Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лабораторная работа 4 (Карта 3)




Л.И. Свиридов

 

СТРУКТУРНАЯ ГЕОЛОГИЯ

 

 

 

 

 

Красноярск 2016

 

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

Институт нефти и газа

 

 

Л.И. Свиридов

 

 

СТРУКТУРНАЯ ГЕОЛОГИЯ

 

Раздаточный материал к лабораторным работам для студентов по специальности 130101.65 «Прикладная геология» специализации 130101.65.03 «Геология нефти и газа» и по профилю 130102.65.00.01 «Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых» по направлению 130102.65 «Технология геологической разведки»

 

 

Красноярск 2016

УДК 552.8:52,8

ББК 26.3

С24

Рецензенты:

кандидат геолого-минералогических наук, доцент Е.В. Прокатень

(Сибирский федеральный университет институт нефти и газа)

 

 

Свиридов, Л.И.

C24 Раздаточный материал к лабораторным работам для студентов по специальности 130101.65 «Прикладная геология» специализации 130101.65.03 «Геология нефти и газа» и по профилю 130102.65.00.01 «Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых» по направлению 130102.65 «Технология геологической разведки» / сост. Л.И. Свиридов. – Красноярск: ИПК СФУ, 2016.- 36 с.

 

 

ISBN 5-247-00320-9

 

 

Раздаточный материалпредназначен для развития практических навыков решения различных задач при работе с геологическими картами, аэро- и космоснимками.

Для студентов по специальности 130101.65 «Прикладная геология» специализации 130101.65.03 «Геология нефти и газа» и по профилю 130102.65.00.01 «Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых» по направлению 130102.65 «Технология геологической разведки».

 

ISBN 5-247-00320-9 © Сибирский федеральный университет, 2016

 

 

Введение

 

Раздаточный материал разработан на кафедре геологии нефти и газа института нефти и газа Сибирского федерального университета.

Целью курса «Структурная геология» является специальная подготовка студентов по теоретическим и практическим вопросам исследования горных пород в земной коре. Особое внимание уделяется изучению закономерностей территориального размещения и формирования полезных ископаемых и методик их исследования.

В результате изучения дисциплины студенты овладевают теоретическими знаниями и методическими приемами изучения природных ресурсов разных типов - минеральных, геотермальных, водных, приобретают навыки чтения различных геологических карт, их анализа, получают знания по рациональному и комплексному использованию природных ресурсов.

При прохождении курса необходимо выполнить ряд лабораторных работ. На этих занятиях студенты работают с комплектами бланковых и учебных геологических карт. Карты являются мо­делями геологического пространства, где показаны формы тел породного уровня и находят отражение деформации слоистых толщ (складки, разрывные нарушения). Познание свойств таких моделей достигается прежде всего само­стоятельным построением геологических разрезов по заданным линиям, рас­познаванием и графическим показом требуемых элементов складок, разры­вов, интрузивных тел и т.п.

Подбор тем лабораторных работ и контрольных заданий предусматрива­ет практическое освоение теоретического раздела курса «Минеральные ресурсы», в который входят темы «Слоистые структу­ры с различными условиями залегания», «Определение типа, морфологии и элементов складок, разрывов», «Обработка данных массовых замеров трещин с построением и анализом структурных диаграмм». Для интрузивных тел предлагается определить формы, возраст, прототектонику массивов, фазы внедрения. Предусмотрено изучение тел метаморфических пород и структурных особен­ностей регионально метаморфизованных образований.

Все лабораторные работы оформляют в виде графических построений, снабжая необходимыми расчетами, таблицами, условными обозначениями, пояснительными подписями и оформляются в виде отчета, который проверяется преподавате­лем, оценивающим предъявляемые работы по грамотности, полноте и тща­тельности выполнения.

Для успешного выполнения лабораторных работ и проведения текущей проверки знаний студенты должны самостоятельно работать с учебниками, изучая материал, задаваемый преподавателем на каждом лабораторном занятии.

В случае, если лабораторную работу выполняют на бланковых картах, все необходимые построения осуществляют на копиях тех схематических геологиче­ских карт, которые приведены в данных методических указаниях. При ра­боте с многоцветными геологическими картами для при­обретения навыков их чтения обязательным является составление выкопировки на кальке со сравнительно небольшой площади. Предварительно про­консультировавшись с преподавателем, студенты выбирают линию разреза, которую располагают в центре выкопировки.

