Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы становления этнической идентичности




В психологии, в отличие от социологии, этническая идентичность рассматривается не только по своим социальным проявлениям, рассматривается ещё и становление этнической идентичности.

Сам термин идентификация пришел в социологию из психологии, в которой впервые его применил Фрейд для обозначения процесса и результата эмоционального самоотождествления индивида с другим человеком, группой, образцом, идеалом.

В социально-психологической, а затем и в социологической, литературе термин приобрел более широкое значение. Там идентификация рассматривается как один из механизмов социализации личности, посредством которой усваиваются нормы, идеалы, ценности, роли, моральные качества представителей тех социальных групп, к которым принадлежит индивид.

Т. Стефаненко в своей монографии "Этнопсихология" приводит следующий пример, демонстрирующие неоднозначность функционирования этнической идентичности:

"Девочка из семьи русских эмигрантов в США очень быстро начинает говорить по-английски, хорошо учится и служит переводчиком для старших членов семьи. Она все больше времени проводит со своими американскими друзьями и гордится тем, что она американка. Но девочка взрослеет, и ей хочется каким-то образом проявить свою индивидуальность. Она находит такую возможность в демонстрации своей культурной отличительности, "русскости", подчеркивании того, что она "русская американка"".

Чтобы ответить на вопрос, каким образом и когда ребенок начинает считать себя представителем того или иного этноса, с точки зрения психологии, необходимо рассмотреть этапы становления этнической идентичности, принятые в психологии.

Этапы становления этнической идентичности принято соотносить с этапами развития личности.

Одним из первых классификацию этапов развития этнической идентичности предложил швейцарский ученый Ж. Пиаже. Основой для составления периодизации послужили его исследования 1951-го года. Поскольку "развитие этнической идентичности ученый рассматривал как создание когнитивных моделей, связанных с понятием "Родина", а этнические чувства, по его мнению, являются своего рода ответом на знания об этнических явлениях". Таким образом, основываясь на соотношении когнитивных образов "родины" и "других стран" Пиаже выделяет три этапа:

1) 6-7 лет. В этом возрасте ребенок приобретает первые – фрагментарные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности. Наиболее значимыми для него являются семья и непосредственное социальное окружение, а не страна или этническая группа;

2) в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации – этническая принадлежность родителей, место проживания, родной язык;

3) в младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры [см. 65 с. 218].

Дальнейшие исследования этнической идентичности позволили дать более полную информацию о процессе протекания процесса этнической идентификации. Исследования показали, что этническая идентичность впервые проявляется в 3-4 года, основанная на различении антропологических признаков представителей этнических групп, таких как цвет кожи, цвет волос. Однако в полном объеме, осознанно, идентичность проявляет себя в младшем подростковом возрасте, когда происходит осознанное различение своего этноса от другого.

Этнопсихологи утверждают, что последовательность становления этнической идентичности обусловлена постепенным процессом социализации, постепенным повышением способности к рефлексивному восприятию мира вокруг себя. Таким образом, осознанное включение себя в состав той или иной этнической группы становится возможным в условиях получения новой информации от окружающего мира. "Первоначально она (этническая идентичность) основывается на очевидных показателях – цвете кожи, внешности, языке, элементах материальной культуры (еде, одежде), обычаях. Постепенно повышается способность ребенка воспринимать, описывать, интерпретировать этнические признаки. Он включает в их комплекс все новые элементы – общность предков, общность исторической судьбы, религию".

Необходимо иметь в виду, что идентичность может иметь как негативный, так и позитивный эмоциональный фон. Однако показано, что более взрослые дети проявляют большую вариативность конформного поведения. Вполне возможно, что они имеют представление о социально желательных ответах. Вопрос о том, что этническая идентичность может носить определенный эмоциональный окрас, важен. Однако каким бы не было эмоциональное восприятие, этническая идентичность проходит несколько этапов от диффузно размытой до реально реализованной, а результатом этого процесса является формирование в подростковом возрасте "эмоционально-оценочного сознания" принадлежности к этнической общности. Этническая идентичность не есть статичное образование, она изменяется со временем: человек может переосмыслить роль этнической принадлежности в своей жизни. Поэтому формирование этнической идентичности не прекращается в подростковом возрасте. Поскольку идентичность образование динамическое, то существует несколько стратегий поддержания своей этнической идентичности.

Проблематику социальной идентичности разрабатывали социальные психологи Г.Тэджфел и Дж. Тернер. Теория социальной идентичности Тэджфела, как утверждает Агеев [см. 4, с220], укладывается в шести постулатах:

1. Социальная идентичность складывается из тех аспектов образа "Я", которые вытекают из восприятия индивидом себя как члена определенных социальных групп.

2. Индивиды стремятся к сохранению или повышению своей самооценки, т.е. стремятся к положительному образу себя.

3. Социальные группы (или категории) и членство в них связаны с сопутствующей им положительной или отрицательной оценкой, существующей в обществе, следовательно, социальная идентичность может быть положительной или отрицательной.

4. Оценка собственной группы индивидом определяется взаимоотношениями с некоторыми другими группами через социальное сравнение ценностно значимых качеств и характеристик. Сравнение, результатом которого становится положительное отличие своей группы от чужой, порождает высокий престиж, отрицательное - низкий.

Из этих постулатов выводится ряд следствий.

- а) Индивиды стремятся к достижению или к сохранению позитивной социальной идентичности.

- б) Позитивная социальная идентичность основана на благоприятных сравнениях ингруппы и несколькими релевантными аутгруппами.

- в) Члены группы стремятся дифференцировать, отделить свою группу от других групп.

- г) Существует по меньшей мере три класса переменных, которые оказывают влияние на межгрупповую дифференциацию в конкретных социальных ситуациях:

1) индивиды должны осознавать принадлежность к группе как один из аспектов своей личности, субъективно идентифицировать себя с релевантной группой; 2) социальная ситуация должна быть такой, чтоб имели место межгрупповые сравнения, которые дают возможность выбора и оценивания релевантных качеств; 3) ингруппы не сравнивают себя с каждой мысленно доступной аутгруппой (аутгруппа должна восприниматься как релевантная для сравнения).

5. Цель дифференциации - сохранить или достигнуть превосходства над аутгруппой по некоторым параметрам

6. Когда социальная идентичность не удовлетворяет членов группы, они стремятся либо покинуть группу, к которой в данный момент принадлежат, и присоединиться к более высоко оцениваемой ими группе, либо сделать так, чтобы их настоящая группа стала позитивно отличной от других.

Исходя из этого, можно описать следующие стратегии сохранения этнической идентичности, которые укладываются в принцип стратегии социального творчества, которая может принимать различные формы:

- поиск новых оснований для сравнения

- выбора для сравнения ещё менее успешных или ещё более слабых групп

- негативная этническая идентичность (этот способ формирования этнической идентичности формируется в случае, когда нет возможности избежать дискриминации собственной этнической группы со стороны большинства; и, тем не менее, эту стратегию можно рассматривать как позитивный результат этнической идентичности, поскольку обеспечивается единство этнической групп).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...