Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Важнейшей задачей развития стран мира является обеспечение долговременного экономического роста.

Экономический рост представляет собой расширение производства в результате увеличения применяемых факторов производства и повышения эффективности их использования.

 

В основе экономического роста лежат два процесса:

- смена технологических укладов, приводящая к созданию новых товаров или росту эффективности производства ранее освоенных товаров;

- рост масштабов производства на основе потенциалов уже сложившихся в стране технологических укладов.

 
 
Технологический уклад – совокупность технических способов производства и соответствующих им организационно – экономических форм хозяйственной деятельности.

 

 


В истории технической эволюции существовало пять технологических укладов, обеспечивших экономический рост:

- первый уклад основывался на использовании энергии воды, животных и ручной техники (до последней трети 18 века);

- второй уклад связан с механизацией производства, использованием парового двигателя и развитием железнодорожного транспорта (до конца 19 века);

- третий уклад базировался на использовании электроэнергии, электротехники, машиностроения, химии (конец 19 – первая треть 20 в.);

- четвертый уклад основывался на использовании электроэнергии, нефти, газа, стали, развитии автомобилестроения, средств связи, синтетических материалов, авиастроении. Это - эра массового производства (до 90 –х гг. 20 в);

- пятый уклад начал формироваться с середины 80 – х гг., и его основой стали микроэлектроника, информатика, биотехнологии, генная инженерия, космическая индустрия, новые виды энергии, средств связи и т.д.

Для экономики нынешней России характерно наличие многоукладности: преобладают третий и четвертый уклады, имеются элементы пятого. Экономический кризис 90 – х гг. затормозил развитие пятого уклада, в промышленности резко низалась инновационная активность. Лишь менее 10 % предприятий разрабатывали и внедряли технологические и продуктовые новшества. Доля инновационной продукции, в общем, ее объеме весьма мала – мене 5 %. В инновационном процессе Россия отстает не только от лидеров научно – технического прогресса, но и от многих других стран. Очевидно, что без существенного ускорения инновационного процесса невозможно достичь высоких темпов экономического роста.

Инновационная деятельность – это процесс использования результатов научно – технического прогресса в экономике страны, на предприятиях и в организациях.  

 


Конечным результатом инновационной деятельности является инновация, которая выступает в виде новых или усовершенствованных продуктов, услуг, технологий, организации производства или сбыта.

Период времени от зарождения идеи до практического внедрения новшества называют жизненным циклом инновации. Этот цикл охватывает четыре этапа. На первом этапе осуществляются фундаментальные исследования в научных организациях, в результате которых формируются новые научные познания. На втором этапе производятся прикладные и экспериментальные исследования, имеющие практическую направленность. На третьем этапе подготавливается конструкторско – технологическая документация и результаты представляются в виде опытных образцов новых изделий, опытных новых технологий. На четвертом этапе осуществляется комерционализация новшества – запуск в производство и реализации на рынке. Происходит расширение объема продаж, но в дальнейшем начинается упадок спроса и сбыта и, наконец, товар исчезает с рынка, а вместо него появляется новый (рис. 1.).

 

 

 


Рис. 1. Этапы жизненного цикла инновационного цикла инноваций.

 

Инновации могут охватывать различные сферы: продукцию и услуги,

производственные и управленческие процессы, организацию сбыта.

Инновационная активность предприятия непосредственно зависит от инновационного потенциала, который представляет собой совокупность различных видов ресурсов: материальных, финансовых, интеллектуальных, научно – технических, организационных, человеческих и т.д.

Особо важную роль играет научно – технический потенциал, который представляет собой способность предприятия разрабатывать и внедрять новые продукты и технологии. Он характеризуется рядом показателей (рис.2).

 

 

 
 

 


Рис. 2 Показатели научно – технического потенциала предприятия.

 

Кадровые показатели – это число научно – технических специалистов, их квалификация, творческие способности, стремление к нововведениям.

