Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По источнику получения знаний

Понятие и сущность. Методы, приемы и правила обучения

Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы обучения - способы совместной деятельности педагога и учащегося, направленные на достижение ими образовательных целей.

Методы обучения (Данилов - Еселов) - способы работы учителя и учащихся, с помощью которых достигается усвоение последними знаний, умений и навыков, а также формирование их мировоззрения и развитие познавательных сил.

Методы обучения (Бобанский) - способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития.

Методы обучения (Оджастрова) - система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развития умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения.

Несмотря на разные дефиниции, общим является то, что все педагоги склонны считать методы обучения способом совместной деятельности педагогов и учащихся по организации учебной деятельности.

Если мы говорим о деятельности только педагога, то уместно говорить о ней как о методах преподавания, а если о деятельности учащихся, то говорим о методах учения.

Отражая двуединый характер процесса обучения, методы являются одним из механизмов (способов) осуществления педагогически целесообразного взаимодействия преподавателя и учащихся. Таким образом, понятие метода обучения отражает во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения.

Широко распространенным в педагогике является также понятие " прием обучения " - составная часть или отдельная сторона метода обучения, т.е. частное понятие по отношению к понятию метода. Граница между понятиями "метод" и "прием" очень подвижна и изменчива, и каждый метод обучения складывается из отдельных элементов, частей, приемов. Надо помнить, что с помощью приема педагогическая или учебная задача не решается полностью, проходится лишь какой-то ее этап или часть. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах и наоборот, один метод у разных преподавателей может включать различные приемы.

Например, если преподаватель сообщает новое знание словесным методом (объяснение, рассказ, беседа), в процессе которого демонстрируется наглядное пособие, то демонстрация выступает в качестве приема. Если же наглядное пособие выступает объектом изучения, основные знания учащиеся получают на основе его рассмотрения, то словесное объяснение выступает как прием, а демонстрация - как метод обучения. Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не сводится к их простой сумме. Приемы определяют своеобразие методов работы преподавателя и учащихся и придают индивидуальных характер их деятельности.

Правило обучения - нормативное предписание или указание на то, как следует оптимальным образом действовать, чтобы осуществить соответствующий методу прием обучения. Другими словами, правило обучения или дидактическое правило - конкретное указание как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.

Эволюция методов обучения

Метод обучения - категория историческая. Уровень развития производственных сил и характер производственных отношений оказывают влияние на цели, содержание и средства педагогического процесса. С их изменениями изменяются и методы обучения.

На ранних этапах общественного развития передача социального опыта подрастающему поколению осуществлялась стихийно, т.е. в процессе совместной деятельности детей и взрослых. Наблюдая определенные действия, дети повторяли их, приобретали навыки. Преобладали методы обучения, основанные на подражании. Подражая взрослым, дети овладевали навыками, способами добывания пищи, огня, изготовления одежды. В основе лежал репродуктивный метод - "делай как я".

По мере расширения общего накопления знаний и усложнения осваиваемых действий, подражание не могло обеспечить достойный уровень усвоения культурного опыта, поэтому с момента организации школ появились словесные методы обучения. Учитель с помощью слова передавал готовую информацию детям, которые ее усваивали.

С возникновением письменности, а затем и книгопечатания стало возможным выражать, передавать и накапливать знания в знаковой форме. Слово становится главным носителем информации, а обучение по книгам - массовым способом взаимодействия учителя и ученика. Книги использовались по-разному. В средневековой школе учащиеся механически заучивали тексты, главным образом религиозного содержания. Так возник догматический, или катехизный, метод обучения. Более совершенный вид догматического метода связан с постановкой вопроса и предоставлением готового ответа.

В эпоху великих географических открытий и изобретений словесные методы утрачивают свое значение единственного способа передачи знаний учащимся. В процесс обучения органично входят такие методы как:

·наблюдение

·эксперимент

·самостоятельная работа

·упражнения

Развитие получают наглядные методы обучения.

На рубеже XIX - XX вв. появляется эвристический метод как вариант словесного. Книжным методам противопоставлись естественные методы, т.е. методы, контактирующие с естественной деятельностью.

Классификация методов обучения

В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения, но при их отборе преподаватель сталкивается с затруднениями. В этой связи возникает потребность в классификации, которая помогает выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное. Единой классификации методов обучения не существует. В основу разных классификаций положены разные критерии.

По уровню активности учащихся

Это одна из самых ранних и простых классификаций, предложенная Голландом. Методы делятся на пассивные и активные, в зависимости от степени вовлеченности учащихся в учебную деятельность.

К пассивным относятся методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация, наблюдение.

К активным относятся методы, организующие самостоятельную работу учащихся - лабораторный метод, практический, работа с книгой.

По источнику получения знаний

Эта классификация разработана Верзилиной и Петровским.

Существует три источника знаний:

·наглядность

·практика

·слово

На основе этого выделяются:

·словесные методы, когда источником является устное или печатное слово

·наглядные - источником являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия

·практические, при которых знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий

Словесные методы занимают центральное место и делятся на несколько методов. Сюда относятся рассказ, объяснение, дискуссия, лекция, работа с книгами.

Наглядные методы делятся на метод демонстрации и метод иллюстрации.

Практические методы основаны на практической деятельности учащихся. Назначение этой группы методов - формирование практических умений и навыков (упражнения, практические и лабораторные работы).

По дидактической цели

Классификация Данилова и Есипова.

·методы приобретения новых знаний

·методы формирования умений и навыков

·методы применения знаний

·методы закрепления и проверки знаний, умений и навыков

В качестве критерия для этой классификации выступают цели обучения, которые организуют деятельность преподавателя, направленную (???) на достижение обучающей цели.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...