Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статья 6. Право на юридическую помощь, оказываемую адвокатами




1. Юр. помощь оказывается адвокатами на возмездной основе. В случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами, юридическая помощь оказывается за счет средств коллегий адвокатов, республиканского и (или) местного бюджетов.
2. Любое физ. и юр. лицо на территории Рес.Бел. вправе обратиться за юр. помощью к адвокату по своему выбору, за исключением случаев оказания юр.помощи за счет средств коллегий адвокатов, республиканского и (или) местного бюджетов, для защиты своих прав и интересов в судах, гос. органах, иных организациях, в компетенцию которых входит решение соответствующих юридических вопросов, и перед физическими лицами.

3. Задержанному, административно арестованному, лицу, заключенному под стражу, домашний арест, лицу, которому назначены принудительные меры безопасности и лечения, или осужденному при оказании юридической помощи обеспечиваются необходимые условия для встреч и консультаций с адвокатом с соблюдением их полной конфиденциальности.

16. Право граждан на судебную защиту.

Судебная власть составляет основу национальной системы защиты прав человека. Такой вывод вытекает из Всеобщей декларации прав человека, которая в статье 8-й закрепила право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.

Соответственно Конституция Республики Беларусь зафиксировала, что каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (ст.60). Это положение детализируется в статье 6-й Закона “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь”, где указывается, что граждане Респ.Бел. имеют право на судебную защиту от посягательств на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы, гарантированные Конституцией Рес.Бел. и действующим законодательством, а также от неправомерных действий органов гос. Управления и должностных лиц. Иной порядок защиты прав и законных интересов отдельных категорий граждан может быть устновлен только законами Респ.Бел.

Иностранным гражданам и лицам без ражданства гарантируется на территории РБ право на обращение в суд для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейнах и иных прав в соответствии с действующим законодательством.

Так как суд осуществляет социальный контроль за поведением в обществе, за соблюдением Конституции и законов, он должен стать единственным органом, окончательно разрешающим все правовые споры в обществе.

18.Правосудие как вид гос. дейтельности требует особой осматр.взвешеван.и осторожности при принятии решений.Одним из условий осуществлений правосуд. является обсуждение судьями вопросов дела и принятие большинством голосов законного и обоснованного решения.Дела рассматр.коллегиально или единолично.Уголовные дела в суде первой инстанции рассматр. единолично и коллегиально.Коллегия в составе судьи и 2-х народн. Заседателей рассматр.дела о преступлении,за которое уголовн. законом предусмотр.наказание свыше 10 лет лишения свободы или смертная казнь.Уголовные дела кассационной инстанции рассматр. В составе 3-х судей.Проверка в конституционн.порядке законности и обоснованности не вступивших в законную силу решений и определений судов 1-ой инстанции по гражд. делам осущ.в составе 3-х судей.Рассмотрение гражданских дел в порядке суд. Надзораосущ.президиумами областных и Минского суда в составе 3-х судей.Один из котороых председательствует.

 

19.судебная система любого госуд.это совокупность судов-органов суд.власти действующ на его террит.Среди судов можно выделить Высший суд,обеспеч. Единство суд.практики,единообразное понимание и применение судом законов.Судебнася сист. Состоит из отдельных ступеней,т.е. нижестоящих и вышестоящих судов,которые образуют звенья суд.системы понимается:суд или суды,занимающ определ.положение в суд.системе и наделенные законом компетенции.Как правило,суд.системы многозвенны (2-х,3-х,4-х),что обеспечивает вынесение законных и обоснованных постановлений,своевремен.исправлен.суд.ошибок.Все звенья суд. системы наход.между собой в функциональн.связи по осущ. правосуд.,т.е.разрешению правовых споров.Суд. инстанция отражает взаимоотношен.судов между собой в процессе рассмотрен.какого-либо


 

