Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы документальной проверки

                             
     
 
   
Встречная проверка
 
   
Метод взаимного контроля
 
   
Арифметическая проверка
 
 
 
   
Обратная калькуляция
 
   
Хронологический анализ
 
   
Сравнительный анализ

 

 


в зависимости от типа возникающих в документах несоответствий. В настоя­щее время в судебной бухгалтерии по данному основанию принято выделять три самостоятельные группы методов документальной проверки.

 

       
 
 
   

 


Выполнение документа на бланке неустановленной формы неустановленным способом  

             
   
 
 
 
   
 
   
 
   

 


Успех применения формальной проверки при выявлении признаков пре­ступлений находится в прямой зависимости от ряда факторов:

- знания порядка заполнения бухгалтерских документов;

- знания слабых звеньев в учётном процессе;

- знания уязвимых хозяйственных операции, используемых преступни­ками в своих корыстных целях;

- применения апробированных ревизионной (чаще всего) практикой при­ёмов распознавания доброкачественности документов.

А. Методы проверки отдельного документа

Нормативная проверка содержания отдельного документа предусматривает его изучение с точки зрения соответствия действующим (действовавшим) на момент составления доку­мента законам, ведомственным нормативным актам, инструк­циям, правилам, ГОСТам, ТУ, нормам расхода сырья и т. п., а также целесообразности отраженной в нем хозяйственной опе­рации.

 

               
   
Применение иных измерителей хо­зяйственных операций (в количест­венном и суммовом выражении) в рамках действующих правил  
   
 
 
Признаки недоброкачественности документа, устанавливае­мые норматив­ной проверкой  
 
   
 
 
   
Отсутствие сведений о промежуточ­ных операциях (нарушение графика документооборота)  
   
 

 


Посредством применения названного метода устанавливаются незаконные по своему содержанию документы, в силу чего последние становятся недоброкачественными. Существуют объективные ограничения использования нормативной проверки сотрудниками правоохранительных органов:

- наличие большого числа действующих правил оформления различных учетных документов (в части их содержания, прежде всего);

- необходимость изучения нормативного материала, относящегося помимо бухгалтерского учета к другим отраслям знания (технологии, товароведению, экономике и др.).

Поэтому применение нормативной проверки характерно в основном для деятельности соответствующего специалиста в рамках ревизии или проверки.

Арифметическая проверка отдельного документа заключается в проверке правильности итоговых числовых показателей по горизонтальным строкам и вертикальным графам.

       
   
 
 

 

 


Применение работником правоохранительных органов арифметической проверки при работе с первичными документами не требует, как правило, спе­циальных бухгалтерских познаний. Тем не менее, существуют и объективные ограничения использования названного метода:

- необходимость использования процентов, индексов, нормативов и др., знание которых доступно только специалисту;

- в сводных, накопительных и иных документах существование в ряде слу­чаев правил выведения итоговых сумм (рубежных, нарастающим итогом и т. д.).

Б. Методы проверки взаимосвязанных документов

Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа или его частей.

Данный метод эффективен в двух случаях:

а) когда преступники уничтожили один экземпляр документа (его часть), а
другие экземпляры сохранились;

б) когда в результате совершения подлога появились расхождения в со-
держании разных экземпляров или частей одного и того же документа.

При этом разные экземпляры одного и того же документа или его части могут находиться либо только внутри данной организации (например, наклад­ная на внутреннее перемещение материалов), либо в других организациях (предприятиях-поставщиках, банковских учреждениях и т. п.).

 

 


Случаи, ограничивающие применение встречной проверки
Не все бухгалтер­ские документы со­ставляются в не­скольких экземпля­рах (например, рас­ходный кассовый ордер, карточка складского учета) Когда преступники совершили подлоги во всех экземплярах одного и того же до­кумента (например, при оформлении бестоварных документов) На некоторых предприяти­ях отдельных отраслей экономики (прежде всего, на предприятиях бытового обслуживания) один эк­земпляр документа выда­ется на руки тем или иным лицам безвозвратно

 

Метод взаимного контроля заключается в использовании в лю­бом сочетании самых различных документов, прямо либо косвен­но отображающих проверяемую хозяйственную операцию.

 

       
 
Основные задачи, решаемые применением метода взаимного контроля
 
   

 


 

 

           
 
Определение круга участников преступления
 
Выявление подложенных документов
 
Моделирование утраченного или искаженного документа
 

 

 

 
 

 


К числу основных признаков подлогов, выявляемых методом взаимного контроля, относятся:

- отсутствие необходимых взаимосвязанных документов (разрыв в «це­почке документов»);

- противоречия в содержании взаимосвязанных документов.

