Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обряд вызывания половой страсти




(«Джалын Ылыыта»)

 

В старину, по рассказам, шаманы совершали особое моление духу земли о ниспослании на женщин -«джалын» (силы полового влечения). Оно устраивалось совместно несколькими хозяевами, живущими на одном летнике. Когда готовились к этому обряду, заранее распространялась молва, запасали пищу (надо полагать для угощения народа) и делались особые приготовления.

Выбирали место под большим, развесистым деревом. Здесь вкапывали рядом три столба с выпуклой резьбой, обточенные вверху в виде кумысных чаш в честь духа матери земли. Вокруг столбов втыкались молодые, расцветшие березки; тут натягивали веревку, свитую из белых и черных волос. К веревке привязывали в дар духу земли обрезки материи, пучки конских волос и небольшие модели телячьих намордников. Около столбов ставили урасу (конический шатер, крытый берестой), все это обносилось изгородью.

К назначенному времени собирался народ и приходил приглашенный шаман. Шаман, имеющий кровожадных и злых духов, не мог совершить этот обряд. При путешествии к духу матери земли шаман имел плясунов — трижды девять девушек и столько же молодых парней. Эти девы и юноши, держа в руках березовые шесты, плясали вместе с шаманом. Шаман надевал свой плащ, имел и бубен. Камланием (пляской) шаман приходил к духу матери земли и умолял ее даровать "джалын".

Когда он брал у богини «джалын», половую страть, держа в руках бубен с колотушкой, с конским ржанием начинал кружиться и издавать призывные крики "хоруу, хоруу!" («Xоруутур» — звать криками табун кобылиц или коней).

В этот момент собравшиеся женщины, неожиданно издав раскатистый хохот, начинали ржать по-конски «иннэ-сасах»! Со ржанием они набрасывались на шамана и делали над ним любострастные телодвижения. («Ойуну кибингнээн бараллара юсю»). Будто бы и валили его на землю. Стоящие тут мужчины отбивали шамана от женщин. Шаман, поднявшись, издавал свист и делал круги своей колотушкой. Тогда женщины мгновенно приходили в себя, успокаивались и садились. («Суу диэн уоскуйан олороллор юсю»). Рассказывают, что при этом на женщинах выступал обильный пот, а их лица от прилива крови делались красными наподобие красной меди.

Это взятие «джалын» шаман повторял трижды с теми же последствиями. По рассказам, (разгоряченные) женщины кидались на шамана, даже совсем оголяясь, без всякой одежды.

Это и называется взятием от духа земли половой страсти для людей и скота, или низведением силы размножения. («Ол аата дайды иччититтэн джалын ылар, имэнг огустарар»).

По рассказам, уважаемые и почетные женщины на совершение такого обряда не приходили. Некоторые мужья будто бы и били своих жен (за их поведение на этом шаманском обряде).

Шаман в одних полуштанниках и в шапке из конской шкуры, обратив спину к камельку, лежал на скамейке. Вошедшие сели на правую нару. Мой отец завел беседу со старухой, женой шамана, и передал ей —по какой надобности они прибыли. Старуха в ответ сказала:

«Вот смотрите сами, таково его обычное состояние»!

Старик шаман, лежа, храпел, не замечая никого из присутствующих.

Мой дед громко сказал:

«Разбуди-ка старика, приехал сын того, знакомого купца»!

Старуха стала будить, несколько раз громко окликнула его. Наконец, старик будто пришел в себя и сел на скамейку с криком — «Джуо, Джаа»? (Не совсем точный смысл — что, что? О чем говорят, что слышу)?

Сидя на скамье, он напоминал целого коня. (Якуты часто поражающую величину человека передают сравнением с конным или рогатым скотом).

Вдруг он неожиданно схватил из камелька голыми руками горящую головню и стал бить ею по потолку юрты, припевая:

"Били мин

Суон бээлэй ойохпун

Кёрсююлэсэр,

Бахсы суруксута

Суон Байыысап

Кэллэ диэтигит дуу?"

 

Били Сах кыыса -

Сарыы Тангалай,

Ёлюю кыыса

Ёсёх-Бэргэсэ,

Ньалбаан-Туосахта,

Сарасын-Сырай?...

 

Иирэр Ильбис-Хаан тёрдё

Бу юс нилээх, сагалаах

Киэнг Дуулага Хотунгнга

Холлогос сага кутаалаах уотунан

Илгистиэх буолбуккут?

Ол ханна тиийдэ?"

 

(перевод)

Не сказали ли вы, что пришел

Бахсытский писарь,

Толстяк Баишев,

Тот, который с моей

Толстой и приземистой женой

Был в прелюбодейной связи?

 

Эй, где ты — Сахова дочь,

Зычная и голосистая,

Бесовская дочь, напялившая

На голову взамен шапки

Сгусток крови,

Жестяной кружок вместо

Серебряного солнечного диска,

Где ты, бледноликая?