дела.Суд.инстанция это такой суд,который осущ.правосуд.предусматр.законом процессуальной форме по конкретному делу.Суд.инстанция занимается определ. видом суд. дейтельности.Если звено суд. системы указывает на уровень положения суда в системе суд.учрежден. то суд.инстанция-на взаимотношен звенеьев суд. системы в процессе осущ.правосуд.по конкретному делу.Звено суд. системы выполняет 1 или несколько функций т.е. может действовать в качестве нескольких суд. инстанций(областные суды,верховный суд).Подзорные инстанции-это суды которые проверяют законность вступивш.в законную силу суд.решений под протестом председ. Судов и прокуровров,а так же их заместителей.Инстанция по возобнавлен.дел по вновь открывш.обстоятельствам считаются суды,проверяющ правильность ступивших в законную силу суд.постаноален.в связи с появлен.новых обстоятелств,которые не были известы суду 1-ой инстанции.Апеляционные суды- такие суд.учреждения которые проверяют правильнось вынесения суд. решений Аппеляция впервые была введена во Франции Нот Балеона 1810г.В совершенно развитых странах аппеляция-обычна яформа обжалования и проверка суд. решений.Таким образом в общих судах имеется 4 инстанции,а в экономич.5.

 

17. ВЫБОРНОСТЬ СУДЕЙ - один из конституционных принципов судебной системы в ряде стран. Принцип B.C. означает, что все или основная часть судей в государстве должны избираться или непосредственно населением, или определенным представительным органом. В настоящее время в демократических государствах встречается редко (напр., существует в некоторых штатах США и ряде кантонов Швейцарии). 3 способа формирования судебного корпуса:
1) назначение судей населением и государственными органами власти

 

2) назначение высшими должностными лицами государств 3)смешанный. РБ присущ третий способ назначения судей. 6 судей конституционного суда РБ назначаются советом республики и 6 президентом. Судьи районных, городских, межгорнизонных, военных и специальных судов области, минского городского, белорусского военного судов назначаются президентом по совместному представительству министра юстиции РБ и председателя верховного суда РБ. Судьи хозяйственных судов области и города Минска и специальных хозяйственных судов назначаются президентом РБ по совместному представительству министра юстиции РБ и председателя высшего хозяйственного суда РБ. Судьи верховного суда и высшего хозяйственного суда РБ назначаются президентом с согласия совета республики по представлению соответствующего председателя верховного суда и председателя высшего хозяйственного суда

20.Судебную систему Республики Беларусь составляют: Верховный Суд Республики Беларусь, областные,Минский городской, районные(городские)суды, Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд города Минска,а также специализированные суды, образуемые в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь.Образование чрезвычайных судов в Республике Беларусь запрещается.Районный (городской) суд образуется в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе. Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь может быть образован один районный(городской) суд на район и город.Районные (городские) суды состоят из председателя суда, судей исудей по административным делам и исполнительныпроизводствам. При наличии пяти и более судей в составе районного (городского) суда вводится должность заместит

25. аппарат областного суда. Весь аппарат суда, кроме судей, состоит из консультантов, секретарей судебных заседаний и судебных составов, а также секретарей Президиума суда, инспектора, выполняющего справочную работу по жалобам, работников канцелярии, бухгалтерии, хозобслуги и др.За каждым работникам аппарата суда закреплены определенные функциональные обязанности, что при чёткой организации контроля за их деятельностью позволяет в целом успешно решать все задачи, стоящие перед судом второй инстанции.

26состав и структура верховного суда РБ. В соответствии со ст. 46 этого Закона Верховный суд РБ состоит из Председателя суда, первого заместителя, заместителей Председателя, судей Верховного суда РБ и действует в составе:1)судебной коллегии по гражданским делам.2)суд. коллегии по уголовным делам.3) Военной коллегии. 4)Президиума. 5)пленума. Гражд. и уголовн. дела по первой инстанции рассматриваются в составе одного судьи Верховного суда и двух заседателей. Такое заседание может возглавлять Председатель Верховного суда или его заместитель. _________________________________________________________________ 27Полномочия пленума верх суда РБ. Пленум Верховного Суда Республики Беларусь:рассматривает материалы обобщения судебной практики и судебной статистики и дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел;рассматривает заключения Конституционного Суда Республики Беларусь, представления Председателя Верховного Суда Республики Беларусь о несоответствии разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь Конституции и законам Республики Беларусь;рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства;заслушивает председателей судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь о деятельности коллегий, сообщения председателей областных, Минского городского, Белорусского военного судов, районных (городских) и межгарнизонных военных судов о практике применения судами законодательства, исполнении разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь по применению законодательства Республики Беларусь;утверждает по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь составы судебных коллегий и их председателей, а также секретаря Пленума Верховного Суда Республики Беларусь из состава его членов;избирает квалификационную коллегию судей Верховного Суда Республики Беларусь из состава членов Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, а также председателя и заместителя председателя квалификационной коллегии из числа членов этой коллегии, заслушивает отчеты о деятельности коллегии;утверждает по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь состав научно-консультативного совета при Верховном Суде Республики Беларусь.

