Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурно – архитектурные особенности Миасса




Возникнув в конце XVIII в., Миасс по типу относился к горному заводу, но оригинальное местоположение, экономика XIX в. Наложили отпечаток и придали своеобразие его архитектуре. Строительство завода совпало с эпохой классицизма в России. Строгая «образцовая» архитектура хорошо подходила для строительства новых городов. В стиле классицизма возводились культовые сооружения, общественные здания. Частные дома и заводские корпуса. Старый Миасский завод представлял собой комплекс зданий и сооружений, размещенных у плотины с прудом. Возведенный по «регулярному плану», он имел организованный центр – заводскую площадь. Планировка селения прямоугольная. От Церковной улицы (ныне Пролетарская) отходят прямые – Орловская (Октябрьская), Береговая (Свердлова) и другие. Она позволяла четко ориентироваться, обеспечивала удобный доступ к заводу.

Центр старого Миасса представлял собой один из лучших горнозаводских ансамблей Урала. На северной стороне площади располагался Петропавловский храм. Встроенная колокольня церкви подчиняла себе площадь и весь поселок. В глубине площади располагалась заводская контора. Строгое двухэтажное здание с шестиколонным портиком возведено в лучших традициях классицизма. Четкий ритм окон, имеющих хорошие пропорции, оживляет гладкую стену. Основным украшением стены являются ритмически расположенные сандрики над окнами второго этажа.

На западную сторону площади выходила усадьба заводоуправителей с садом, беседкой и караульной будкой (сохранился только дом со значительными переделками и утратами). Южной частью площадь переходит в плотину, огражденную в XIX в. Ажурной чугунной решеткой. Остальные здания, формирующие современную площадь, построены в конце XIX в.

На заводском строительстве отразилась реформа управления горными заводами, предпринятая в конце XVIII – начале XIX в. Реформа 1806 г. упорядочила заводское строительство и учредила институт горных заводов, округов и главного правления горных заводов Урала.

В середине XIX в. в Миассе работал архитектор Златоустовского горного округа Ф.А. Тележников. Им составлен генеральный план Миасса, построен комплекс – госпиталь и казарма. Разработаны планы каменных обывательских домов, перестроен Петропавловский храм и выполнен проект нового резного иконостаса для него.

Строительство каменных обывательских домов поддерживалось окружной администрацией. Для строительства дома выделялось определенное количество кирпича, в зависимости от выбранного плана.

Однако затем облик Миасса стала определять архитектура второй половины XIX в. Здания возводятся в стиле эклектики, пришедшем на смену классицизму. Новый стиль обусловлен ходом социально-экономического развития – становлением капитализма. Появляются новые типы зданий: торговые дома, коммерческие банки, вокзалы. Основной заказчик этого времени – новый класс буржуа. В Миассе это золотопромышленники, купцы, чиновники. Они стремятся через дом или магазин показать свою состоятельность. Ярким примером архитектуры этого периода являются усадьбы Е.М. Симонова и А.Ф. Бакакина. Торговые дома братьев Николаевых и Смирнова.

Усадьба Симонова доминирует в запрудной части города. Современники дом Симонова называли дворцом. Комплекс состоит из разновременных построек, объединенных общим двором. Усадьба обнесена высокими противопожарными стенами из местного дикого камня, и только часть сада, выходящего в переулок и на центральную проезжую магистраль, обнесена ажурной кованой оградой.

Отличительной чертой усадьбы Бакакина является открытый двор, так как усадьба обнесена ажурной оградой, стоящей на каменном основании в пол-этажа. Эти сооружения и сегодня сохраняют черты своего стиля – обильное украшение фасада с использованием разностилевых мотивов.

На церковную архитектуру половины XIX в. большое влияние оказало официальное идеологическое течение славянофильства, объявившее Россию наследницей Византии. В русско- византийском стиле ведется все церковное строительство провинции. За основу брались древние русские храмы с обязательным пятиглавием. В этом стиле выполнены миасские храмы этого периода – Александро – Невский и Свято – Троицкий. Во второй половине XIX в. складываются основные площади Миасса – Церковеая (Заводская), Александровская («Пензинская») и Шадринская (в районе свято – Троицкого храма). Они являлись административными и торговыми центрами.

В начале ХХ в. в Миассе появляются постройки в стиле модерн. этот рациональный стиль был быстро подхвачен в провинции. За короткий срок постороено несколько сооружений – магазины А.Ф. Бакакина, магазин И.Г. Стахеева. Здания этого стиля не вписываются в привычные композиционные схемы, их планы формируются свободно, исходя из целесообразности размещения помещений и их групп. Торговый дом Стахеева – угловое здание, один фасад длиннее другого, угол здания срезан, тем самым оформляется вход в магазин и открываются оба его фасада. Большие плоскости окон, декор на стенах – чисто внешняя проявление модерна. В магазине Бакакина (Городской дом культуры) в качестве украшения использована лепнина, ажурные решетки с модерновыми мотивами, керамическая плитка[2, с. 21 – 22].

В конце XIX в. – в начале ХХ в. в Миассе появляются различные общественные сооружения. Большая часть из них выполнена в так называемом «кирпичном» стиле. Это церковно-приходская школа Александро – Невского прихода (старая здание шк. № 14, ныне снесено), Ремесленная школа, аптека (ул. Пролетарская, 40). Ярким примером этого стиля является здание Низшей ремесленной школы. Здесь использован минимум украшений, выделен вход с высоким порталом и звонницей наверху, так как в школе располагалась домовая церковь. Более нарядное здание аптеки, где использовании кирпич различного профиля для создания коврового орнамента фасада (к сожалению, после побелки фасада здание значительно утратила свою привлекательность). В этом же стиле выполнено здание мельницы братьев Поликарповых (теперь здание «Миасссэлектроаппарат») [3, с. 159 – 163].

Таким образом, строительство совпало с эпохой классицизма в России. Центр старого Миасса представлял собой один из лучших горнозаводских ансамблей Урала. Однако затем облик Миасса стала определять архитектура второй половины XIX в. Здания возводятся в стиле эклектики. Появляются торговые дома, банки, вокзалы. В русско-византийском стиле ведется все церковное строительство провинции. За основу брались древние русские храмы с пятиглавием. Во второй половине XIX в. складываются основные площади Миасса. В начале ХХ в. в Миассе появляются постройки в стиле модерн. В конце XIX в. – в начале ХХ в. в Миассе появляются различные общественные сооружения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...