АДиТСП УГНТУ

Астафьев Юрий Михайлович, директор ООО “Уралстройэкспресс”

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Целью дисциплины «Строительные материалы» является освоение студентами-бакалаврами направления 270800 – Строительство по профилям подготовки “Промышленное и гражданское строительство”, “Водоснабжение и водоотведение”, “Теплогазоснабжение и вентиляция”, “Автомобильные дороги”, “Производство строительных материалов, изделий и конструкций” всех форм обучения знаний в области номенклатуры, свойств и рациональных в технико-экономическом отношении областей применения строительных материалов и изделий. Инженеры данных строительных специальностей должны уметь оценивать свойства строительных материалов числовыми показателями и хорошо разбираться в методических принципах их определения.

Научно-технический прогресс связан, прежде всего, с разработкой и использованием новых, более совершенных, материалов. Материалы в развитии цивилизации играли очень важную роль. В целом историю цивилизации можно описать как смену используемых человечеством материалов.

Целые эпохи были названы по материалам, которые в то время были определяющими: каменный, медный, бронзовый и железный века. Возможно, что последующие эпохи назовут бумажным веком или веком пластмасс.

Необходимым условием успешного развития любой технической отрасли, в том числе и строительной, является наличие хороших материалов. Современное строительство испытывает потребность в большом ассортименте самых различных материалов. Основой обеспечения качества возводимых зданий и сооружений является рациональное использование строительных материалов. В общих сметах строительного объекта на долю строительных материалов приходится 50-65% общей стоимости. Поэтому вопросы экономии средств во многом зависят от эффективности применяемых материалов и изделий, а также их правильного выбора для производства строительных изделий и конструкций.

Развитие человеческой цивилизации тесно связано с применением строительных материалов. Естественную потребность иметь крышу над головой ощутили самые первые люди. Шалаши и пещеры были их укрытием от непогоды, древесина и камень – первыми строительными материалами. Первые строительные материалы – дерево и камень – давала человеку природа. Гораздо позднее нехватка этих природных материалов заставила человека задуматься над созданием, в подражание природным, искусственных строительных материалов. И таким первым искусственным материалом считают керамический кирпич. Родина его – пустыни Древнего Египта, испытывавшие недостаток камня, но где в изобилии были песок и глина. Из них древние египтяне лепили подобие небольших каменных блоков и длительно сушили их на солнце, пока они не приобретали прочность камня. Возраст керамического кирпича как строительного материала составляет примерно 5 тысяч лет. Для скрепления камней и кирпичей научились изготавливать строительные растворы на основе извести, которую получали обжигом известняка.

Для Древней и Средневековой Руси самым массовым строительным материалом было дерево. И лишь в XY в. в Московском царстве расцветает каменное строительство, связанное с влиянием и творчеством итальянского архитектора Аристотеля Фиорованти. Он же завез в Россию новый для нее строительный материал – керамический кирпич. В XVI в. организуется первое государственное строительное учреждение – «Приказ каменных дел», в функции которого входило строительство крепостей и производство строительных материалов – кирпича и извести и др.

Настоящий бум промышленность строительных материалов переживает в начале XIX в. в связи с открытием одновременно в Англии в 1824 г. (Джозеф Аспдин) и России в 1823 г. (Егор Челиев) нового вяжущего вещества – портландцемента. Во второй половине XIX в. в Европе, а позднее и в России начинают строиться цементные заводы. Русские ученые – цементники (А.Р. Шуляченко, И.Г. Малюга, А.А. Байков, В.А. Кинд, В.Н. Юнг, и др.) внесли огромный вклад в развитие науки о цементе. Цементное вяжущее используют в новых строительных материалах – в бетоне и железобетоне. В конце XIX в. сформировалась специальная наука о бетоне – бетоноведение. И.Г. Малюга впервые вывел формулу прочности бетона в зависимости от водоцементного отношения, уточненную впоследствии Н.М. Беляевым, швейцарским ученым Боломеем и Б.Г. Скрамтаевым.

В это же время получает развитие наука о железобетоне. Этот строительный материал был предложен французскими учеными Ламбо, Ковалье и Монье. В России А. Шиллер, а затем и Н.А. Белелюбский провели успешные испытания конструкций из железобетона. В 1911 г в России издаются первые технические условия для железобетонных конструкций и сооружений. Кстати, сборный железобетон впервые был использован в СССР для строительства жилых и промышленных зданий в 1927г., а в Западной Европе и Америке – в основном после II мировой войны.

В послевоенном мире особенно актуальной стала задача восстановление жилищного и промышленного фонда, что вызвало расширение производства строительных материалов и создание новых видов конструкционных и отделочных материалов. В СССР быстро возрастала мощность цементной промышленности. Количество разновидностей выпускаемых цементов составило свыше 30 наименований. Возрастала производительность заводов по производству керамических изделий, стекла, автоклавных силикатных материалов. Для пятидесятых и шестидесятых годов ХХ в. актуальным стало развитие производства полимерных строительных материалов.

Огромный вклад в развитие строительного материаловедения внесли советские ученые – П.А. Ребиндер, Н.А. Попов, О.П. Мчедлов-Петросян, П.И. Баженов, Б.Г. Скрамтаев, В.М Москвин, С.Н. Алексеев, М.М. Сычев, А.Ф. Полак и др.

Для сегодняшнего дня наиболее важными считаются следующие направления развития промышленности строительных материалов:

1) создание заводского производства крупноразмерных унифицированных конструкций из бетона, железобетона, гипса, теплоизоляционных материалов, пластмасс и др., что позволит повысить производительность труда и сократить сроки строительства;

2) применение новых строительных материалов, как конструкционных, так и отделочных, и внедрение новых эффективных технологий их изготовления;

3) использование отходов промышленности в производстве строительных материалов (шлаков, зол ТЭЦ, пиритных огарков, опилок и стружек древесных и металлических и др.).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...