Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема генезиса философии.




Философия возникает в VII-V вв. до н.э. одновременно в Древней Гре­ции, Древней Индии и Древнем Китае. Феномен возникновения этой формы духовного самоопределения человечества одновременно в трех таких разных регионах вызывал серьезный интерес исследователей. Так, выдающийся не­мецкий философ К.Ясперс называет эту эпоху «осевым временем человече­ства», имея в виду тот факт, что сформировавшиеся в это время духовные основания жизнедеятельности людей определяют ее до сих пор, фундируя своеобразие этих цивилизаций.

Знаменателен и тот факт, что философия формируется не в древнейших цивилизациях (Древний Египет, Древняя Месопотамия), а в относительно молодых. Так, цивилизации Египта и Месопотамии формируются на рубеже V-IV тысячелетий до н.э., а Индии и Китая - на тысячелетие позднее. Глав­ным фактором, замедлившим процесс становления оригинальной философии в Египте, Месопотамии (в особенности, Вавилоне), а также в Иране является стремительное развитие более молодой, но более динамичной эллинской ци­вилизации. Средиземное море, весьма удобное для судоходства, стало про­водником эллинского влияния в регионы, прилегающие к нему, что способ­ствовало подавлению самостоятельно развивающихся духовных образований в цивилизациях более статичных, имеющих более медленный ход развития. Поэтому имеющие серьезные предфилософские образования древнейшие ци­вилизации так и не успели сформировать собственные оригинальные фило­софские школы. Этот же процесс, с другой стороны, способствовал форми­рованию эллинистической культуры, ставшей питательной средой для фор­мирования христианства и становления философских течений, послуживших основой для формирования средневековой философии, в том числе и араб­ской.

Вопрос генезиса философии в историко-философской науке решается неоднозначно. А.Н.Чанышев выделяет мифогенный, рели­гиогенный и гносеогенный подходы к проблеме генезиса философии, причем первые два подхода иногда бывает трудно разделить.

Ярким примером преимущественно религиогенного подхода является концепция Г.Гегеля, который и в мифе видел в первую очередь религиозное содержание. Согласно Гегелю, философия возникает из развитой мифологии (в Античности) и религии (из христианства в Новое время) как средство преодоления противоречия между тем содержанием, тем знанием о мире, которое заключено в религии, и неадекватной формой его выражения – смутным, неясным, погрязшим в частностях представлением. Философия же облекает это знание в форму чистого понятия, соответствующего самой основе мира. Протонаучное знание оказывается лишним в этой борьбе противоречий и потому не учитывается.

Мифогенный подход представлен, например, трудами А.Ф.Лосева, принципиально разделявшего мифологию и религию и считавшего, что философия возникает из безрелигиозного мифа путем дальнейшей абстрактизациии общих представлений, действительно содержащихся в развитой мифологии. Философия оказывается попыткой прочитать зашифрованное в образах мифа знание и перевести его на язык понятий. В рамках такого подхода философия часто мыслится неспособной открыть некое новое знание по сравнению с тем, что уже скрыто содержится в мифе.

Гносеогенный подход полагает основной предпосылкой возникновения философии развитие протонаучного знания, в первую очередь математического и астрономического, для которого характерны высокая степень абстрактности, доказательность, стремление к выявлению объективных законов, а также высокая способность к постановке проблем. Например, теорема Пифагора, согласно которой длина гипотенузы неравнобедренного треугольника не может быть выражена целым числом, долгое время выступала опровержением любых представлений о конечной делимости пространства, не позволяя естествоиспытателям и философам ограничиться наивным атомизмом.

В отечественной традиции сложился мифогенно-гносеогенный подход, в рамках которого базой генезиса философии считается развитая мифология и формирующиеся начала научных знаний. Важно, что эти два источника философии полагаются равно необходимыми и друг без друга процесс генезиса философии не порождают. Переходные от мифа к философии формы называют предфилософией (терминология А.Н.Чанышева).