 

А ты, Илбис-Хаан,

Сводящий людей с ума!

Разве вы не обещали мне

Низвести пламень пожара

На широкую Дуулага-Госпожу

Окаймленную разнообразными берегами?

Куда же все это сгинуло?...

 

Камлание шамана длилось целую ночь, с вечера до восхода солнца.

Мой дед бывал на подобных молениях, а позже они совершались, видимо, очень редко. Я слышал только еще в пору моего детства — в Курбусахском наслеге такой обряд совершил шаман Муочай на одном летнике, под названием «Хабыдал», у основания трех растущих там сосен.

Духу матери земли совершается тоже летом особое моление для испрошения приплода рогатого скота.

 

 

Говоров Михаил 61 года,

2-го Ольтекского наслега

Борогонского улуса.

21 декабря 1924 года.

 

БОРЬБА ШАМАНА С КНЯЗЕМ

(Из преданий о Борогонском шамане Хагыстаайы)

Давно в старину у нас в Борогонцах жил шаман, по имени Хагыстаайы. В одно время с ним жил один знатный якут Усуктаах-Сэмэн («Острый Семен»), который был головой семи улусов, имел ордена и медали. Жену последнего звали Марбыйаана, сам царь прислал ей ризу. Этот голова враждовал с Хагыстаайы и переселил его на тридцать верст дальше от прежнего жительства, в местность Кэрсиэ-Оруода.

Шамана насильно посадили на сани с лицом обращенным назад, запрягли быка черной масти с белой мордой и повезли. Шаман, прибыв на новое место, пришел в бешенство и в продолжение трех суток совершал моление, именуя Ильбис- Хаана (дословно» — Ильбис-Хаан тёрдё, т. е. предок или корень Ильбис-Хаана; И. X.,—по-видимому, дух древнего хана, который покровительствовал войне, вызывал воинственный азарт и помогал уничтожать врагов), взывая об отмщении к своему противнику — Усуктаах-Семену.

По рассказам, после этого камлания семь человек сошли с ума (надо полагать родственники последнего) и среди них один славный сын его (У. С-на). Последний, раздевшись догола, пробежал тридцать верст и в зимнюю пору, уткнувшись под снежный сугроб, замерз.

Хагыстаайы вел знакомство с одним купцом (из г. Якутска) и держал от него на прокормлении 20 голов разного скота. Купец умер, оставив имущество своему сыну. Последний выехал из города, чтобы получить от шамана скот, сданный отцом. Он прибыл к моему деду (рассказчика), который в то время исполнял обязанности князя, и попросил его идти вместе к шаману. Пошли.

Вся юрта наполнилась горящими искрами. Русский тотчас же выскочил на двор, за ним следом вышел и мой дед. Русский сказал:

«Чорт с ним, пусть 20 голов скота пропадают»!

И отправился восвояси.

Усуктаах-Семен на месте, отобранном от шамана, поселил было одного своего сына Романа. Описанное поведение шамана, конечно, не могло остаться без последствий. В ту самую ночь, когда шаман орудовал горящей головней, амбар этого Романа, наполненный разным имуществом, сгорел дотла. Рассказывают, в том амбаре сгорело имущество, которое могло бы составить вьюк для 30 коней. Между прочим, погибли 20 цельных шкур лисиц, один бобер и весь свадебный наряд его жены, отделанный в серебро. Расплавленное серебро притекло до основания коновязи, стоящего в центре двора, а растопленное масло целым ручьем влилось в прорубь. И того, и другого было в таком изобилии.

После этого происшествия Усуктаах переселил сына обратно. Затем он отправил к шаману особого человека с приглашением прибыть и помириться, так как он- де поступил с ним несправедливо. Шаман наотрез отказался идти к нему и сказал:

«Пусть просит прощения от самого Ильбис-Хаана»!

Усуктаах вторично снарядил к шаману наслежного князя, снабдив гостинцем в '/4 ведра водки, и просил сказать шаману: «Пусть прибудет ко мне, в возмещение его труда («атагын соболонгун», дословно- вознаграждение за утруждение ног) воздам ему почетное угощение»!

Тогда лишь шаман отправился. Прибыв к своему противнику, совершил особое камлание Ильбис-Хаану, упрашивая его предотвратить насланные им беды. При этом для умиротворения духа принес ему в жертву скот надлежащей масти (рассказчик не указал род жертвы — «кэрэх» — убиение скотины или «ытык»—вручение ему живой скотины). Так умилостивив духа, он излечил всех тех, которые сошли с ума.

Для шамана же сам Усуктаах, как рассказывают, привязал к коновязи верхового коня, иноходца с полной сбруей, дал еще три пуда масла и одну чернобурую лисицу.

С тем они и помирились, покончив все счеты.

 

 

Корякина Христина.

1-го Малтанского наслега

Зап.-Кангаласского улуса.

Июль 1921 года.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...