Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процесс маркетингового исследования




Тема 2. Методология маркетингового исследования

Тот, кто владеет информацией, владеет миром

Аллен Даллас

Возникновение и состав системы маркетинговой информации

Процесс маркетингового исследования

Сбор первичной информации

Рекомендуемая литература

1. Аакер Д.А. Маркетинговые исследования: пер. с англ. / Д. А. Аакер, В. Кумар, Д. С. Дэй – СПб.: Питер, 2004. – 848 с.

2. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: учебник / Е. П. Голубков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финпресс, 2003. – 493 с.

3. Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. / Ф. Котлер. – М.: Про­гресс, 1990. – С. 111–138.

4. Попов Е. В. Теория маркетингового исследования / Е. В. Попов. – Ека­теринбург: Изд-во УГТУ, 1998. – 200 с.

5. Хруцкий В. Е. Современный маркетинг: Настольная книга по исследо­ванию рынка: учебное пособие / В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева. – 3–е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2005. – С. 89–243.

6. Эванс Дж. Р. Маркетинг: пер. с англ. / Дж. Р. Эванс, Б. Берман. – М.: Экономика, 1993. – С. 57–83.


Возникновение и состав системы маркетинговой информации (МИС)

 

Причины возникновения и достоинства МИС

 

В ХХ в. усиливаются тенденции, обусловившие необходимость получе­ния более качественной маркетинговой информации. Это:

1. Переход от маркетинга на местном уровне к маркетингу в общенацио­нальном и международном масштабе.

2. Переход от покупательских нужд к покупательским потребностям.

3. Переход от конкуренции в ценах к неценовой конкуренции.

Данные причины вызвали возникновение в начале 70-х г. г. ХХ в. в неко­торых американских компаниях концепции маркетинговой информационной системы (МИС). Такие системы стали появляться спустя несколько лет после разработки концепции автоматизированной системы управления (АСУ).

 

Основные преимущества использования МИС стало обеспечение:

ü организованного сбора информации;

ü широкого её охвата;

ü предупреждение кризисов в деятельности фирмы;

ü координацию планов маркетинга;

ü повышения скорости анализа;

ü представления результатов в количественном виде.

 

Таким образом, МИС улучшает качество маркетинговой информации, которое характеризуется следующими признаками:

· достоверностью – информация должна правдиво без искажений отра­жать состояние объекта;

· актуальностью – данное свойство отражает определенную степень но­визны информации, ее своевременность. Сроки получения информации оп­ределяются скоростью протекания экономических, хозяйственных и производ­ственных процессов, важностью и срочностью решаемых задач;

· полнота – содержание информации должно обеспечивать как необходи­мые, так и достаточные условия для принятия какого-либо решения;

· релевантность – означает, что предполагаемая информация соответст­вует решаемой проблеме;

· сопоставимость – определяет возможность сравнения данных за счет единства предмета исследования, круга включенных показателей и объектов, методологии проведения исследования и методик измерения характеристик;

· доступность для восприятия информации пользователем означает, что информация должна быть понятна, иметь вид, приемлемый для того субъ­екта, которому она предназначена, и представлена на удобном для него носи­теле;

· экономичность – означает, что затраты на получение и переработку ин­формации не должны превышать получаемый от ее использования результат.

Вышеперечисленные основные требования по свойствам маркетинговой информации должны выполняться одновременно.

Отсутствие МИС обычно приводит к следующим ситуациям, когда:

ü результаты проведенных маркетинговых исследований хранятся в не­пригодном для использования виде;

ü незаметны изменения в окружающей среде и действиях конкурентов;

ü отсутствует систематичность в сборе информации;

ü возникают задержки при определении необходимости проведения но­вого исследования;

ü по ряду временных периодов отсутствуют данные, необходимые для анализа;

ü маркетинговые планы и решения анализируются неэффективно;

ü действия представляют собой лишь реакцию на изменения, а не предви­дение.

Можно проиллюстрировать использование МИС на следующем примере.

В одном из магазинов одежды вдруг резко упали объемы продаж. Поэтому нужно срочно определить причину и принимать ответные меры. В случае от­сутствия МИС необходимо провести опрос покупателей и выяснить их мнение, что чревато потерей времени и дальнейшим падением продаж. Однако, если в данном магазине налажена МИС, то руководству достаточно ознакомиться с еженедельными отчетами продавцов (в которых они фиксируют наиболее частые замечания и высказывания покупателей), чтобы увидеть, что в магазине в разгар летней жары вышла из строя система кондиционирования, с чем и связано падение продаж. Таким образом, в результате использования МИС будет сэкономлено и время, и деньги.


