Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусство и специфика эстетического отношения человека к миру




Искусство — особая форма освоения мира, основу которой составляет эстетическое отношение человека к действительности(греч. аеsteticos — чувствующий, чувственный).

Универсальный характер эстетического отношения человека к действительности несомненен.

Эстетические переживания — атрибутивная характеристика специфически человеческого способа бытия в мире.

Однако в большинстве ее видов и форм эстетический аспект является второстепенным, подчиненным (материальное производство, наука, право, спорт и т. д.).

Только в искусстве эстетическое обладает самодовлеющим статусом, приобретает основное и самостоятельное значение.

Термин «искусство» употребляется чаще всего в двух основных значениях:

1) мастерство, умение, сноровка в любой форме практической деятельности;

2) особая форма человеческой деятельности, ориентированная на создание художественных произведений (художественное творчество), в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.

Отмеченная сфера художественного творчества, исторически развиваясь, образует особую подсистему культуры — художественную культуру, функционирующую по имманентным законам и обладающую рядом специфических особенностей.

Искусство в отличие от других форм духовной деятельности ориентировано на эмоционально-чувственную сферу человека.

Чувственно-наглядный характер произведений искусства в совокупности с особым арсеналом выразительных и изобразительных средств обеспечивает ему колоссальную силу воздействия на человека, его убеждения и ценностные ориентации.

На первый план в искусстве выступает субъект и субъективность художника, его свобода, собственное видение и переживание мира. Поэтому подлинное искусство демократично, гуманистично и антиавторитарно по своей сути.

Изучением природы и специфики эстетического отношения человека к действительности, закономерностей художественного творчества занимается особая философская наука — эстетика (понятие введено в XVIII в. А.Баумгартеном).

Философско-эстетические взгляды развивались Аристотелем, И. Кантом и другими философами.

Как философия искусства эстетика впечатляюще представлена в творчестве Г. Гегеля.

Среди отечественных исследователей искусства широко известны А. Герцен, В. Белинский, Н. Бердяев, Л. Гумилев, А. Лосев, Д. Лихачев, Э. Ильенков и другие.

Историки полагают, что искусство восходит к эпохе верхнего палеолита и насчитывает 300–400 веков своей эволюции.

В современной философской литературе отсутствует единая точка зрения на проблему происхождения искусства.

Имеют место религиозные, игровые, эротические, подражательные, трудовые и некоторые другие гипотезы, объясняющие его генезис.

Искусство реализует задачи культурного самоопределения личности и социальных общностей, трансляции художественного опыта человечества, организации эстетического отношения человека к миру, а в конечном итоге — воспроизводства человека как универсального и целостного существа.

Функции искусства:

· познавательная;

· воспитательная;

· аксиологическая;

· коммуникативная;

· эстетическая.

9.3.3. Религия как форма духовной культуры

Религия (от лат. rеligiо — «благочестие», «набожность», «святыня») — мировоззрение, миропонимание и мироощущение, основанное на вере в реальное существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющее воздействие на мироздание и жизнь человека.

Философское осмысление данного феномена культуры предполагает постановку и развернутую интерпретацию следующих задач:

· определение сущности религии и места в системе мировоззрения;

· выявление социальных и психологических аспектов религии, ее онтологического и гносеологического статуса;

· экспликация нравственного смысла религии и ее роли в жизни общества, в духовной эволюции человека и человечества и др.

Религиозное отношение человека к миру носит универсальный характер.

Оно возникает на основе стремления человека обрести непосредственную связь с Абсолютом, а религия осмысливает и в различных версиях интерпретирует эволюцию и горизонты духовной связи человека и Абсолюта.

Поэтому религия — универсальный феномен, ее содержание выступает предметом индивидуальной веры и мировоззренческой парадигмой, принятой в результате свободного выбора, а религиозное сознание отличается образностью и обращено главным образом к эмоционально-чувственной сфере человека.

В истории философской мысли сложилось несколько концепций, объясняющих происхождение и сущность религии:

· по мнению И. Канта, религия представляет собой познание наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде санкций (произвольных, случайных для самих себя предписаний некой чужой воли), а как существенных законов любой свободной воли;

· для Гегеля религия — самосознание абсолютного духа или знание божественного духа о себе благодаря опосредованию конечным человеческим духом;

· как превращенную форму отражения человеческого бытия рассматривал религию Л. Фейербах;

· Ф. Энгельс трактовал ее как фантастическое отражение внешних обстоятельств, господствующих над людьми в их реальной жизни;

· по мнению Э. Дюркгейма, религия — это идеологический механизм, обеспечивающий целостность общества посредством сакрализации базовых социальных связей;

· 3. Фрейд считал религию коллективным неврозом, массовой иллюзией, коренящейся в комплексе Эдипа;

· У. Джемс полагал религиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное.

Религия — системное социокультурное образование, включающее религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.

Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня — религиозную идеологию и религиозную психологию. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, религиозная философия, богословские концепции отдельных сфер общества (экономики, политики, права и т. д.).

Религиозный культ — совокупность символических действий, связанных с практическим и духовным обращением к Богу.

Религиозные организации — это объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и культа.

Основным типом религиозной организации является церковь — религиозный институт, регулирующий как отношения внутри религиозных объединений, так и связи со светскими социальными институтами.

Религия — явление многоплановое и многозначное. Выполняя мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интегрирующую функции, она порождена особыми закономерностями социальной динамики. Социальные процессы определят в конечном итоге и ее судьбу.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................ 3

ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ........................................................... 4

1.1. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия

и их взаимосвязь.......................................................................................... 4

1.2. Категория материи. Эволюция представлений о материи

в философии и науке.................................................................................... 5

1.3. Системно-структурная и динамическая организация бытия.

Движение и развитие как атрибуты бытия................................................. 6

1.4. Принцип глобального эволюционизма......................................... 7

1.5. Пространственно-временная структура бытия. Пространство

и время в неживой и живой природе.......................................................... 9

ТЕМА 2. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ.................................................... 11

2.1. Понятие природы в философии и науке...................................... 11

2.2. Природа как саморазвивающаяся система: физико-космоло-

гическая и биогеохимическая стратегии научного исследования природы........ 13

2.3. Природа как среда обитания. Естественная и искусственная

среда обитания........................................................................................... 14

2.4. Биосфера и закономерности ее существования........................... 15

2.5. Коэволюционный императив и экологические ценности совре-

менной цивилизации. Проблема устойчивого развития системы

«общество-природа»................................................................................. 16

ТЕМА 3. ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ........................... 18

3.1. Исторические формы диалектики................................................ 18

3.2. Диалектика и метафизика в истории философии......................... 20

3.3. Материалистическая диалектика как система принципов,

законов и категорий................................................................................... 21

3.4. Значение диалектики в познании и медицинской практике........ 27

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...