 

 

 

 


B. мет оды проверки документов, отображающих однородные операции

 

При наличии достоверных данных о подложности записей в аналитическом учете  
При наличии первичной документации в полном объеме, когда аналитический учет не велся в целях сокращения учетной работы или в связи с особыми правилами и условиями документального оформления некоторых хозяйственных операций (строительство, розничная торговля)  
При умышленном или случайном уничтожении регистров бухгалтерского или оперативного учета (когда первичная документация сохранилась
При запущенности бухгалтерского (синтетического и аналитического) или оперативно-технического учета, чаще всего складского, объектового учета  

 

Восстановление количественного (количественно-суммового) учета применяется в некоторых организациях (предприятиях общественного питания и др.), где все приходные и расходные операции с материальными ценностями оформляются первичными документами, но вторичный бухгалтер­ский учет ведется лишь в суммарном денежном выражении. Отсутствие коли­чественно-суммового бухгалтерского учета, т. е. учета движения товаров в количественном и денежном выражении по отдельным наименованиям и сор­там, способствует сокрытию злоупотреблений, при которых в результате под­логов в первичных документах изменяются данные о реальном движении от­дельных ценностей, но общая сумма стоимости товаров подгоняется под дей­ствительную.

Типичными примерами таких злоупотреблений являются: при соверше­нии складских операций — отпуск товаров низшего сорта под видом высшего, при производственных операциях в предприятиях общественного питания — замена одних продуктов другими, более дешевыми.

Практически данный метод применяют так: на товар каждого наимено­вания, сорта и цены заводится отдельная карточка, в которой отмечаются все движение и остатки этого товара за проверяемый период на основе инвента­ризационных описей и приходно-расходных документов. Сравнение книжных остатков с фактическим на конец каждого инвентаризационного периода по­зволяет выявить излишки одних товаров и недостачу других.

При исследовании документов, отражающих движение товаров в рознич­ных торговых предприятиях, восстановление количественно-суммового учета невозможно, поскольку расходные операции, выражающиеся в продаже това­ров за наличный расчет, не документируются.

 

       
 
 
 
Количество проверяемого товара на начало периода по инвентариза­ционной описи (или акту передачи смены)  
 
 
Документированный приход этого же товара за инвентаризационный период  
 
 
Документированный расход этого же товара за инвентаризационный период  
 
   
Количество проверяемого товара по описи на конец периода  

 


Сущность метода контрольного сличения заключается в том, что данные об остатке товара по инвентаризационной описи на конец проверяемого инвентаризационного периода сопостав­ляются с итоговыми данными о движении этого товара за весь период, начиная от предыдущей инвентаризации.

 

Результаты применения контрольного сличения
При отсутствии злоупотреб­лений и ошибок в учете Итоговый остаток товара больше остатка товара в инвентаризационной описи на конец периода Итоговый остаток товара со­ответствует остатку товара по описи на конец проверяемого периода
При совершении злоупотреб­лений Остаток то­вара по ин­вентаризаци­онной описи превышает максимально возможный В остатке обнаружен товар, ко­торого не было в приходе Выявлен доку­ментированный расход, который превышает при­ход товара, включая его ос­таток на начало проверяемого периода Выявлен документи­рованный расход товара, которого не было в приходе
         


В результате применения данного метода иногда может быть выявлен из-иек проверяемого товара.

 

 


Обратная калькуляция - контрольный пересчет готовых изделий в сырье.

Суть метода заключается в том, что на основе имеющихся документов об изготовлении и расходовании (сбыте, реализации) продукции того или иного вида определяется общее количество сырья и материалов, пошедшее на изго­товление всего количества изделий.

 

 

   
 
Когда преступления совершаются за счет нарушения технологии производства путем недовложения или замены одних компонентов (продуктов, полуфабрикатов, комплектующих изделий) другими, менее качественными  
 
 
Когда преступления связаны с ценообразованием (завышение стоимости единицы изделия с целью создания суммовых излишков готовой продукции либо излишков сырья)
 
 
Когда преступление связано с изъятием изготовленной неучтенной продукции из учтенного сырья    

 


Хронологический анализ однородных операций по документам представляет собой аналитическую работу по группировке данных, отражающих движение какого-либо вида ценностей по заранее определенным промежуткам времени (месяц делится на декады, декада на дни и т. п.).

Сравнительный анализ заключается во взаимном сопоставле­нии содержания разных (но одинаковых по форме) документов, отображающих аналогичные операции.

К числу признаков подлогов, устанавливаемых путем применения хроно­логического либо сравнительного анализа, относятся:

- «странные» закономерности в виде вспышек или спадов в осуществ­лении хозяйственных операций, которые используют в качестве поисковых признаков, а иногда и доказательств события преступления;

- единичные отклонения содержания отдельного документа от показа­телей других аналогичных документов, которые обычным, нормальным хозяй­ственным процессом объяснимы быть не могут и одновременно указывают на сомнительность отдельных документов и хозяйственных операций.

§3. Использование методов фактической проверки в юридической практике

Методы документальной проверки в ряде случаев бывают недостаточно эффективными. Поэтому наряду с приёмами исследования документальных данных в ревизионной и правоохранительной практике широко используется комплекс методов фактической проверки хозяйственных операций.

Приёмы фактической проверки имеют самостоятельное значение, одна­ко, чаще всего, они применяются в комплексе (в дополнение) с методами доку­ментальной проверки.