Понятие и состав МИС

Система маркетинговой информации (или МИС) – это взаимосвязь людей, оборудования, методов и процедур, предназначенная для сбора, класси­фикации, анализа, оценки и распространения качественной информации, и ис­пользо­вания ее представителями службы маркетинга для управлением марке­тингом на предприятии.

 

В состав хорошо спланированной системы маркетинговой информации входят четыре вспомогательные системы, которые отражены на рис. 6.

 

 


Рис. 6. Схема функционирования МИС

 


1.Система внутренней отчетности отвечает за сбор, обработку ана­лиз внутренних данных компании. Система внутренней отчетности позволяет сохранить эти данные и преобразовать в удобную для работы форму, в результате чего можно анализировать прибыльность конкретных товаров или услуг, каналов распределения, потребителей, динамику объемов продаж и т. п. Подсистема внутренней отчетности является основой МИС.

В качестве источников внутренней информации можно рассматривать:

ü бюджет фирмы и данные по достижению бюджетных целей;

ü данные о прибылях и убытках по фирме в целом и детализированные по отдельным подразделениям и товарам;

ü данные сбыта по ассортиментным группам, отдельным продуктам, гео­графическим регионам, сезонам или дням недели;

ü счета клиентов, объем и периодичность их покупок;

ü данные о запасах готовой продукции и т. д.

 

2. Система сбора внешней маркетинговой ин­формации поставляет ру­ководителям маркетинга повседневную информацию о событиях, происходя­щих во внешней среде. Наблюдения за внешней средой включает в себя отсле­живание изменений в законодательстве, экономическом состоянии страны и ре­гиона, уровне доходов населения, изменений в технологии производства това­ров компании, появлении новых технологий и новых конкурентных товаров, и т. п. Такая информация собирается постоянно.

Обычно используют следующие источники текущей внешней информации

 
 

 

 


Рис.7. Источники текущей внешней информации

3. Система маркетинговых исследований призвана обеспечить сбор информации, актуальной с точки зрения стоящей перед фирмой конкретной маркетинговой проблемы. Она включает маркетинговые исследования, которые заказываются у исследовательской фирмы, либо проводятся самостоятельно. По их результатам будет решаться конкретная проблема (определена целесооб­разность разработки нового товара, выбрано место открытия нового магазина, произведен запуск рекламной кампании).Система маркетинговых исследова­ний собирает информацию разово, для решения конкретной проблемы.

 

4. Система анализа маркетинговой информации исполь­зует современ­ные методики статистической обработки данных и модели, облегчающие уча­стникам рынка процесс принятия оптимальных маркетинговых решений. По­добный анализ проводится всякий раз, когда в этом появляется необходимость. Состав данной подсистемы МИС показан на рис. 8.

 

Рис. 8. Система анализа маркетинговой информации

Как видно на рис. 8 основу любой системы анализа маркетинговой ин­формации составляют статистический банк и банк моделей.

Статистический банк представляет совокупность современных методик статистической обработки информации, позволяющих наиболее полно вскрыть взаимосвязи в рамках подборки данных и установить степень их статистиче­ской надежности.

Возможности статистических методов обработки данных показаны в табл. 5.

Таблица 5

Статистические методы обработки информации

Метод Вопросы
Регрессионный анализ ü Как изменится объем сбыта, если объем рекламных мероприятий сократить на 10 %? ü Как оценить цену на хлопок в последующие шесть месяцев? ü Имеет ли влияние объем инвестиций в промышленности автомоби­лестроения и строительство?  
Дисперсионный анализ ü Влияет ли упаковка на уровень объема сбыта? ü Влияет ли цвет объявления на число лиц, которые вспоминают о рекламе? ü Имеет ли влияние выбор каналов сбыта на объем сбыта?  
Дискриминационный анализ ü Чем различаются курящий и некурящий? ü Какова классификацию кредитоспособности покупателей кредита по признакам: «заработная плата», «образование», «возраст».  
Факторный анализ ü Как установить зависимость многочисленных операций, к кото­рым особо чувствительны покупатели автомобилей от нескольких комплексных факторов? ü Как описать влияние этих факторов на различные марки строя­щихся автомобилей?  
Кластерный анализ ü Распределить на группы покупателей крупного торгового центра в соответствии с их потребностями. ü Как определить тип читателей известного журнала? ü Можно ли классифицировать покупки в соответствии с Вашими интересами в политических процессах?  
Многомерное шкали­рование ü В какой мере соответствует продукт Вашей фирмы идеальному представлению покупателей? ü Какой имидж имеет Ваша фирма? ü Изменится ли позиция покупателей к приобретению в течение пяти лет?  

