Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Античная философия: основные особенности, этапы развития, школы и представители.

Мировоззрение: сущность, структура, исторические типы.

Мировоззрение имеет свою структуру: мироощущение, мировосприятие, миропредстав-ление, миропонимание.

Выделю истрические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное.

Мифы – древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев. Мифология– форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.

Религия – от лат. religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа. Как и ми-фология, религия апеллирует к фантазии и чувствам (это могут быть и очень высокие чувства – любви, веры, надежды, благоговения перед жизнью, бытием, мирозданием. Однако в отличие от мифологии, религия не смешивает земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два полюса – посюсторонний мир («земной», естественный воспринимаемый органами чувств) и потусторонний («небесный», сверхъестественный, сверхчувственный).

Философия буквально означает любовь к мудрости. В отличие от мифологии и религии, философская мысль представляет собой принципиально иной тип миропонимания, основанный на позициях разума и интеллекта.

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Она включает как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – сумму знаний, образующих картину мира. Целью науки является теоретическое отражение действительности.

 

Философия как рационально-теоретическое осмысление мира.

ФИЛОСОФИЯ-особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.

Ф. базируется на теоретических методах постижения действительности, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений. Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность. Рациональная экспликация в Ф. смыслов универсалий культуры начинается со своеобразного улавливания общности в качественно различных областях человеческой культуры, с понимания их единства и целостности. Поэтому первичным формами бытия философских категорий выступают не столько понятия, сколько смыслообразы, метафоры и аналогии. В истоках формирования Ф. эта особенность прослеживается весьма отчетливо. Даже в относительно развитых

 

Философская мысль Древнего

Востока: основные особенности и школы.

Становление восточного философствования происходит в двух традициях - китайской и индийской.Восточная мысль во многом сходна с античной. Для восточной философской мысли не характерен полный отказ от мифологической традиции. Используя логику и разумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная традиция не отвергает истин, отраженных в мифе, а развивает и усложняет их. Специфична в восточной традиции и структура философского текста. 1 Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории.Неортодоксальные учения индийской классической философии: джайнизм, буддизм.Учение джайнизма (599-527 гг. до н. э.) зародилось в русле (от санскр. "аскетов" или "странствующих отшельников". Доктрина джайнизма развивает ряд идей Упанишад. Философия буддизма (I тыс. до н.э.) восходит к учению Сиддхартхи Гаутамы (560-480 гг. до н. э.) (Будда) или «просветленный». Буддизм формируется на основе положений, высказанных этим мыслителем. Будда считал категорической лишь одну истину: мир устроен так, что человек в нем - страдающее существо. Даосизм.Основателем является философ Лао-цзы (около V-III вв. до н. э.) который развивает учение о правильном пути и добродетели". Основной категорией даосизма является дао.Конфуцианство восходит к учению Конфуция (551-479 гг. до н. э.), который видел свою задачу в сохранении традиций. Конфуций не писал трактатов. Его идеи были позднее собраны его учениками в книге "Беседы и суждения".

 

 

Античная философия: основные особенности, этапы развития, школы и представители.

Античная философия включает в себя древнегреческую и древнеримскую философию начиная с VI века до н.э. по VI в. н.э. Основными особенностями античной философии является космологизм,объективизм,синкретизм.

 

В развитии философии Древней Греции традиционно выделяют три этапа:

- натурфилософский;

- классика;

- эпоха эллинизма.

 

В первый, натурфилософский, период развития античные философы занимаются поисками первоначала. Основными школами и представителями этого периода являются Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит), Пифагорейский союз (Пифагор), Элейская школа (Парменид, Зенон), школа атомистики (Левкипп, Демокрит).

 

Второй период развития - классика (середина V - середина IV вв. до н.э.). В этот период происходит «антропологический поворот»: центральной темой философии становится сам человек, а вместе с ним проблемы познания, этики, социальной философии. Платон и Аристотель завершают классический период, соединяя учение натурфилософов о природе с учением Сократа о человеке и обществе.Эпоха эллинизма - третий период античной философии - характеризуется субъективизмом и индивидуализмом. В это время философов волнуют вопросы отдельного индивида, который ищет защиты от разрушительного воздействия внешнего мира. Основные течения этого периода - стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, неоплатонизм.

 

 

5. Философия средневековой Западной Европы: основные особенности, этапы развития, представи­тели.

Основными формами развития философской мысли в период раннего средневековья были апологетика и патристика. Вслед за апологетикой появляется патристика (от лат. pater – отец) – философские учения «отцов церкви». Наиболее ярким представителем патристики был епископ в Гиппоне (Северная Африка) Августин Блаженный (354–430).оказавший сильнейшее влияние на средневековую философию, а также и на многих более поздних представителей философского творчества.

Схоластика (от греч. schole – школа) – это средневековая христианская философия, господствовавшая в школьном преподавании и всецело зависящая от теологии. Обоснование, защита и систематизация незыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путем – такова была основная задача схоластики.

В XI в. развертывается борьба в самой схоластической философии между номинализмом и реализмом. Изначально был поставлен истинно схоластический вопрос: Как понимать – Бог един, но троичен в лицах: Бог отец, Бог сын и Бог дух святой? Однако развернувшаяся полемика вышла далеко за пределы этого вопроса и приобрела подлинно философский характер: вылилась фактически в рассмотрение диалектики единичного и общего. Реалисты говорили о реальном существовании общих понятий – «универсалий»: «человеке вообще», «дома вообще» и т. п., как о неких духовных сущностях или прообразах единичных вещей.

 

 

6. Философская мысль в эпоху Возрождения.;

В обществе крупные перемены. Зарождение капиталистических отношений, развитие торговли, ремесла, мореплавания. В этих условиях возрождается гуманизм(человеколюбие). В духовной сфере совершается поворот к человеку с целью понять человека и его место в обществе. Появляются концепции Томаса Мора(«Утопия») и Кампанеллы(«Город солнца»). Эти утопии реакция на противоречивые стороны ЭВ: накопление первичного капитала, аморальности.

Появляются и другие мыслители, ставящие перед собой задачу дать новую концепцию мира, когда знания о мире приобретают значения. Появляются титаны науки: Николай Коперник, Галилео Галилей, Николай Кузанский.

Н. Кузанский: Мир бесконечен и безграничен. Познание мира есть дело разума.

Н. Макиавелли: Признал необходимость насилия как инструмент обуздания царящего в обществе эгоизма, подчеркнул независимость политической деятельности от нравственных норм.

Завершает эпоху мыслитель Джордано Бруно. В книге «Бесконечность миров» Бруно высказал мысль, что человек является частью мира, мир бесконечен, существование множества миров во вселенной, звёзды одинаковы как Солнце и т.д. Его отправили на костёр!

ЭВ явилась переломным моментом когда на смену религиозным верованиям приходит стремление к познанию мира.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...