Кроме источников генезиса философии следует говорить и об условиях, сделавших возможными этот процесс. В современной историко-философской науке принято выделять следующие условия возникновения философии:

1. Социально-политические процессы. Например, формирование демократии в греческих полисах порождало активную политическую борьбу, делавшую возможным и даже необходимым не только плюрализм точек зрения, но и потребность в их рациональном обосновании. Напротив, обеспечение стабильности китайского общества требовало создания философско-этических концепций, основанных на принципах жесткой иерархии, субординации.

2. Обобщение практики здравого смысла – в первую очередь в области межличностных и общественных отношений, что выражалось в возникновении авторских, но общезначимых этических и юридических норм. Таковыми были фрагментарные этические высказывания «семи греческих мудрецов», законодательство Ликурга и Солона, первоначальное учение Конфуция.

3. Широкое распространение абстрактного мышления в жизни общества, проявившееся, в частности, в изобретении и распространении монеты как универсальной абстрактной меры стоимости всех вещей.

Подытоживая изложение проблемы генезиса философии, отметим, что, будучи качественно новым духовным образованием, философия ни в коем случае не может быть сведена к источникам и условиям своего возникновения. Это означает также, что в истории философии действуют качественно специфические закономерности, несводимые к закономерностям, действующим в других сферах жизни общества и даже духовной культуры

51. Структура и функция сознания.

Сознание как внутренний мир человека имеет сложную структуру, которую традиционно исследовали философия и психология. В XX в. структуру сознания изучали такие философские школы, как феноменология, психоанализ, экзистенциализм, структурализм, герменевтика, когнитивная психология и др.. Учитывая результаты последних достижений, следует заметить, что сложность фиксации структурных единиц сознания заключается в необходимости разграничить ее функциональные и результативные свойства, которые в настоящем процессе сознательной жизни человека находятся в неразрывном единстве. Например, память - это и способность актуализировать прошлое (функция сознания), и, одновременно, наличие в сознании определенных образов, понятий и переживаний (структурные единицы или формы сознания). Следовательно, можно утверждать, что структура сознания является не чем иным, как единством ее свойств и производных от них (или результативных) форм проявления. Учитывая это, структуру сознания можно продемонстрировать в таких ее составляющих: по уровням сознание функционирует в единстве самосознания, сознательного и бессознательного (и подсознательного), по составляющим собственно сознание состоит из мышления, эмоций и чувств и воли. Такая структура сознания показывает, что сознание не тождественно психике. Понятие "психика человека" шире по сравнению с понятием сознания. Психика человека вбирает в себя как сознательное, так и бессознательное и подсознательное. То есть значительная часть человеческих реакций, действий и т.п. происходит на инстинктивном, или автоматическом уровне, не становится предметом осознания, не освещенная лучами ума. Сознательное и бессознательное находятся в постоянном взаимодействии. Психические процессы становятся предметом сознательного становления человека, которые она контролирует и направляет. В свою очередь, значительное количество осознанных действий человека вследствие многократного повторения приобретает значение автоматизма, привычки, не требует вмешательства сознания. Такие действия обеспечивает бессознательное или подсознательное функционирования психики.Вищим уровнем сознания является самосознание. Самосознание - это способность человека делать объектом рассмотрения своего собственного сознания. На уровне самосознания человек (на основе идеальных эталонов) осуществляет самооценку и самоконтроль, проводит анализ своих знаний, мыслей, идеалов, мотивов, поступков и др.. Самосознание является обязательным элементом сознания; без нее человек не смог бы понять себя, определить свое место в мире и совершенствоваться. Иными словами, самосознание - это деятельность души человека, его направленность на свою внутреннюю сущность, диалог "Я" с самим собой. В основе самосознания лежит рефлексия - специфический способ мышления, который можно назвать "двойным видением", то есть это понимание самого понимания, мышления самого мышления, восприятия своих внутренних состояний, знаний, представлений, ценностей и, соответственно, условие конструктивной деятельности сознания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...