Инвентаризация является одним из основных методов фактической про­верки.

Проверка состояния средств хозяйства, отраженных в доку­менте, осуществляется путем ревизионного осмотра или с по­мощью специализированного исследования.

С помощью осмотра выясняются условия хранения материальных ценно­стей и денежных средств, состояние складских, торговых и других помещений. При этом можно выявить не только недостатки и условия, способствующие хищениям, но и признаки преступления.

Посредством специализированного исследования может быть проведена проверка качества поступающих в организацию или используемых ею сырья, материалов, а также полуфабрикатов и готовой продукции. Это дает возмож­ность выявить факты использования неполноценного сырья, замены одних ма­териалов другими, более дешевыми, недовложения в продукцию, искажения качественных показателей принимаемой или выпускаемой продукции.

 
 

 

 


Если проверка качества возможна без специальных лабораторных иссле­дований и производится прямо на месте нахождения продукции, то обязатель­ное участие в ней должны принять лица, ответственные за данный участок работы. Проверка должна оформляться соответствующим актом, если ее ре­зультаты имеют значение для ревизии.

Выполнение контрольных операций осуществляется с участием спе­циалистов или представителей общественности. Результаты применения дан­ного метода оформляются актом. К их числу относятся:

- контрольный запуск сырья в производство;

Контрольный запуск сырья в производство применяется для проверки правильности действующих или ранее действо­вавших в ревизуемый период на предприятии норм расхода сы­рья и материалов, установления фактического расхода, количе­ства отходов, выхода готовой продукции, проверки технологи­ческого процесса, производительности оборудования.

-контрольная закупка;

-контрольные обмеры фактически выполненных строительных или ре­монтных работ и др.

Необходимо, чтобы запуск осуществлялся в таких же условиях и в том же порядке, в каком он осуществлялся ранее. Лишь при этом условии результаты эксперимента будут служить полноценным доказательством и могут быть ис­пользованы в дальнейшем.

Контрольный запуск сырья и материалов в производство помогает выя­вить различные недостатки и нарушения в нормировании и технологии произ­водства, вскрыть хищения и другие злоупотребления, связанные с созданием неучтенных излишков материальных ценностей за счет применения завышен­ных норм расхода и необоснованного списания сверх норм, изменения техно­логического режима, искажения качественных показателей продукции.

Контрольная закупка - это осуществляемое в процессе проведения ревизии или вне ее приобретение товаров путем заключения мнимой сделки купли-продажи в целях проверки соблюдения правил торговли, ведения финансовой, хозяйст­венной или предпринимательской деятельности.

В ходе ее проведения ревизор как рядовой покупатель в присутствии двух незаинтересованных лиц просит реализовать ему определенное количество того или иного товара. После того как товар взвешен или отмерен продавцом, покупка оплачена и получен кассовый чек, ревизор объявляет, что им прово­дится контрольная закупка, и вызывает руководителя торговой организации. В присутствии продавца, руководителя и двух посторонних лиц, присутствовав­ших при контрольной закупке, ревизор проверяет фактический вес или меру отпущенного товара, о чем составляется акт.

Контрольные обмеры фактически выполненных строи­тельных или ремонтных работ заключаются в установлении фактического объема и стоимости выполненных работ и про­верки правильности их отражения в актах приемки работ и на­рядах рабочим, а также правильности списания материалов на производство этих работ.

К участию в обмере привлекаются заинтересованные должностные лица, ответственные за строительство или ремонт объекта и подписавшие акты при­емки работ, наряды и документы на списание материалов. Основным спосо­бом производства обмеров строительных работ является инструментальный замер (рулеткой, метром и т. п.).

 

       
   
 
 
соответствие характера, количества и стоимости выпол­ненных работ тем, которые указаны в актах приемки и нарядах, а также в проекте и смете  
 
 
соответствие выполненных работ составу работ, преду­смотренному сметными нормами, на основании которых составлены примененные при расчетах единичные рас­ценки, калькуляции и прейскурантные цены, а также расценкам в нарядах  
 
 
законченность объектов, конструктивных элементов, этапов и видов работ или их частей (в тех случаях, когда это имеет значение для ревизии)  

 


Получение объяснений - это сбор фактической информа­ции, имеющей значение для предмета ревизионной проверки, со слов проверяемого должностного или материально - от­ветственного лица, а также лиц, подписавших проверяемый документ либо принимавших участие в проверяемой хозяйст­венной операции.

Получение объяснений является не только правом, но и обязанностью ревизора в тех случаях, когда это необходимо для проверки существенных об­стоятельств, в особенности, фактов правонарушений и злоупотреблений. Объяснения помогают проверить достоверность данных, отраженных в доку­ментах, выявить подлоги, установить действительно имевшие место события и их участников, а также роль других ревизуемых лиц.

Получение объяснений от лиц, подписавших проверяемый документ либо принимавших участие в проверяемой хозяйственной операции, может осуще­ствляться в устной и письменной форме. Те объяснения, которые носят справочно-ознакомительный характер, не фиксируются.

