Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место формирования гласных и согласных




В своей работе над словом певец в конечном результате должен прийти к максимально точному знанию места формирования гласных и согласных. Это знание появляется в результате двойного аналитического контроля: слухового представления о характере звука и ощущения формы его, то есть формы и степени раскрытия надставной трубки (полости рта и глотки) при произнесении того или иного гласного и согласного звуков. Слуховой контроль является следствием наличия у певца, педагога-вокалиста, хормейстера определенного принципа пения или образца сольного или хорового звучания.

Контроль ощущением происходит в результате следующего процесса: поток импульсов из нервного центра, управляющего всеми частями певческого и речевого аппарата, устремляется на периферию, вызывая двигательный рефлекс, в данном случае – звук. В свою очередь звук обратным потоком импульсов передает сообщение в центр, вызывая анализ и синтез производимых действий. В результате этого процесса происходит постепенный отбор действий, который на практике дает ощущение места формирования данного конкретного звука: гласного, согласного, слога, слова, фразы.

Таким образом, наиболее действенной силой, способствующей выработке определенных устойчивых навыков в механизме звукообразования, является запоминание двигательной стороны процесса – ощущения позиции звука или места и способа его формирования. Что же касается контроля слухом (по терминологии Жинкина, «слухового анализатора»), то он является вторичным, вспомогательным моментом. Без запоминания двигательной стороны процесса пения он один в состоянии лишь вызвать, но не закрепить необходимый акустический эффект. Применение только слухового контроля нередко приходится наблюдать у обучающихся певцов, занимающихся механическими поисками так называемого «звучка». Естественно, что такие слепые поиски заводят певцов в безнадежный тупик.

При соблюдении же двойного контроля (слух и запоминание техники звукообразования) певец всегда сможет восстановить нужную ему позицию звука.

Наибольшими преимуществами как в сольном, так и в хоровом пении обладает прикрытый звук. Приняв его за основу, надо твердо помнить, что в формировании гласных должны участвовать как полость рта, так и обязательно полость глотки, причем, как утверждает Жинкин, «модуляции глотки» (то есть изменения формы ее – артикуляция глотки) дублируют и как бы «рабски» подчиняются ротовой артикуляции».

В своей книге Жинкин выдвигает «глоточную концепцию» образования слова: «Глоточный резонатор принимает определенную форму при произнесении определенного звука речи, как гласного, так и согласного». Указанное положение следует дополнить данными исследований Дмитриева: «Основное, что вносит изменение в певческий уклад артикуляторных органов по сравнению с речевым, - это особое положение и приспособление гортани и большее раскрытие рта (следовательно и глотки) при пении…Кроме изменения объема глоточной полости, связанного со смещением гортани в целом, меняется и внутренняя организация гортани…Это также меняет форму и объем нижней части глотки».

Глоточная концепция образования слога совершенно отрицает практику искусственного в своей сущности «выдвижения» слова вперед.

Включение в работу заднего отдела полости рта – глотки не исключает и участия в формировании слова-звука передней части полости рта, но зато делает звук просторным, объемным и позиционно высоким. При попытке же формировать гласный только в передней части рта так называемая «близость» слова может быть достигнута, но, поскольку, глотка не будет раскрыта, звук останется мелким, зажатым и неизбежно позиционно низким, следовательно, лишенным резонации в головных резонаторах.

«Близость слова» или «близость звука», вернее то, что понимается под этим термином, если с ним согласиться, - качество, которое должно присутствовать в каждом хорошо поставленном голосе. Тем не менее, оно нередко либо отсутствует совсем, либо присутствует в крайне искаженном виде. Причина искажения кроется в том, что обычно применяемый термин «близкий звук» нередко вводит певцов, особенно начинающих, в заблуждение.

Звук (в данном случае вокальный) – это физическое явление, обладающее определенными свойствами. Звук различается и может изменяться по высоте (частоте колебаний), по громкости (величине амплитуды колебаний) и по краске, тембру (характеру колебаний). Можно ли себе представить, не отступая от физических законов, термин «близкий» или «далекий», как определение некоего качества звука?

Приведем следующий пример: возле вас ударили клавишу рояля или смычком тронули струны скрипки. Их звуки вы слышите близко от себя; чем дальше вы будите отходить, тем более далекими они будут. Если на марше играет военный оркестр издали приближаясь, звук его сначала слышится далеко, а затем, по мере приближения оркестра и его удаления, звук делается близким и вновь далеким. Но когда источник звука не двигается, изменений в этом смысле он не претерпевает никаких, а лишь постепенно ослабевает в силе или мгновенно обрывается. Следовательно, понятие «близкое» или «далекое» определяет расстояние пространственное (или временное) и никак не может определять физические свойства звука.

Бытующая же терминология приводит к тому, что певец, воспринимая ее слишком прямолинейно, начинает искусственно «приближать» звук, то есть стараться петь «впереди», «на губах-зубах» и даже «перед собой», совершенно не понимая всей абсурдности этих попыток и не отдавая себе отчета в том, что зарождается звук только в гортани и «передвигать» его, направлять куда-либо невозможно. В результате таких попыток постепенно зажимается глотка, звук делается узким и мелким, позиция его снижается. Как следствие, у певца начинают уставать и болеть мышцы гортани и глотки, а тембр звука приобретает резкий и неприятный характер. Даже непродолжительное пение вызывает охриплость.