На выкопировку выносят и подписывают горизонтали рельефа, реки и ручьи. Другие элементы топографии не копируют. Стратиграфические грани­цы проводят с нанесением стратиграфического индекса. Раскрашивают цве­том, по возможности, наиболее близким к тому, который употреблен на кар­те. Выкопировку подклеивают в отчет и сопровождают условными обозна­чениями и пояснительными подписями.

Во многих лабораторных работах предусмотрено построение геоло­гического разреза. Разрез составляют на полоске миллиметровой бумаги. Предварительно строят в соответствии с выбранным вертикальным масшта­бом топографический профиль. На него переносят метки подошвы - кровли стратиграфических горизонтов и границы магматических образований. С уче­том элементов залегания показывают эти породы на глубине. Разрез раскра­шивают и проставляют индексы пород. Стратиграфические горизонты, не имеющие на линии разреза выхода на поверхность, выявляют по стратигра­фической колонке и рисуют в требуемом масштабе по значениям мощности. Раскрашенный разрез с указанными наименованиями, вертикальным и гори­зонтальным масштабами подклеивают в отчет.

Отчет о лабораторной работе выполняется на од­ной стороне листа бумаги формата А4 - 297х210 (ГОСТ 2.301-68). Образец титульного листа дан в прил. 4. Записи должны вестись грамотно и аккуратно, без сокращений слов, ясно, точно и четко. Каждый отчет по лабораторной работе оформляется титульным листом либо от руки тушью или черной пастой, либо набран на компьютере. Все надписи вы­полняются чертежным шрифтом по ГОСТ 2.304-68.

 

 


Масштаб 1:100 000

Карта 1

Продолжение прил. 1

Лабораторная работа 4 (Карта 2)

 

Масштаб 1:5 000

1 и 2 - выходы плоскостей напластования

Продолжение прил. 1

Лабораторная работа 4 (Карта 3)

 

Масштаб1:5 000

Продолжение прил. 1

Лабораторная работа 5

 

 

Масштаб 1:5000 Масштаб 1:10000

Горизонтали проведены через 20 м Горизонтали проведены через 50 м

Карта 4 Карта 5

Продолжение прил. 1

Лабораторная работа 6 (Карта 6)

 

 

Масштаб 1: 10 000

1 – глины; 2 – пески и глины; 3 – известняки; 4 – песчаники; 5 – аргиллиты; 6 – липариты; 7 – туфы липаритового состава; 8 – песчаники и алевролиты; 9 – диабазы; 10 – диорит-порфириты; 11 – сиенит-порфиры

Продолжение прил.1

Лабораторная работа 6 (Карта 7)

 

Масштаб 1: 2000

1 – глины; 2 – известковистые песчаники; 3 – конгломераты; 4 – липариты; 5 – туфопесчаники; 6 – базальты; 7 – известняки; 8 – песчаники, алевролиты; 9 - туфоконгломераты

Продолжение прил. 1

Лабораторная работа 8 (Карта 8)

 

Масштаб 1: 10 000

1 – конгломераты; 2 – песчаники, алевролиты с линзами известняков; 3 – песчаники и алевролиты; 4 – гравелиты и песчаники; 5 – известняки; 6 – дациты; 7 – кремнистые сланцы

Продолжение прил. 1

Лабораторная работа 8 (Карта 9)

 

Масштаб 1: 2 000

1 – песчаники; 2 – аргиллиты; 3 – кремнистые песчаники; 4 – алевролиты; 5 – доломитовые известняки; 6 – песчаники и конгломераты; 7 - липариты

Продолжение прил. 1

Лабораторная работа 10 (Карта 10)

 

Масштаб 1: 40 000

1 – угленосные слои; 2 – глины; 3 – известняки; 4 – конгломераты; 5 – доломиты; 6 – глинистые сланцы; 7 – мергели;

8 – битуминозные сланцы; 9 – нефтеносные песчаники; 10 – кремнистые известняки

 

Продолжение прил. 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...