В других случаях ревизор специально вызывает работников предприятия для дачи объяснений. Заслушав устные объяснения, он может потребовать от вызванного изложить их в письменной форме. Не исключается запись объяс­нений и самим ревизором. В этом случае после подписи лица, давшего объяс­нения, ревизору следует указать, что объяснения записаны им, и расписаться. Рекомендуется также, чтобы давшее объяснения лицо расписалось дополни­тельно в конце каждой страницы и поставило дату. В случае отказа того или иного лица дать объяснения по поводу допущенных нарушений ревизор дол­жен затребовать их служебной запиской.

Помимо этого ревизор может обращаться за справками в различные орга­низации, если в этом возникает необходимость.

Получение письменных справок по поводу содержания проверяемого документа представляет собой получение фактической информации, имеющей значение для решения стоящих перед проверкой задач, путем направления офици­ального запроса соответствующему юридическому или фи­зическому лицу, располагающему или могущему располагать необходимыми сведениями.

Так, для установления фиктивности операций, отраженных в товарных чеках, ревизор или следователь может получить справку от соответствующего магазина о том, что в ассортименте отсутствуют товары, указанные в чеках; для подтверждения подложности квитанции об оплате проживания в гостини­це командированного работника можно получить справку о том, что по указан­ному адресу данное лицо не проживало.

 

 

Тема 8. Формы использования специальных бухгалтерских знаний в юридической практике

 

§ 1. Понятие специальных бухгалтерских знаний и формы их использования в правоприменительной практике

 

При расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел следователь и суд нередко прибегают к использованию специальных знаний в области бух­галтерского учета.

К специальным знаниям в уголовном судопроизводстве следует относить только те знания, которые необходимы при решении вопросов, связанных с вы­полнением задач по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию пре­ступлений с использованием специфических знаний из других отраслей.

Специальные бухгалтерские знания - это совокупность знаний, умений и навыков в области бухгалтерского учета, использова­ние которых обеспечивает исследование процессов и явлений финансово-хозяйственной деятельности экономических субъек­тов в целях выявления, предупреждения и раскрытия преступ­лений в сфере экономики.

В практике борьбы с преступлениями в сфере экономики знания из обла­сти бухгалтерского учета применяются весьма часто и довольно успешно.

Раскрывая сущность применения специальных бухгалтерских знаний, сле­дует отметить, что использование таких знаний должно быть облечено в опре­деленную форму. Форма представляет собой способ существования содержа­ния, неотделимый от него и служащий его внешним выражением.

В специальной юридической литературе организационные формы исполь­зования специальных знаний различают в зависимости от субъекта, их применяющего (субъекты оперативно-розыскной деятельности, следователь, специалист, эксперт).

В зависимости от сферы применения выделяются две формы использо­вания специальных бухгалтерских знаний:

- непроцессуальная - до возбуждения уголовного дела;

- процессуальная - после возбуждения уголовного дела.

Как оперативный работник, так и следователь может встретиться с необ­ходимостью применения специальных знаний до возбуждения уголовного дела. Непроцессуальная форма использования специальных бухгалтерских знаний может осуществляться как гласно, так и негласно. Однако, если привлечение специальных знаний производится следователем, прокурором или судом при проверке заявления, сообщения о преступлении в порядке ст. 144 УПК РФ, то оно носит всегда только непроцессуальный гласный характер, тогда как при­влечение специальных знаний в сфере оперативно-розыскной деятельности может осуществляться как гласно, так и негласно.

Естественно, что такие широко известные формы применения специальных бухгалтерских знаний, как привлечение специалиста к производству первоначальных следственных действий и назначение судебно-бухгалтерской экспертизы, относятся уже к процессуальной деятельности органов дознания и
следствия и при осуществлении оперативно-розыскной деятельности не при-
меняются, поскольку регламентируются уголовно-процессуальным законодательством.

 

 

       
 
 
   
Судебно-бухгалтерская экспертиза  

 

 


Одной из форм использования специальных бухгалтерских знаний явля­ется консультационно-справочная деятельность специалиста-бухгалтера.

Консультационно-справочная деятельность специалиста-бухгалтера дол­жна ограничиваться, по нашему мнению, теми случаями, когда оперативному работнику (следователю) необходимо получить консультацию по общим пра­вилам ведения бухгалтерского учета или нормативным положениям, действу­ющим в определенной области экономики. Такая консультация поможет пра­вильно решить вопросы, возникающие в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий или следственных действий, а также дать соответствующую тем или иным явлениям.

Консультационно-справочная деятельность представляет собой сообщение специалистом-бухгалтером необходимых сведений, позволяющих сотруднику правоохранительных орга­нов правильно оценить содержание различных бухгалтерских документов, определить основания для возбуждения уголовно­го дела, уточнить направления доследственной проверки или расследования.

Для того, чтобы сообщить работнику правоохранительных органов необходимые сведения справочного характера, специалисту не требуется проводить какие-либо исследования, именно поэтому такие сведения и являются справочными. Достоинство консультирования заключается в том, что сотрудник следственного или оперативного подразделения оперативно получает квалифицированную помощь по специальным вопросам.