 

Банк моделей образует набор математических моделей, способствующих принятию оптимальных маркетинговых решений деятелями рынка. Каждая мо­дель состоит из совокупности взаимосвязанных переменных, представляющих некую реально существующую систему, некий реально существующий процесс или результат. Эти модели могут способствовать получению ответов на во­просы типа «а что, если?» и «что лучше?».

 

Таким образом, слаженная работа четырех подсистем позволяет лучше использовать преимущества МИС.


Проектирование МИС

Несмотря на различия в специфике бизнеса основные запросы менедже­ров высшего звена к МИС достаточно однообразны:

Программа-минимум

1. Анализ динамики бизнеса (продажи, рентабельность) в различных разре­зах (продукты, клиенты, менеджеры).

2. Управление и оценка эффективности работы с клиентами (для корпора­тивного рынка).

3. Планирование, контроль и оценка эффективности коммуникаций.

Стандартные требования

Программа-минимум + характеристики конкурентов (цены, условия ра­боты с клиентами, реклама)

Программа-максимум

Стандартные требования +

1. Макро-характеристики рынка (емкость, тенденция развития, доли кон­курентов);

2. Микро-характеристики (мотивации, потребительские ценности, алго­ритм принятия решения о покупке)

 

Основные требования к МИС таковы:

ü связь с существующей учетной системой, анализ работы как с сущест­вующими (имеющимися в учетной системе), так и с потенциальными клиен­тами (еще не совершившими покупку);

ü комплексное решение аналитических задач, которые возникают в служ­бах маркетинга и продаж: анализ собственных продаж, организация, пла­нирование и оценка эффективности работы с клиентами, оценка влияния не­прямого воздействия на рынок (реклама, promotion акции);

ü возможность разграничения прав доступа, как на уровне функций про­граммы, так и на уровне отдельных клиентов и их групп

ü возможность произвольной группировки продуктов, клиентов, менедже­ров и ведения аналитики продаж в различных разрезах

 

После уяснения запросов и требований менеджеров компании к МИС можно начинать её разработку. Этапами постановки задачи на построение МИС являются:

1. Определение необходимых отчетов, необходимых для принятия реше­ний менеджерами различных уровней. На этом этапе каждый из будущих поль­зователей формирует собственные информационные запросы к системе (какую информацию, в каком формате и с какой частотой он (она) хотели бы полу­чить). Формы отчетов необходимо утвердить.

2. Выбор программной среды и формирование базовых отчетов в элек­тронном виде.

3. Определение основных потоков входящей информации (что должно вводиться в программу) и алгоритмов их первичной обработки. На этом этапе определяется, какая исходная информация необходима для получения затребо­ванных отчетов. Например, может оказаться, что затребованная тем или иным менеджером информация просто не может быть получена. В этом случае необ­ходимо корректировка запроса.

4. Определение необходимых источников информации и методов ее полу­чения (например, маркетинговые исследования с отчетом в заданном фор­мате, данные мониторинга цен конкурентов, фиксация обращений клиентов). В случае наличия запросов к учетной системе (внутреннюю маркетинговую ин­формацию (объемы продаж, цены реализации, клиенты, менеджеры) лучше брать из учетной системы предприятия) необходимо продумать схему конвер­тации данных (из каких полей учетной системы брать данные и куда их зано­сить; как гибко реагировать на изменение учетной системы или учетной поли­тики).

5. Создание эскизных отчетов и согласование их с пользователями;

6. Окончательное формирование технического задания на разработку (до­работку) программного обеспечения.

7. Утверждение технологий получения маркетинговой информации, опре­деление сроков, бюджетов и ответственных за получение информации.

 

В качестве примера известных моделей МИС можно привести модель Ф. Котлера, которая изображена на рис. 6.

Для создания МИС стоит использовать с уществующее в настоящее время на российском рынке программное обеспечение, связанное с хранением и пред­ставлением маркетинговой информации. Его можно условно разделить на две группы:

1. Программы класса CRM (Custom relationship management), ориентиро­ванные на нужды корпоративных служб продаж (клиент менеджеров). Наибо­лее известные из них – «Sales Expert» и «Клиент Коммуникатор». Они позво­ляют учитывать контакты с клиентами, обращения клиентов, сделки и получать соответствующие аналитические отчеты. Сильной стороной указанных про­грамм является эффективно построенная система автоматических коммуника­ций с клиентами (рассылки, автодозвон и пр.). Область применения программ класса CRM принципиально ограничивается фирмами, ориентированными на рынок крупных корпоративных потребителей, эти программы мало подходят для организаций фирм, работающих с мелкими и розничными клиентами.

2. Программное обеспечение «для маркетологов» («Касатка», «Бэст-маркетинг», «Marketing Expert», «Маркетинг-микс») с дополнительными мо­дулями (Marketing Geo, Marketing Analytic).


Процесс маркетингового исследования

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...