Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ключевые функции конституции.




Основные функции Конституции связаны с верховенством Конституции, которое означает, во-первых, запрет всякой деятельности, и том числе законодательной, противоречащей Конституции. Во-вторых, конституционные нормы являются главными по отношению к традиционным правовым критериям, средством толкования и применения закона. В-третьих, все нормотворческие органы обязаны действовать в развитие конституционных положений. В-четвертых, устанавливается особый характер принятия Конституции и усложненный порядок конституционного пересмотра, что делает Конституцию достаточно стабильной. В-пятых, предусматривается наличие конституционного контроля.[7]

По месту и роли основные функции Конституции подразделяются на социальные и правовые. К социальным относятся политическая, идеологическая, программная, информативная, организационная функции. Правовыми (юридическими) функциями Конституции являются учредительная, закрепительная, регулятивная и охранительная.[8]

Учредительная функция. Она проявляется в создании условий для развития новых общественных отношений путем учреждения формы правления государственных институтов.

Внешнеполитическая функция заключается в определении основных направлений внешней политики и в обеспечении информации об обществе и государстве для внешнего мира.

Организационная функция состоит в регламентации основных параметров организации и деятельности государственных институтов.

Политическая функция выражается в определении основ конституционного строя, отношений между личностью и государством, а также в определении принципов избирательной системы.

Идеологическая функция — Конституция призвана воздействовать на духовную сферу жизни общества, формирование его нравственных ценностей.

Идеологическая функция — Конституция признает идеологическое и политическое многообразие, многопартийность.

Юридическая функция — Конституция призвана выполнять роль основы действующей правовой системы. Эта функция проявляется в признании конституционных норм:

1. критериями действующего права;

2. основополагающими принципами права;

3. источником действующего права;

4. непосредственного применения судами и другими юрисдикционными органами — и обеспечивает:

· основу всего правопорядка в обществе;

· охрану прав и обязанностей;

· принятие всех остальных нормативно-правовых актов.

Социальная функция Конституции заключается в провозглашении социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности.

Экономическая функция состоит в признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

В совокупности все эти функции образуют тот системный подход, использование которого лежит в основе значения Конституции для развития государственного строя.

 

Виды и формы конституции

В науке конституционного права нет достаточно четкого и однозначного разграничения понятий «структу­ра», «форма» и «виды» конституций. Так, форма конституции обычно определяется как способ организации заключенного в ней материала, т.е. конституционных норм. И в то же время структура конституции понимается как порядок ее организационного строения.[9] Однако один и тот же вопрос о подразделении конституций на писаные и неписаные или на кодифицированные (консолидированные) и некодифицирован­ные (неконсолидированные), о чем уже упоминалось выше, рассматривается то как пример различных форм конституции, то как пример их различных структур, то как пример различных видов (классов) консти­туций в результате их классификации. При этом в одних учебниках специально выделяется проблема формы конституции. а в других это не делается и вопросы формы конституции рассматриваются в рамках общей их классификации, т.е. как разновидности конституций.[10]

На наш взгляд, форма конституции — это внешний способ ее выра­жения. Это и отражает традиционное деление конституций на писаные и неписаные, т.е. проявляющиеся в форме писаных законодательных актов или (хотя бы частично) в форме неписаных конституционных обычаев (конвенциональных норм, соглашений) и доктринальных тол­кований. Это действительно различные внешние способы выражения конституционных норм, конституций, в отличие от внутреннего спосо­ба организации материала конституции, воплощенного в ее структуре. В другом случае речь идет о таких различных внешних способах выражения конституции, как, с одной стороны, форма единого и единствен­ного консолидированного, кодифицированного конституционного акта (формальная конституция) и, с другой стороны, форма нескольких или многих нормативных актов конституционного значения (материальная конституция). И хотя эти разные формы конституции можно, конечно, в принципе рассматривать и как различные их разновидности в рамках общей классификации конституций по одному из оснований — по внешнему способу (форме) их выражения, нельзя, однако, не видеть особого, специфического места данной классификации по сравнению с другими. Поэтому, по нашему мнению, есть резон особо выделять про­блему форм конституций из общей их классификации по другим осно­ваниям и не растворять эту проблему в такой классификации, не ото­ждествлять ее с проблемой видов конституций.