Материально – технические показатели – величина затрат на исследования и разработки, оборудование, материалы, вычислительная техника и т.п.

Информационные показатели, – накопленные информационные фонды, информационные сети и т.п.

Организационно – управленческие показатели – организационная структура предприятия в сфере НИОКР, система мотивации и стимулирования персонала в осуществлении научно – технической и конструкторской деятельности.

Инновационные показатели – количество открытий, изобретений, полученных патентов на изобретения и промышленные образцы, свидетельства на полезные модели, проданные и приобретенные предприятием лицензии и т.д.

Обобщающие показатели – количество осуществленных за период научно – технических мероприятий, экономия от снижения себестоимости продукции, роста производительности труда, общего повышения эффективности производства, полученных благодаря проведению научно – технических мероприятий.

На эффективность инновационной деятельности предприятия инновационная инфраструктура, которая представляет собой комплекс организаций, способствующих осуществлению инноваций (рис.3).

 

 
 

 

 


Рис. 3. Инновационная инфраструктура.

 

Инкубатор – многофункциональный комплекс, реализующий широкий перечень инновационных услуг. Предприятие покупает или арендует у инкубатора тот или иной набор инновационных услуг на 2-3 года (реже на 5 лет). По истечении этого срока оно покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.

Технопарк – научно – производственный территориальный комплекс со сложной функциональной структурой. Основная задача его состоит в формировании благоприятной сферы для развития малых наукоемких фирм – клиентов. В центре технопарка находится исследовательский центр, имеется промышленная зона, маркетинговый центр, центр обучения, инкубатор и т.д.

Технополис – научно - производственная организация, созданная на базе отдельного города, в экономике которого действуют технопарки и инкубаторы.

Регион науки и технологий охватывает значительную территорию. В экономике региона большую роль играет инновационная деятельность, поддерживаемая технопарковыми структурами.

Этот научно – производственный комплекс представляет здесь единое целое, так как новые технологии, создаваемые в научных центрах, сразу же внедряются в производственном секторе, на предприятиях.

Во-первых, предприятия стремятся за счет новшеств повысить свою конкурентоспособность. Обновление продукции, своевременное появление ее на рынке создают для предприятия конкурентные преимущества, дают возможность получения добавочной прибыли за счет повышения спроса на новшество. Такую добавочную прибыль называют научно – технической рентой.

Во – вторых, новые технологии позволяют предприятию снизить издержки производства за счет повышения производительности труда. Это позволяет увеличивать массу прибыли, повышать эффективность предпринимательства.

В – третьих, используя инновации, предприятие усиливает свои позиции на рынке, увеличивая рыночную долю и объем продаж. Происходит укрепление предприятия.

В – четвертых, инновации создают возможности выход предприятия на мировой рынок.

 

Управление инновационной деятельностью.

 

Управление инновациями начинается с разработки инновационной стратегии, т.е. общего плана достижения целей обновления продукции и производства. Основная идея – создание ситуации, когда цикл жизни производственного процесса идет нога в ногу с циклом жизни продукта, т.е. разработка и производство данного вида продукта соответствует спросу потребителей на данный конкретный тип продукта.

Без инновационной стратегии предприятие фактически не имеет продуманного курса долгосрочного развития предприятия. При правильной реализации инновационной стратегии предприятие может выйти на лидирующие позиции в отрасли.

К основным элементам инновационной стратегии предприятия относятся:

1. совершенствование уже производимых изделий и применяемых технологий;

2. создание и освоение новых продуктов и процессов;

3. повышение качественного уровня научно – технической базы предприятия;

4. улучшение качественного уровня кадрового и информационного потенциала предприятия;

5. совершенствование организации и управления инновационной и всей производственной деятельностью;

6. обеспечение экологической и технологической безопасности;

7. рационализация ресурсной базы;

8. достичь конкурентных преимуществ.

