Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды социологических исследований




Вид исследований Цели Специфические черты
     

 

Задание 13. Дать комментарий следующим определениям социологии как науки по критериям «истинность» и «специфичность».

• Социология – это самостоятельная наука об обществе как системе, теоретическое и эмпирическое изучение ее подсистем, отдельных элементов в их взаимодействии, типологизации, функциональности, определении тенденций и закономерностей на разных уровнях социологического знания.

• Социология – одна из множества наук, изучающих определенный вид социального бытия, не изучаемый другими науками.

 

Задание 14. Определить основную функцию эмпирической социологии:

• теоретическое осмысленние и обобщение социальных фактов;

• выведение общих законов, по которым развиваются социальные общности;

• описание механизмов поведения больших групп людей;

• поиск источников эмпирической информации, ее сбора, обработки и анализа.

Занятие 2. Общество и его типология

Вопросы для обсуждения

1. Общество как социальная реальность. Признаки общества.

2. Значение междисциплинарного подхода к изучению общества. Структурно-функциональный метод исследования общества. Схема «Эйджил» Т. Парсонса.

3. Общество как социальная система.

4. Типология общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное, гражданское общество.

5. Основные социологические теории общества.

Доклады

1. Органическая теория общества Г. Спенсера.

2. Информационное общество и перспективы его развития.

3. Взаимодействие личности и общества.

Литература

1. Волков Ю.Г. Социология: Учебник. М., 2008.

2. Валлерштайн И. Конец знакомого мира. Социология ХХI века. М., 2003.

3. Гофман А.Б. Существует ли общество? От психологического редукционизма к эпифеноминализму в интерпретации социальной реальности. //Социологические исследования. 2005. № 1.

4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. Т. 4. Общество: статика и динамика. М., 2004.

5. Ефимчук И.В. Сетевой капитализм: новое – хорошо забытое старое? // Философия хозяйства. 2011. № 4. С. 196-216.

6. Зинченко Г.П. Самоучитель по социологии: Учебное пособие. Ростов н/Д., 2006.

7. Зинченко Г.П. Социология для менеджеров. Ростов н/Д: Феникс, 2001.

8. Батурин В.К. Социология: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

9. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения //Американская социологическая мысль. М., 1996.

10. Сорос Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм. М., 2001.

11. Тоффлер О. Смещение власти, знание, богатство и сила на пороге ХХ1 в. // Современные социологические теории общества. М., 1996.

12. Халюзин В.А. Статика и динамика политической жизни традиционного общества // Власть, № 8. С. 35-38.

Задание 1. На основе сравнительных данных табл. 5 сделайте общие выводы об отличии разных типов обществ. Что называется неолитической революцией и промышленной революцией?

Таблица 5

Сравнительная таблица двух типов обществ

Традиционное общество   Индустриальное общество
Технологически примитивное Бедное Масштабное Незначительное разделение труда и специализация Большинство ролей связано с родством. Каждый индивид выполняет немного ролей Родство – главный социальный институт Отсутствие письменности, коммуникация устная. Средств массовой информации нет   Сельское Небольшие общины Натуральное хозяйство Однородная культура   Технологически развитое Процветающее Крупномасштабное Сложное разделение труда, глубокая специализация Кровнородственные связи отошли на второй план. Каждый выполняет много ролей   Родство – второстепенный социальный институт Письменность. Широкое распространение средств массовой информации, книг, газет, фильмов   Городское Большие поселения. Рыночное хозяйство Разнородная культура  

 

Задание 2. На основе сравнительных данных табл. 6 сделайте общие выводы об отличии индустриального и постиндустриального общества[32].

Таблица 6

Современное общество (новое время)   Современное общество (новейшее время)
Индустриальный Технический базис Информационный
Товары Основа благосостояния общества Знания
Промышленность Ведущая отрасль Сервис
Рабочие Массовый класс Служащие, управленцы
Руководство Принцип управления Согласование
Статусная Социальная структура Функциональная
Авторитаризм, представительская демократия Политический режим Непосредственная демократия, самоуправление
Социоцентризм Идеология Гуманизм
Мировые религии Религия Мелкие конфессии

 

Задание 3. Найти в словаре значение понятий «страна», «государство», «общество», «цивилизация». Определить их отличительные параметры и характер связи.

 

Задание 4. На основе применения метода контент-анализа при изучении материала газеты определить тенденции развития современного российского общества.

 

Занятие 3. Социальная и стратификационная

Структура общества

Вопросы для обсуждения

1. Социальная структура общества: разновидности социальных общностей, типология социальных групп.

2. Статусы и роли как элементы социальной структуры.

3. Социальная стратификация и ее критерии.

4. Социальное неравенство и социальная мобильность.

Доклады

1. Рабочая группа и команда – общие и специфические параметры.

2. Проблемы социальной мобильности в современной России.

3. Бедность в России и пути ее преодоления.

4. Специфика миграционных процессов России.

Литература

1. Вебер М. основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5.

2. Голенкова З.Т. Основные тенденции изменения социальной структуры российского общества в условиях глобализации и трансформации // Философия науки. 2011. № 4. С. 56-57.

3. Городской средний класс в современной России. Аналитический доклад. М., 2006. /http/www.isras.ru

4. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Социология. В 3-х т. Т. 2. Социальная структура и стратификация. М., 2000.

5. Зинченко Г.П. Самоучитель по социологии: Учебное пособие. Ростов н/Д., 2006.

6. Зинченко Г. П. Социология для менеджеров. Ростов н/Д: Феникс. 2001.

7. Самсон И. Средний класс в России: зарождающая реальность или старый миф // Вестник общественного мнения. 2010. № 4. С. 61-72.