В марксизме-ленинизме классификация конституций, как извест­но, происходила прежде всего по природе и характеру закрепляемого в них общественного и государственного устройства и в связи с этим они подразделялись на буржуазные, социалистические и переходные. Такая классово ограниченная классификация и раньше, и особенно сегодня серьезно искажает и огрубляет действительную суть конститу­ций разных стран мира, тем более что ныне многие «буржуазные» кон­ституции западных демократических стран реально закрепляют, гаран­тируют и защищают многие из тех ценностей и идеалов, которые до недавнего времени считались социалистическими. Более точной и рас­пространенной в настоящее время является классификация конститу­ций по закрепляемому в них политическому режиму на демократичес­кие, авторитарные и тоталитарные (подробно об этом см. гл. 7). Опыт показал, что конституции авторитарного и тоталитарного типа могут иметь место как в капиталистических странах, так и в странах, которые ранее именовались социалистическими, а также в развивающихся стра­нах.[11] Следует, правда, иметь здесь в виду, что содержание конституций стран авторитаризма и тоталитаризма далеко не всегда адекватно отра­жает истинную суть их политического режима, ибо часто выполняет роль декоративной ширмы, призванной скрыть за внешне демократи­ческими конституционными формулировками их антидемократичес­кую сущность.

По способу, порядку принятия конституции делятся на октроиро­ванные (т.е. дарованные сверху, чаще всего главой государства — мо­нархом) и «народные» (т.е. принятые на референдуме или представи­тельным органом — парламентом, учредительным или конституцион­ным собранием). Сегодня к числу октроированных конституций, кото­рых в мире осталось сравнительно немного, относятся конституции Саудовской Аравии, Иордании, Кувейта, Катара, Лихтенштейна и не­которых других стран. Подавляющее большинство конституций стран мира принимается иным, указанным «народным» путем.

Конституции могут классифицироваться по времени их принятия. Тогда их условно подразделяют на «старые» (или «старого (первого) поколения», т.е. принятые до XX в. или даже до его середины, до Второй мировой войны (например, конституции США, Бельгии, Швейцарии, Норвегии, Австрии, Австралии и др.), и «новые» (или «нового (второ­го) поколения»), т.е. принятые в послевоенный период (например, кон­ституции Италии, Японии, ФРГ, Индии и др.). К числу вторых сегодня относят и десятки конституций новых, освободившихся от колониа­лизма государств, а также конституции России и других самостоятель­ных государств, возникших в результате распада бывшего СССР и бывших Югославии и Чехословакии.[12]

По порядку их изменения и дополнения конституции делятся на «гибкие» и «жесткие» (подробно об этом см. в следующем параграфе). Первые изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычное законодательство (например, Конституция Великобритании); а вто­рые — в более жестком, сложном порядке (например, голосованием квалифицированным большинством или через референдум). Подав­ляющее большинство конституций стран мира носит «жесткий» харак­тер (США, Россия, Италия, ФРГ, Франция, Япония, Греция и др.). Более чем за 200 лет в Конституцию США было внесено лишь 27 по­правок, хотя вносилось около десяти тысяч. К этому следует добавить, что бывают и «смешанные» в этом отношении конституции, одни ста­тьи которых вообще не подлежат изменению, другие — изменяются в жестком порядке, а третьи — в обычном порядке. По времени своего действия различают конституции постоянные и временные. Постоян­ные — это те, которые имеют формально неограниченный срок своего действия, а временные — те, которые принимаются на определенный срок. Постоянство указанных конституций нельзя истолковывать как их неизменность. Опыт показывает, что постоянные конституции могут неоднократно меняться (особенно в странах Латинской Амери­ки), а временные (Ирак, ОАЭ) — действовать более четверти века. Вре­менные конституции особенно распространены в переходные периоды после государственных переворотов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...