Главная | Обратная связь
МегаЛекции

СТАВКИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ




Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 предусмотрено два вида нормативов платежей (ставок платы) за загрязнение окружающей среды и размещение отходов:

· базовые нормативы платы

· дифференцированные нормативы платы, учитывающие экологическую ситуацию в соответствующем регионе.

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения и уровня цен, действующих на момент установки базовых нормативов.

Под базовыми нормативами платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов понимаются ставки платежей, определенные для:

· каждого из загрязняющих веществ на основе их показателей относительной агрессивности и удельных ущербов от загрязнения окружающей среды (атмосферы или водного объекта) условными загрязняющими веществами и

· каждого из классов опасности отходов и помещенные в нормативный документ для последующего расчета природопользователями дифференцированных ставок, учитывающих экологическую ситуацию в конкретном регионе.

Действующие в настоящее время базовые нормативы платы (ставки платежей) за загрязнение окружающей среды и размещение отходов содержатся в Постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

В Постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» содержатся два вида базовых нормативов платы по каждому веществу и отходам каждого класса опасности:

· нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия в пределах (допустимых) установленных нормативов, Плнi баз.;

· нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов(временно согласованных нормативов), Плл i баз. .

В связи с отсутствием действующих нормативов предельно допустимых объемов размещения отходов, нормативы платы за размещение отходов устанавливаются только за объемы размещения в пределах установленных лимитов.

Ставки платежей за загрязнение окружающей среды в пределах лимита в целях стимулирования уменьшения воздействий на окружающую среду сформированы как пятикратные ставки платы в пределах норматива Плл i баз. = 5 * Плн i баз.

Нормативы платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды и сверхлимитное размещение отходов не установлены. Введены нормативы санкцийза загрязнение окружающей среды и размещение отходов сверх установленных лимитов, которые рассчитываются природопользователем на основании базовых нормативов платы как пятикратный норматив платы за сбросы, выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в пределах лимита Плсл i баз = 5* Плл i баз (или Плсл i баз = 25 * Плн i баз для загрязнения атмосферы и водных объектов).

В связи с изменением уровня цен на природоохранное строительство и по другим направлениям природоохранной деятельности к нормативам платы за загрязнение окружающей природной среды применяются коэффициенты индексации платы. Ставки экологических платежей будут изменяться ежегодно путем последовательного умножения базовых ставок 2003 года на коэффициенты инфляции, установленные Законами о государственном бюджете.

Например, Законом о государственном бюджете на 2004 год установлена инфляция 12%, значит, базовую ставку следует умножать на коэффициент инфляции равный 1,12. А в 2005 году базовую ставку платежей необходимо будет умножить на 1,12 и на коэффициент инфляции, который установлен соответствующим федеральным законом на 2005 год. И так далее для последующих годов.

Дифференцированные ставки платы за загрязнение определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям и бассейнам рек - Плi = Плi диф = Плi баз * Кэс ..

Для стимулирования снижения уровня загрязнения окружающей среды увеличиваются:

1) Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы в 2 раза для природопользователей, расположенных:

· в зонах экологического бедствия,

· районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера,

· на территории национальных парков, особо охраняемых и заповедных территориях эколого-курортных регионах, а также

· на территориях, по которым заключены международные конвенции.

2) Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха в 1,2 раза для природопользователей, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и крупных промышленных центров.

При определении размеров платежей за загрязнение атмосферы стационарными источниками:

· в качестве нормативов выбросов выступают нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по каждому веществу по предприятию в целом (ПДВi) в т/г;

· в качестве лимитов выбросов выступают временно согласованные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу по каждому веществу по предприятию в целом (ВСВi) в т/г.

При определении размеров платежей за сброс загрязняющих веществ в водные объекты:

· в качестве нормативов сбросов выступают нормативы предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект по каждому веществу по предприятию в целом (ПДСi) в т/г;

· в качестве лимитов сбросов выступают нормативы предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водный объект по каждому веществу по предприятию в целом (ВССi) в т/г.

При определении размеров экологических платежей допустимый объем размещения отходов, образующихся на предприятии, задается лимитом размещения отходов (ЛРОi) в т/г.

Лимиты размещения отходов устанавливаются, исходя из нормативов образования отходов, сформированных с учетом норм расхода сырья и материалов, и планируемого объема производства продукции, за вычетом планового объема отходов, используемых в качестве сырья или материалов в соответствии с программами по использованию отходов. Кроме максимального допустимого объема размещения отходов в лимите устанавливается их место и способ размещения.

