Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общество как объект философского анализа




Существование человека вне общества невозможно. Под обществом в узком смысле понимают объединения групп людей для совместной деятельности, либо определенный этап человеческой истории (первобытное общество), либо историческая жизнь отдельного народа или страны (белорусское общество, средневековое французское общество).Общество же в широком смысле - это обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, представляющая собой исторически изменяющуюся систему связей, отношений и форм объединения людей, которая возникает в процессе их жизнедеятельности. В разные времена люди по-разному представляли общество. Платон: основой общества является реализация идеи общественной справедливости. Аристотель: люди объединяются в общество, чтобы удовлетворить свои социальные инстинкты. Конфуций: общество опирается на моральные нормы, имеющие социальное происхождение.

Эпоха средневековья: общество есть реальность, которая зависит от бога. Возрождение: общество – результат деятельности самих людей.Оформление представлений об обществе происходит в 17-18 вв., когда формируется социальная философия. Социальная философия -это философское учение об универсальных законах возникновения, существования и развития общества. Существует несколько подходов, определяющих основу общества. Сторонники натуралистического подхода объясняли происхождение и сущность общества действием природных причин: географической среды, климата, космических излучений, генетических или расовых особенностей людей, биологической природы человека. Недостатки этой исследовательской программы стали очевидными в конце ХІХ – начале ХХ вв., когда общество становится самостоятельной сферой исследования социально-гуманитарных наук. Исследователи культуроцентристского подхода, специфику общества выводили из идей, целей, идеалов, т.е из духовных ценностей, которые определяют как процесс истории, так и жизнь отдельных индивидов. Сторонники психологического подхода объясняют общество и общественную жизнь спецификой человеческой психики, неосознанными стремлениями, особенностями социальной психологии. В современном обществоведении рассматривается также и марксистская исследовательская программа, в которой общество рассматривается как обусловленный экономическими факторами результат социально-практической деятельности людей, как система социально-политических, идеологических и духовных элементов, порождаемых экономикой и зависимой от них. Сформулируем основные положения темы:1) общество является результатом совместной деятельности людей и выступает сложноорганизованной саморазвивающейся системой. Общество нельзя сводить к сумме индивидов, а необходимо рассматривать как систему связей, отношений и форм организации людей; 2) основой общественной жизни и формой активного отношения человека к миру является социальная деятельность, специфические формы которой порождают сферы общественной жизни: экономическую, социальную, политическую, духовную; 3) общество представляет собой структурированную целостность, включающую в себя разнооб-разные социальные группы, которые классифицируются на основе классового, этнического, демографического и других принципов; 4) динамика социальных процессов обусловлена сочетанием объективных и субъективных факторов, наиболее важными из которых являются социально-экономические потребности и интересы, природные условия, национальный характер, духовные ориентации. Субъектами социальных действий выступают народ, классы, нации, исторические личности; 5) в современной социальной фил-ии используются стадиально-поступательный (линейный) и цивилизационный (нелинейный) подходы к оценке хар-ра историч. процесса, которые наиболее полно и последовательно воплощены в теориях формации и цивилизации; 6) современный этап человеческой истории носит переходный характер и связан с формированием постиндустриального (информационного) общества, цель которого – прочный мир, высокое качество жизни, самоопределение личности.

 

 

9. Космоцентризм древнегреческой философии

Понятие «космос», являющееся одним из центральных в

древнегреческой традиции, здесь имело ни одно, а несколько

значений:

- Геродот, Эсхил трактовали космос как порядок, упорядоченность;

- Гомер под космосом полагал строение или устройство;

- Платон космосом называл государственный строй;

- Фукидид – правовой порядок;

- Пифагор, Демокрит так обозначали мировой порядок, мироздание,

мир как выражение высшего порядка.

Источником космоцентризма древнегреческой философии была космогоническая мифология, воплотившая в себе первобытные представления людей о возникновении и эволюции мира.

В философии был преодолен антропо и зооморфизм космогонических мифов.

Первые натурфилософы позаимствовали из древних космогонических мифов ряд идей:

- представление о первичном бесформенном состоянии Вселенной;

- идея эволюции в сторону большей упорядоченности и лучшего устроения мира;

- идея периодической гибели и нового рождения Вселенной.

 

ПРИНЦИП ТОЖДЕСТВА МАКРОКОСМОСА И МИКРОКОСМОСА

Древнегреческой философии свойственно приводить все явления мира к согласию, единению. То, что имеется в космосе, имеется и в человеке. А то, что есть в человеке, имеется и в космосе. Макрокосм и микрокосм – одно и тоже.

Первоначально принцип был сформулирован в форме вопроса «Что есть все?».

По сути, этот принцип положил начало философскому мышлению, которое, в отличие от мифологического мышления с его установкой на персонификацию (обожествление) каких бы то ни было явлений, предполагал нечто совершенно новое, а именно, поиск во всем многообразии единого, первоначала, «архэ».

 

 

44. Проблема человека в философии

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДХОДОВ НА ОСНОВАНИИ РЕШЕНИЯ ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ НАЗВАНИЕ СУЩНОСТЬ
НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ Человек как элемент природы, ничем не отличающийся от других элементов природы.
ОБЪЕКТИВНО- ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ Человек как форма проявления идеальной первоосновы, например, Абсолютной Идеи, или как персонификация божества.
СУБЪЕКТИВНО- ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ Делает акцент на бытии эмпирически данного индивида, человека, изолированного от связей с внешним миром.

 

ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ Человек как базисный элемент многоуровнего общества, как существо социальное, историческое, предметно-деятельное.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ЧЕЛОВЕКА ПО М. ШЕЛЛЕРУ ПЕРВАЯ ИДЕЯ ЧЕЛОВЕКА Идея религиозной веры как сущности человека, божественного происхождения человека, его грехопадения, будущего спасения.
ВТОРАЯ ИДЕЯ ЧЕЛОВЕКА Идея homo sapiens, человека как носителя разума. Логос, сознание, дух возвышают человека над всем сущим. Человек несет в себе начало, которого нет в природе.
ТРЕТЬЯ ИДЕЯ ЧЕЛОВЕКА Человек как homo faber, человек работающий. Способность к мышлению не специфична. Дух – это пассивное следствие влечений человека. Три системы влечений определяют различную сущность человека: продолжение рода, влечение к власти, влечение питаться.
ЧЕТВЕРТАЯ ИДЕЯ ЧЕЛОВЕКА Идея о прогрессирующем homo sapiensе, homo faber, но падшем и чающем обрести спасение. Неизбежная деградация человека от естественной жизни как сущность человека.
ПЯТАЯ ИДЕЯ ЧЕЛОВЕКА Человек как свободное нравственное существо – личность, как существо, не запланированное заранее, без помощи Бога.

 

45. Антропогенез

Антропогенез – это теория происхождения и формирования человека.

Стадии антропосоциогенеза

Несколько млн. лет назад - Homo habilis - Использование природных предметов в качестве орудий. Развитие стадных отношений. Собирательство. Формирование звукового общения.

Около 1 млн. лет назад - Homo erectus - Искусственное изготовление более сложных орудий, использование огня. Развитие начальных форм общественной организации. Диалоги из слов-выражений. Зачатки понятийно-эмпирического мышления

40 - 50 тыс. лет назад - Homo sapiens - Совершенствование социальной организации и производственной деятельности, развитие речи. Становление родовой организации. Постепенная утрата ведущей роли естественного отбора

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...