28Президиум Верховного Суда Республики Беларусь: рассматривает в пределах своей компетенции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела;рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также проекты постановлений, вносимые на рассмотрение Пленума Верховного Суда Республики Беларусь; рассматривает ходатайства о проверке конституционности нормативных на решенияправовых актов и в случае признания их обоснованными в десятидневный срок обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь; рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата Верховного Суда Республики Беларусь, председателей и судей нижестоящих общих судов; заслушивает председателей судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь и председателей нижестоящих общих судов о деятельности соответственно судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь, судов; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.По вопросам, отнесенным к его компетенции, Президиум Верховного Суда Республики Беларусь принимает постановления.

29Суд коллегии Верх суда РБ Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам за исключением судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь, которая рассматривает в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Судебные коллегии по направлениям своей деятельности изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику.

30Председ Верх суда рб. председатель одновременно явл. и руководителем аппарата Верховного суда. Он вправе:1)председательствовать в судебных заседаниях коллегий.2) приносить протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам.3) приостанавливать исполнение решений по судебным делам. Председатель Верх. суда наделен широкими управленческими функциями. Для их реализации он 1)организует работу по изучению и обощению судебной практике, анализу судебной статистики, вносит представление в госуд. органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона. 2) организует работу по осущ. контроля за исполнением разъяснений Пленума Верховного суда. 3) созывает Пленума Верховного суда, организует работу Президиума Верховного суда и председательствует на их заседаниях. 4)вносит представления в Национальное собрание по вопросам, требующим толкования законов Рб. 5)вносит представления в Конституционный Суд о несоответствии нормативных актов Конституции рб. 6) вносит на рассмотрение Пленума Верховного Совета представления о несоответствии разъяснений Пленума

Хозяйственные суды

Хозяйственные суды являются органами судебной власти, осуществляющими правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений. Система хозяйственных судов двухзвенная. Ее составляют Высший Хозяйственный Суд и.хозяйственные суды областей (хозяйственный суд г. Минска).

Вопросы организации и деятельности хозяйственных судов помимо Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» закреплены в специальном акте — Законе «О хозяйственных судах в Республике Беларусь», в других нормативных правовых актах.

Возглавляет систему хозяйственных судов Высший Хозяйственный Суд. Высший Хозяйственный Суд:

— рассматривает дела по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке, по вновь открывшимся обстоятельствам;

— осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих хозяйственных судов;

— обращается в Конституционный Суд по вопросам конституционности нормативных актов;

— дает судам разъяснения по вопросам судебной практики;

— разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, ведет судебную статистику и анализирует судебную практику;

— осуществляет иные полномочия.

Высший Хозяйственный Суд состоит из председателя суда, первого заместителя и заместителей председателя, судей суда. Председатель суда назначается Президентом из числа судей Высшего Хозяйственного Суда. Первый заместитель и заместители председателя суда назначаются по представлению председателя суда Президентом.

В структурном плане суд действует в составе Пленума суда, Президиума суда, Кассационной коллегии суда, судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров. "

В Высшем Хозяйственном Суде имеется аппарат суда. Он включает в себя: секретариат председателя суда; управление законодательства и международных отношений; управление обеспечения надзора и обобщения судебной практики; управление контроля за исполнением судебных постановлений; управление финансово-экономического и хозяйственно-технического обеспечения; управление организационной и кадровой работы; отдел информации.

Хозяйственные суды областей (хозяйственный суд г. Минска) представляют низшее (второе) звено системы хозяйственных судов. Они состоят из председателя суда, его заместителей и судей. Суды действуют в составе судебных коллегий и апелляционной инстанции. Хозяйственные суды:

— рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, апелляционной инстанции, по вновь открывшимся обстоятельствам;

— изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику;

— готовят предложения по совершенствованию законодательства, осуществляют иные полномочия.

Председатель суда и его заместители назначаются на должность Президентом. Председатель суда (его заместитель) организует деятельность суда; формирует судебные коллегии и судебные составы; осуществляет руководство аппаратом суда; выполняет иные полномочия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...