Консультации могут быть устными и письменными. Устные консультации получаются в ходе проведения беседы, когда оперативный работник или следователь осуществляют сбор фактической информации, имеющей значение ля решения конкретной задачи со слов опрашиваемого человека, который реально или вероятно ею обладает. При этом опрашиваемый - носитель информации - обладает специальными знаниями в области бухгалтерского учета и может сообщить интересующие сведения из этой сферы инициатору беседы.

Практика такова, что работники правоохранительных органов факт про­йденной консультации, как правило, ни в каких документах не отражают. Следует отметить, что в таких случаях консультации носят справочно-разовый характер, при этом деятельность специалиста не связана с большими затратами; го служебного времени и сложностью формулирования выводов. В подобных случаях следует согласиться с практикой и не предлагать обязательного оформления консультаций. Но в определенных ситуациях консультация должна быть обязательно надлежащим образом оформлена.

Разновидностью консультирования является справочная деятельность све­дшего лица, когда оперативно-следственные работники в письменном виде, 1утем направления запросов, задают вопросы специалисту в области бухгалтерского учета, который оформляет ответ в виде справки без специального исследования.

§ 2. Использование специальных бухгалтерских знаний непосредственно сотрудником правоохранительных органов

Характерной особенностью данной формы является то, что решение задач, связанных с изучением, исследованием, проверкой, формулированием выводов о финансово-хозяйственных процессах и явлениях, представляющих соответствующий интерес, осуществляется оперативными работниками, доз­навателями, следователями самостоятельно, без помощи других лиц из числа специалистов.

Самостоятельное применение сотрудником правоохранительных органов знаний в области бухгалтерского учета имеет ряд преимуществ.

 

 

 

 


Специальные знания в области бухгалтерского учета могут быть приме­нены юристами как при производстве непроцессуальных (наведение справок, исследование предметов и документов - п.2,5 ч.1 ст.6 ФЗ «Об оперативно-ро­зыскной деятельности», так и процессуальных действий (осмотр - ст. 176, 177 УПК РФ; обыск, выемка - ст. 182, 184 УПК РФ, следственный эксперимент -ст.181 УПК РФ, допросы и очные ставки - ст. 187-192 УПК РФ и др.). При этом сотрудником правоохранительных органов могут быть применены наиболее простые методы документальной проверки отдельного бухгалтерского докумен­та или группы взаимосвязанных бухгалтерских документов.

 

 

 


§ 3. Участие специалиста-бухгалтера в производстве следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий

Специалист-бухгалтер - это лицо, сведущее в области бух­галтерского учета, приглашенное для участия в проведении следственных действий или оперативно-разыскных мероприя­тий в качестве консультанта или технического помощника орга­нов дознания и предварительного следствия в целях содейст­вия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и доку­ментов, постановки вопросов эксперту, а также разъяснения во­просов, входящих в его профессиональную компетенцию.

Участие специалиста в следственных действиях предусмотрено ст. 168 УПК РФ. О праве привлечения специалиста для участия в оперативно-разыск­ных мероприятиях говорится в ст.6 ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельно­сти».

Необходимость участия специалиста-бухгалтера в следственных и судеб­ных действиях как формы использования специальных знаний появляется у следственных работников тогда, когда они нуждаются в лице, сведущем в об­ласти бухгалтерского учета, для выявления, собирания, осмотра бухгалтерс­ких документов, а так же в тех случаях, когда с помощью специалиста-бухгал­тера, не назначая ревизии, они могут собрать необходимые материалы для производства судебно-бухгалтерской экспертизы.

Специалист-бухгалтер привлекается к участию в следующих следствен­ных действиях, предусмотренных УПК РФ: производство осмотра (ст.177); про­изводство обыска (ст. 182) и выемки (ст. 183); наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка (ст. 185); наложение ареста на имущество (ст.115); производство следственного эксперимента при проверке объема выполненных работ (ст. 181) и т.д.

Цель участия специалиста в следственных действиях опре­делена уголовно-процессуальным законом - оказывать сле­дователю содействие в обнаружении, закреплении и изъятии документов, постановке вопросов эксперту, разъяснять сто­ронам вопросы, входящие в его профессиональную компетен­цию.

Главная роль его состоит в том, чтобы помочь следователю не пройти мимо фактов, имеющих значение для дела.

В отличие от эксперта специалист сам не выявляет доказательств, а лишь помогает делать это следователю, устанавливающему фактические данные, имеющие значение для дела.

Участие специалиста-бухгалтера в перечисленных ранее следственных действиях (в первую очередь, выемке, обыске, осмотре) может иметь важное значение по делам, связанным с исследованием документов бухгалтерского учета, счетных регистров.

Для успешного проведения осмотра и выемки документов следователь должен предварительно сообщить специалисту-бухгалтеру некоторые сведения, позволяющие ему подготовиться к проведению этих действий. В частности, специалисту необходимо знать:

- к какой отрасли экономики относится предприятие или учреждение, где проводится указанное следственное действие;

- форму бухгалтерского учета, принятую на данном предприятии или в учреждении;

-примерный круг документов и период их заполнения и др.