Причина всех этих пагубных явлений заключается в том, что искусственное «выдвижение» вперёд слова-звука т нарушает акустическую точность и естественное формирование его в определённых частях глоточной трубки.

Характер звука зависит не от бесплодных попыток направить его куда-то, а от формы, способа раскрытия надставной трубки и от интенсивного дыхания.

Именно «глоточный резонатор принимает определённую форму при произношении определённого звука речи, как гласного, так и согласного».

Отсюда встаёт проблема тренировки, выучки глоточной трубки, в результате которой певец должен выработать у себя ощущение точной формы (места) гласных. Практически это выражается в том, что попутно с раскрытием рта, достаточно широко раскрывается глотка (точнее вход в неё - зев) и звука зарождается не «впереди», а именно в дальней части полости рта - в глотке. Раскрытие должно происходить при помощи активной, но отнюдь не перенапряжённой артикуляции рото-глоточных мышц. За этим надо очень внимательной следить, так как мышечное перенапряжение неизбежно делает звук глухим, тяжёлым, или, по бытующий терминологии «далёким», «заваленным».

Свободно, мягко и напряжённо сформированный в глоточной трубке гласный как бы доформировывается (точнее резонирует) в полости рта, в результате чего создаются естественные условия для выявления того качества в голосе, которое определяется «близкий звук», «близкое слово», или точнее, как звук яркий, сконцентрированный, высокий по позиции.

Не все гласные в одинаковой степени удобны в пении. Некоторые из них: «е», «и», «ы»- занимают особое место. Они неудобны вследствие их узкой природной формы, при которой полость рта почти закрыта.

Для приобретения вокально свободного звучания не только эти гласные, но и все остальные должны быть подвергнуты некоторой деформации, или по принятой терминологии, «нейтрализации». Деформация или «нейтрализация» гласных должна быть подчинена одной цели: выработка ровного потока гласных в едином прикрытом звучании. Разумеется, все эти общие замечания должны применятся в соответствии с индивидуальностью певца. В хоровой же практике следует руководствоваться именно общей линией. Неустанное требование ровности гласных в едином потоке выдоха, при чёткой, но вместе с тем не чрезмерной артикуляции, в конечном результате приведёт хорового коллектива к максимальной манере подачи звука.

При формировании согласных звуков нужно учесть, что каждый из них имеет свои особенности, которые, в противовес гласным, не должны нивелироваться, а, напротив, должны отрабатываться в смысле большей чёткости, остроты их произношения и подчёркнутости всех их особенностей.

Необходимость этого возникает потому, что если гласные несут в себе певческое начало, то и согласные выполняют смыслоразличительную функцию - являются основой членораздельной речи, и дикционная чёткость, в основном, зависит от них.

Все согласные делятся на звонкие (б, в, г, д, ж, з, л, м, н),характерные тем,что при их большую мощь звучания, и глухие (к, п, с, т, ф, х, ч, щ, ш), не нуждающиеся в работе связок. Из звонких выделяются сонорные (л, м, н, р).Они могут звучать почти так же вокально, как гласные, тогда как остальные согласные - шумные и таким свойством не обладают. Умелое использование сонорных согласных способствуют выработке кантилены.

Все согласные резонируют, но в разной степени. Рядом исследований установлено, что «форма и объём глоточного резонатора вполне определенны и специфичны для каждого согласного», причём при произношении звонких (согласных) объём глоточной трубки больше, чем при произнесении глухих звуков».

«Артикуляция согласного складывается из одновременных работ, выполняемых активными произносительными органами», но характерность согласного создаёт какое-то одно определённое действие, например, для образования согласного «б» необходима смычка губ и включение голосовых связок, а для согласного «п» смычка губ производится, но связки могут не включаться. Характерное различие между этими согласными заключается именно в факторе работы связок. При формировании других согласных первенство переходит к другим факторам, например при формировании «т» решающую роль играет прижатие передней части языка к нёбу и к зубам; формирование «г», «к», «х» происходит при участии мягкого неба с маленьким язычком и т.п.

Таким образом, каждый согласный рождается в результате действия соответствующих мышц артикулирующего речевого аппарата, которые необходимо повседневно тренировать.

Особое внимание надо обратить на согласные, в формировании которых участвует кончик языка (д, л, н, р, т, ц, ч). Большинство неточности в произношении этих согласных (особенно л, р) кроется в малой подвижности именно, кончика языка.

В формировании гласных должен участвовать глоточный резонатор, и для выработки прикрытого звучания нёбная занавеска должна занимать высокое (приподнятое) положение,- необходима тренировка мышц. Кроме того, для достижения артикуляционной свободы рта необходима одновременная тренировка круговой мышцы рта и других лицевых мускулов, при помощи. Например, последовательного произнесения гласных «у-о-а», с подчёркнутыми движениями нижней челюсти и губ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...