8. Малообеспеченные в России. Кто они? К чему стремятся? Аналитический доклад. М., 2006. /http/www.isras.ru

9. Психология толп. М.: Институт психологии РАН, 1998.

10. Сорокин П. А. Социальная стратификация и мобильность //Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

11. Смельзер Н. Социология. М., 1994.

12. Тихонова Н.Е. Низший класс в социальной структуре российского общества // Социологические исследования. 2011. № 5. С. 24-35.

13. Федосеев В.В. Социальная стратификация населения России // Народонаселение. 2009. № 2. С. 65-68.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие группы населения составляют страну бедных?

2. Какие специфические черты характеризуют бедность?

3. В чем стоит ущербность бедности с социологической точки зрения?

4. Какие социальные группы входят в андеркласс (социальное дно)?

5. Каким термином обозначается в социологии такое социальное явление, как безотцовщина?

6. Что означает понятие «патернальная депривация»?

7. В чем отличие таких социальных групп, как «нищие», «нуждающие», «умеренные» бедные?

8. Кто такие «новые бедные»?

9. Кого называют богатыми в стратификационном срезе?

10. Какие черты характеризуют страну богатых?

11. Что означает понятие «социальная клаузула»?

12. Кто из мыслителей впервые развил идею роли среднего класса в обществе?

13. Какие базовые черты характеризуют средний класс рыночного общества?

14. Какие типы стратификации известны в истории общества?

15. Какие существуют критерии стратификации?

16. Какой смысл вкладывается в название следующих групп: белые воротнички, беженцы, франчайзеры, маргиналы, нотабли, пауперисты, пикапы, роллеры, хакеры, фригены. Какие еще группы формируются в современной России?

17. Что является критерием отнесения человека к бизнес-слою?

18. Что такое самозанятость?

19. Как соотносятся понятия «эмиграция» и «миграция». Каковы причины миграции? В чем заключается социальная сущность миграции?

20. Какие существуют каналы социальной мобильности?

21. Что из себя представляет вертикальная и горизонтальная мобильность?

 

Задание 1 [33]. Книгу «Теория праздного класса» Т. Веблен писал в период с 1895 по 1899 г., а «Развитие капитализма в России» В. Ленин писал с 1896 по 1899 г. Обе работы считаются крупными социально-экономическими трудами своего времени и посвящены анализу в чем-то похожих общественных процессов.

Сравните их. Каким конкретно проблемам они посвящены? Что общего в позиции авторов? В чем они расходятся?

Задание 2. В табл. 7 даны ключевые понятия. Необходимо подобрать к ним правильное определение, найти содержательное (смысловое) соответствие.

Таблица 7

Ключевые понятия Определения
1. Статус а) Статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени
2. Роль б) Несовпадение рангов статусов либо противоречие прав и обязанностей
3. Главный статус в) Совокупность всех статусов данного индивида
4. Социальный статус г) Функциональная связь статусов и ролей на основе специализации и кооперации труда
5. Личный статус д) Социальное положение человека в обществе
6. Общественное разделение труда е) Положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы
7. Статусный набор ж) Место статуса в иерархии
8. Приписываемый статус з) Наиболее характерный для индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его
9. Достигаемый статус и) Положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам
10. Ранг к) Статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо благодаря удаче и везению
11. Несовпадение статусов л) Динамическая характеристика статуса

Задание 3. Определите вид следующих статусов:

Почетный горожанин ______________________________________

Почетный доктор Российской академии наук __________________

Родители невесты _________________________________________

Шафер на свадьбе _________________________________________

Свидетель в суде __________________________________________

Задание 4.

Ниже приведены варианты статусных наборов. В каждом случае вам надо решить, могут ли они принадлежать одному человеку. Желательно, конечно же, дать свои разъяснения:

1. Директор коммерческого банка, научный сотрудник, полицейский, рабочий на промышленном предприятии.

2. Председатель профкома, мужчина, полицейский, член общества филателистов, спортсмен-любитель, мордвин.

Задание 5.

Правильно ли, что:

1. Никто не в силах изменить пол, расу и национальность.

2. Мужчина – прирожденный статус.

3. Русский -– приписываемый статус.

4. Биологическая национальность может быть вытеснена социально приобретенной.

5. Возраст не является прирожденным статусом.

6. Король – достигаемый статус.

Задание 6.

Определите, какая разница существует между следующими понятиями, отражающими социальные группы:

отшельники _________________________________________________

странники __________________________________________________

паломники __________________________________________________

скитальцы __________________________________________________

путешественники ____________________________________________

иностранцы _________________________________________________

беглые _____________________________________________________

А чем они сходны между собой?

Задание 7.

Хотя в обыденной жизни словом «группа» обозначают самые разные явления, в социологии за ним закрепилось совершенно определенное значение. Группа только тогда – группа, когда у нее есть четыре следующих признака:

• отличительный набор социальных отношений;

• взаимозависимость членов группы;

• ощущение того, что поведение одних соответствует поведению других;

• чувство принадлежности: "мы-чувство". Представьте себе, что это своеобразный фильтр, через который надо пропустить такие виды групп: менеджеры, семья, студенты, бомжи, феральные люди. Охарактеризуйте их с позиций отличительных черт группы.

Задание 8.

В зависимости от численности малые группы делятся на:

а) диады,

б) триады.

Что скрывается за этими понятиями? Опишите.

К какому из двух типов вы отнесете:

«любовный треугольник» ____________________________________

влюбленных _______________________________________________

бездетную семью ___________________________________________

брата и сестру ______________________________________________

родителей и ребенка ________________________________________

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...