Могут применяться различные виды инновационной стратегии:

- Наступательная стратегия, которая отличается высоким риском инноваций, но и высокой окупаемостью в случае успеха новшества на рынке. Это характерно для крупных фирм- лидеров.

- Оборонительная стратегия, которая является реакцией на действия конкурентов, основана на быстром внедрении нововведений. Так поступают компании, имеющих устойчивую рыночную позицию.

- Промежуточная стратегия, связанная с поиском рыночных ниш и направлена на избежание прямой конкуренции. Чаще применяется мелкими предприятиями инновационного бизнеса.

- Лицензирование (поглощающая стратегия). Основана на приобретении лучших научно – технических результатов, полученных другими предприятиями. Применяются и другие стратегии.

 

Управление инновациями охватывает три объекта:

1. НИОКР (исследования и разработки);

2. Инновационные проекты;

3. Внешние условия, влияющие на эффективность инновационной деятельности.

 

Важнейший инструмент такого управления является планирование инноваций, которое дает оценку текущего состояния продукции и технологии, вырабатывает специальный инвестиционный проект, который представляет деятельную программу работ с выделением для решения каждой задачи необходимых ресурсов, а также с указанием времени ее выполнения.

Инновационный проект охватывает жизненный цикл новшества от момента возникновения идеи до момента прекращения выпуска продукта или использования технологического процесса. Такой проект включает: НИОКР, освоения производства продукта, пробные продажи, развертывание массового или серийного выпуска и работ по реализации продукта, поддержание выпуска и продаж, модернизацию и обновление продукта, прекращение его выпуска.

Для координации больших комплексных работ, как правило, используются сетевые модели. Основной плановый документ при использовании сетевой модели – сетевой график, отражающий взаимосвязи и результаты всех работ, необходимых для достижения конечной цели.

Для построения такого графика планируемый комплекс работ изображается в виде ориентированного графа – схемы, состоящей из заданных точек (вершин), соединенных направленными линиями (ребрами) (рис.15.4). Вершины графа – события – результаты выполненных этапов работ. Ребра графа – работы – любые действия в рамках программы, приводящие к достижению определенных событий.

       
 
   

 


Рис. 4. Сетевой график выполнения работ по проекту.

 

Последовательность работ в сетевом графике, в котором конец одной работы совпадает с началом следующей и т.д., называется путем.

Для расчетов сетевого графика важное значение имеют три параметра:

1). Критический путь – наиболее протяженная по времени цепочка работ, ведущих от исходного события к завершающему. Это главный объект планирования и управления в сетевой модели.

2). Резерв времени события – такой промежуток времени, на который может быть отложено данное событие без нарушения сроков реализац3ии проекта в целом.

3). Полный резерв времени работы – максимальный период времени, на который можно увеличить продолжительность данной работы, не изменяя при этом продолжительности критического пути.

Впрочем, существуют и такие сетевые графики, которые ориентированы не на критерий времени, а, например, на сокращение стоимости работ.

Управление инновационной деятельностью имеет свои особенности для предприятий различных форм собственности и различных размеров. Но любое предприятие стремится оценить эффективность инноваций, которая имеет следующие показатели:

- стоимость проекта с учетом источников его финансирования;

- чистая текущая стоимость;

- уровень рентабельности капитала;

- срок окупаемости капиталовложений.

При планировании инноваций необходимо учитывать риски:

1. Технические риски – отрицательный результат научно – исследовательских работ; не достижении запланированных технических параметров в ходе конструкторских разработок; опережение технического уровня производства и технологических возможностей освоения результатов и т.д.

2. Коммерческие риски: необоснованное определение стратегических приоритетов; неправильный прогноз конъюнктуры на рынках ресурсов; неудовлетворительное финансирование; нарушение сроков реализации проекта; не нахождение поставщиков ресурсов или изменение цен на ресурсы; неправильный выбор сегмента рынка; неудачная стратегия сбыта и ценовая политика; нарушение кооперации с контрагентами и партнерами; непредвиденные расходы и превышение смены проекта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...