К сверхлимитным объемам размещения отходов относят:

· объем неиспользованных отходов, образовавшихся сверх нормативов, установленных нормами расходов сырья и материалов на производство продукции;

· объемы образования некондиционной продукции, не предусмотренные технологическими регламентами и нормативами;

· объемы размещения отходов с нарушением установленных требований к месту и способу размещения;

· объемы размещения отходов без оформления в установленном порядке разрешения на их размещение.

Исходными данными для определения фактической массы выброса загрязняющих веществ в атмосферу и сброса в водные объекты, а также образования и размещения отходов, могут служить:

· данные контрольно-измерительной лаборатории природопользователя, органов государственного экологического контроля, иной аккредитованной на право проведения аналитических работ в этой области лаборатории;

· данные о временном режиме работы оборудования за год;

· данные о времени и эффективности работы пылегазоочистного оборудования;

· нормативы образования отходов и веществ, применяемые при проектировании хозяйственных объектов, очистных сооружений и т.п., в том числе расчетные удельные характеристики отходов на единицу продукции;

· нормативы и характеристики выноса веществ с мелиорируемых объектов, селитебных и иных территорий;

· данные оперативного учета и другие документы.

К числу особенностей определения массы загрязнений, поступающих в атмосферу, относятся следующие:

· при определении валового выброса учитывается нормативное время работы источников загрязнения атмосферы, соответствующее нормативному времени работы технологического оборудования, имеющего эти источники загрязнения атмосферы;

· при определении фактического выброса в расчетах берется фактическое время работы оборудования за год;

· в случае простоя технологического оборудования, источник загрязнения атмосферы может считаться отсутствующим при наличии официальных документов, удостоверяющих простой;

· разрешенный залповый выброс, обусловленный современным состоянием технологии производства, суммируется с массой вещества, поступившего в атмосферу в остальное отчетное время; природопользователи принимают особые меры по переходу на технологию, исключающую залповый выброс;

· масса аварийных выбросов, включенная в государственную отчетность (форма № 2-ТП-воздух) при определении платы по итогам года не учитывается;

· если в выбросах содержатся вещества, трансформирующиеся в атмосфере воздуха в более токсичные (например, переход NO в NO2), или разлагающиеся на более токсичные (например, некоторые соединения ртути), то расчет ведется по более токсичным веществам с уменьшением их количества по коэффициенту трансформации. Если этот коэффициент неизвестен, то на время до его выяснения условно принимается полное превращение вещества выброса в более токсичное.

Расчет массы выбросов от передвижных источников производится в соответствии с утвержденными Министерством природных ресурсов России методиками.

К числу особенностей определения массы загрязнений, поступающих в водные объекты, относятся следующие:

· из массы суммарных показателей загрязнения (взвешенные вещества, сухой остаток и другие), для которых установлены базовые нормативы платы, вычитается масса индивидуальных веществ, оплачиваемых по соответствующим базовым нормативам, при условии подтверждения доли этих веществ в составе суммарных;

· в случае отсутствия метода определения вещества в сточной воде масса этого вещества рассчитывается по данным материального баланса вещества на объекте. Если сточные воды подвергаются биологической очистке, расчет массы вещества, поступившей в водный объект, должен учитывать возможность и степень их удаления в процессе этой очистки;

· масса загрязняющих веществ, сброшенных в период аварий и не удаленных в результате осуществления мер по ликвидации ее последствий, включенная в государственную отчетность (форма № 2-ТП-водхоз) не учитывается при окончательном расчете платы по итогам года;

· расчет массы загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты, производится на основе соответствующих нормативно-методических документов, утверждаемых МПР России.

Фактическая годовая масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сброса в водные объекты, а также образования и размещения отходов официально подтверждается природопользователем в ежегодной статистической отчетности по формам № 2-ТП-воздух, №2-ТП-водхоз и № 2-ТП-отходы.

При определении ежеквартального объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сброса в водные объекты и размещения отходов, можно использовать следующие варианты:

· природопользователи сами определяют фактический выброс (сброс, размещение отходов) за квартал на основе результатов анализов, регистрируемых в журналах учета;

· выброс (сброс) за квартал по нормативам ПДВ (ПДС) или лимиту, а по итогам года определяется весь фактический объем выброса (сброса) по данным статотчетности и происходит уточнение объемов выбросов (сбросов) на уровне нормативов ПДВ (ПДС) или лимитов превышающих эти нормативы;

· природопользователи, не имеющие нормативов ПДВ (ПДС) или лимитов, определяют ежеквартальный объем выбросов (сбросов, размещение отходов) делением годовой массы прошлого года на четыре, а по итогам года уточняется фактический объем выбросов (сбросов, размещения отходов).

Расчет массы выбросов от передвижных источников производится в соответствии с утвержденными МПР России методиками.

Расчет массы загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты, производится на основе соответствующих нормативно-методических документов, Ростехнадзором.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.