 

 

 


На основании полученных сведений он может составить представление об особенностях бухгалтерского учета на предприятии и составить примерную схему документооборота с тем, чтобы определить примерный объем рассмат­риваемых документов и место их нахождения.

В качестве специалиста может быть привлечено любое лицо, не заинте­ресованное в исходе дела. Таким лицом может быть и сотрудник экспертного учреждения. Участие его в деле в качестве специалиста при осмотре или вы­емке документов не исключает, в соответствии с п.1 ч.2 ст.70 УПК РФ, его уча­стия в этом же деле в качестве эксперта-бухгалтера.

Перед началом следственного действия следователь удостоверяется в личности и компетентности специалиста, выясняет его отношение к обвиняе­мому, разъясняет ему его права и обязанности.

На специалиста распространяются правила отвода эксперта (ст. 70 УПК РФ). В частности, в роли специалиста не может выступать представитель орга­низации, контролирующей деятельность предприятия, в котором имело место преступление. Права специалиста регламентированы ст.58 УПК РФ. За раз­глашение данных предварительного следствия специалист может понести от­ветственность на основании ст. 310 Уголовного кодекса РФ.

 

 

 


Тема 9. Особенности организации и проведения документальной ревизии по инициативе правоохранительных органов

§ 1. Понятие и виды документальной ревизии

Проведение ревизий1 обусловлено необходимостью со стороны собствен­ника или государства контролировать расходование средств, предупреждать и выявлять злоупотребления, а также оказывать помощь ревизуемой органи­зации. Ревизии проводят специалисты в соответствующих областях знаний, наделенные достаточно широкими правами.

Проведение ревизии решает задачи проверки законности совершаемых хозяйственных операций и соблюдения финансовой дисциплины, правильнос­ти ведения бухгалтерского учета и контроля за сохранностью собственности.

В сфере выявления и расследования преступлений экономической на­правленности производство ревизии имеет исключительно важное значение. Своевременно назначенная и правильно проведенная документальная реви­зия во многих случаях имеет решающее значение для доказывания виновно­сти должностных, материально-ответственных лиц, счетно-бухгалтерских ра­ботников, совершивших хищение путем злоупотребления служебным положе­нием, растраты или присвоения вверенного имущества. Необходимость в орга­низации ревизии может возникать на различных этапах расследования. Но следователь должен иметь её в виду с самого начала планирования и органи­зации следствия.

 

Документальная ревизия - это система обязательных кон­трольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом пе­риоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой ор­ганизации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя, главно­го бухгалтера и иных лиц, которые в соответствии с законода­тельством несут ответственность за их осуществление.

 

 


Виды документальных ревизий
1. По основаниям назначения Плановые - проводятся в соответствии с заранее составленным планом ревизионной работы Внеплановые - проводятся внезапно в связи с чрез­вычайными обстоятельствами по ини­циативе хозяйственных или правоохранительных органов
2. По объему проверяе­мой дея­тельности Полные - охватывают все стороны хозяйствен­ной деятельности ревизуемого объек­та Частичные - охватывают одну или несколько сторон хозяйственной деятельности ревизуемого объекта
3. В зависимо­сти от орга­нов, произ­водящих ревизию Ведомственные - осуществляются выше­стоящими ведомствен­ными организациями Вневедомственные - осуществляются по ини­циативе государственных контролирующих органов (КРУ, налоговой службы и ДР-) Внутрихозяйственные- проводятся силами самой организации
4. По методу проведения Сплошные - проверяется вся доку­ментация, относящаяся к проверяемому объек­ту Выборочные - проверяются отдельные наиболее важные опера­ции и документы, где ча­ще всего отражаются признаки противоправной деятельности Комбинированные - отдельные операции и документы проверяются сплошным методом, а другие - выборочным
           
5. По составу ревизионной группы и круга проверяе­мых вопросов Бухгалтер-ские- проводятся специалистом в области бух­галтерского учета и контро­ля - бухгалтером-ревизором Комплексные - проводятся груп­пой ревизоров, в которую кроме бухгалтера входят специалисты дру­гих отраслей зна­ний - экономисты, товароведы, технологи и др. Сквозные - наряду с ревизией головной органи­зации одновре­менно проверяет­ся несколько про­изводственных единиц, входящих в состав объединения Тематические - выявляется со­стояние дел по от­дельным вопросам (темам).При этом проверяется зна­чительное число организаций
6. По повторяе­мости контрольных действий Первичные ревизии - проводятся по первоначальному заданию Повторные ревизии - проводятся другими реви­зорами в целях проверки качества первичной реви­зии или аргументирован­ных возражений проверяемых лиц Дополнительные ревизии - проводятся в случаях, когда необ­ходимо дополнить выводы предыдущих ревизий, выявить но­вые обстоятельства, не вскрытые ими
               

Документальная ревизия всегда проводится после совершения хозяй­ственных операций. Поэтому ее необходимо отнести к последующему виду фи­нансового контроля по времени его проведения. Контроль осуществляется на основании изучения бухгалтерских и иных документов, поэтому ревизия и на­зывается документальной. Однако при проведении проверок практически во всех случаях ревизоры используют и разнообразные методы фактического кон­троля (инвентаризацию, выполнение контрольных операций и т.д.). Поэтому ревизия по методам осуществления контроля относится к комбинированной, т.е. документально-фактической форме.

Документальные ревизии классифицируются по определенным однород­ным признакам. Практическое значение этой классификации для сотрудников правоохранительных органов состоит в том, что она позволяет рассчитывать необходимое рабочее время, которое понадобится для проведения ревизии того или иного вида и, следовательно, эффективно спланировать расследова­ние или производство доследственной проверки.

Повторные и дополнительные ревизии проводятся преимущественно по требованию правоохранительных органов.

Основания для проведения повторной ревизии по инициативе пра­воохранительных органов:

- установлен низкий методический уровень первичной ревизии;

- выявлена недобросовестность (необъективность) ревизора, умышлен­ное искажение им данных учета при проведении первичной ревизии;

- неполнота выводов ранее проведенной ревизии, противоречие докумен­там и иным материалам проверки;

- существенные нарушения при производстве первичной ревизии прав ревизуемых лиц;

- противоречия, содержащиеся в акте первичной ревизии, устранение которых возможно путем проведения повторной ревизии;

- противоречия между выводами первичной ревизии и материалами уго­ловного дела, устранение которых возможно путем проведения повторной ре­визии.

Основания для проведения дополнительной ревизии по инициативе правоохранительных органов:

- неприменение ревизором тех приемов и методов исследования, кото­рые, по мнению следователя, могут способствовать выявлению новых следов преступной деятельности;

- наличие обоснованных возражений по результатам ревизии со стороны заинтересованных лиц (подозреваемых, обвиняемых);

- ревизором проверена лишь часть хозяйственных операций, при кото­рых могли совершаться преступления;

- противоречия между выводами акта первичной ревизии и материалами уголовного дела, устранить которые можно путем проведения дополнительной проверки;

- заявление эксперта-бухгалтера о невозможности дать заключение без проведения дополнительной ревизии;

- проведение первичной ревизии без участия специалистов других обла­стей знаний, когда их участие было необходимо;

- задание, поставленное перед ревизией, выполнено не полностью и нет оснований отказываться от дополнительной проверки;

- необходимость расширения объема проверки, когда имеются обосно­ванные основания полагать, что преступления были совершены до обревизо­ванного периода;

- наличие проверенных сведений о совершении преступления лицами, деятельность которых не проверялась;

- необходимость исследования отдельных операций, которые не прове­рялись.

l/' Работа ревизионных органов предполагает определение их полномочий.

 

Ревизор имеет право:

   
 
Осматривать все помещения, склады, хранилища, в которых нахо­дятся денежные, имущественные, товарно-материальные и другие ценности ревизуемой организации
 
 
 
 
Требовать от ревизуемых организаций представления первичной и бухгалтерской документации
 
 
Знакомиться с подлинниками документов, находящихся в других организациях, связанных с ревизуемой (в смежных организациях)

 

 


Ревизор имеет право:

     
 
Запрашивать из смежных организаций заверенные копии необходимых документов
 
 
Требовать от руководителя и работников ревизуемого предприятия справки и устные ответы на вопросы, возникшие в связи с проведением ревизии
 
 
Запрашивать различные учреждения по вопросам, возникающим в ходе проведения ревизии
 
 
Опечатывать документы ревизуемой организации

 


§2Организация и проведение ревизии по инициативе правоохранительных органов

Ревизии по требованию правоохранительных органов являются важней­шим средством обнаружения признаков преступления и способом собирания доказательств по уголовному делу. Специальные знания ревизоров использу­ются правоохранительными органами как до, так и после возбуждения уголов­ного дела.

При наличии правовых и фактических оснований для проведения ревизии до возбуждения уголовного дела составляется постановление руко­водителя органа внутренних дел или его заместителя. В нем в краткой форме излагаются обстоятельства проверочного материала, наименование проверяемой организации и признаки финансовых нарушений, правовые1 и фактические основания для проверки, время ее проведения и поставленные вопросы. После возбуждения уголовного дела следователь выносит постановление о назначении документальной ревизии в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

 

 


Рассмотрев поступившее постановление, соответствующий руководитель на проведение каждой ревизии участвующим в ней работникам выдает подпи­санное им специальное удостоверение. При подготовке решений о проведе­нии ревизии (проверки) ревизоры принимают участие в предварительном изу­чении изъятых документов проверяемой организации.

 

 

 


Обеспечение координации ревизионных дей­ствий, оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий  
Обеспечение объективности ревизора (пре­одоление предубежденности ревизора, воз­можности давления на него проверяемых лиц)  
Обеспечение сохранности бухгалтерских до­кументов (визирование документов, изъятие, опечатывание мест хранения и др.)  
Консультация со специалистами (бухгалтерами, экономистами, технологами, строителями и др.)

 

По итогам предварительного изучения документов и в рамках постанов­ления о проведении ревизии (проверки) ревизионным органом составляется программа проведения ревизии (проверки), которая согласовывается с лицом, вынесшим постановление (требование) о ее назначении.

При согласовании программы проведения ревизии (проверки) уточняют­ся вопросы, относящиеся к компетенции ревизоров, круг должностных и мате­риально-ответственных лиц ревизуемой организации, присутствие которых необходимо при производстве ревизии (проверки), а также специалистов (экс­пертов), привлечение которых необходимо для проведения проверок и экспер­тиз, дачи заключений по вопросам, не входящим в компетенцию ревизоров. Привлечение этих специалистов и получение материалов их проверок осуще­ствляется правоохранительным органом, назначившим ревизию (проверку), с последующей передачей проверяющему.

 

               
   
Вопросы, согласуемые следователем с ревизором при подготовке проведения ревизии  
 
 
Внезапность начала проведения ревизии на проверяемом пред­приятии
 
Сроки проведения тех или иных проверочных действий  
 
 
Одновременный охват ревизией ряда объектов  
 
Вывоз определенных лиц для получения объяснений
 
 
Очередность проведения отдельных ревизионных действий  
   
Обращение ревизора в другие организации и проведе­ние встречных проверок  

 


При проведении ревизии (проверки) правоохранительный орган обеспе­чивает поиск адресов по запросам проверяющих, присутствие должностных, материально-ответственных лиц либо лиц, выполняющих управленческие фун­кции ревизуемой организации, работающих как во время проведения ревизии (проверки), так и в другие периоды, и получение объяснений от них.

Ревизоры во время проведения ревизии применяют все необходимые методы документальной и фактической проверок. Правоохранительный орган оказывает содействие в их применении, предоставляет необходимую инфор­мацию, организует взаимодействие с проверяющим, оказывает содействие в получении объяснений от должностных и материально-ответственных лиц. Проверяющие в ходе ревизии (проверки) могут ставить вопрос перед правоох­ранительным органом о корректировке программы ревизии (проверки) по со­держанию и срокам.

Необходимым условием организации контрольных мероприятий являет­ся постоянное взаимодействие правоохранительных и ревизионных органов. Реализация этого взаимодействия осуществляется путем взаимного инфор­мирования по фактам выявленных нарушений в сфере экономики, осуществ­ления рабочих контактов и оказания взаимопомощи по проводимым ревизиям (проверкам).

Во время производства ревизии в процессе расследования следо­ватель должен:

- сочетать использование ревизии с применением других средств дока­зывания в целях более глубокого, всестороннего и быстрого расследования обстоятельств преступления;

- направлять работу ревизора на основе собираемых по делу данных и потребностей расследования;

- производить по мере выявления ревизором тех или иных обстоятельств, имеющих значение для дела, их необходимую проверку, не дожидаясь оконча­ния ревизии..

- Результаты ревизии (проверки) оформляются актом, составленным на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в реви­зуемых и других организациях документами, результатами произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально-ответственных лиц, а также надлежаще оформленными при­ложениями к нему. Акт подписывается ревизором, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемой организации, а при необходимости и другими должностными лицами.

               
   
Приложения к акту ревизии
 
 
Промежуточные акты ревизии, составляемые ревизором по результатам проверки отдельных участников работы организации
 
Объяснения, полученные ревизором в ходе проверки от определенных лиц
 

 


При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его дол­жностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют ревизору письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии и являются их неотъемлемой частью. Ревизор обязан проверить обоснованность изложен­ных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения.

 

     
 
 
 
Объем акта ревизии не ограничивается, но ревизующие должны стремиться к разумной краткости изложения при обязательном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы про­граммы ревизии  
 
 
Акт должен основываться не только на учетных (сводных) дан­ных, но и на первичных документах с обязательной ссылкой на те и на другие    
 
 
Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, долж­но содержать, какие законодательные, другие нормативно-правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер до­кументально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений  
 
 
В акте ревизии не допускается включение различного рода выво­дов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок, сведений из материалов правоохра­нительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам
 
 
В акте ревизии не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально-ответственных лиц ревизуемой организации, квалификация их поступков, намерений и целей  

 

 


 

 

 

               
   
   
 
Вводная часть
 
 
 
   

 


 

 

                 
   
Описательная часть
     
 
 
   
   
 
Итоговая часть
 
 

 

 


В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт ревизии ревизор в конце акта производит запись об их ознаком­лении с актом и отказе от подписи или получения акта. В этом случае акт реви­зии может быть направлен ревизуемой организации по почте или иным спосо­бом, свидетельствующим о дате его получения.

В случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению, привлечению должност­ных или материально-ответственных лиц к ответственности, в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, а от этих лиц запрашива­ются необходимые письменные объяснени

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...