Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы развития бухгалтерского баланса в России.




Формирование бухгалтерского учета и отчетности в России происходило под влиянием западных теорий, однако бухгалтерский учет нашей страны базировался на принципах и методах, обусловленных российской экономикой и менталитетом. В развитии бухгалтерской отчетности в России можно выделить пять этапов:

Становление (1898 – 1916гг.);

Отчетность во времена военного коммунизма (1917 – 1921 гг.);

Отчетность в период нэпа и годы ВОВ (1921 – 1945 гг.);

Отчетность в послевоенные годы в условиях жесткой административной системы (1946 – 1980 гг.);

Отчетность на современном этапе – рыночные отношения в России (1981 – 2005 гг.).

 

Первый этап (1898 – 1916 гг.)

Связан с применением положения о государственном промысловом налоге, в котором отдельные статьи посвящены бухгалтерской отчетности. Положение было утверждено 8 июня 1898 г. при императоре Николае II и состояло из 7 глав и 180 статей. Своим строением и содержанием Положение напоминает главу 25 налогового кодекса РФ.

В Положении определены плательщики налога, объекты обложения, порядок уплаты налога.

Статьи 102 – 113 главы 4 положения определяли порядок составления и предоставления отчетности. Правления предприятий обязаны были в течение месяца по утверждении общим собранием или соответствующим ему учреждением годового отчета предприятия. Отчеты и балансы предприятий, акционерных обществ, которые подлежали публикации, составлялись по формам, утверждаемым министерством финансов по соглашению с государственным контролером и с соответствующими ведомствами. В развитие Закона «О государственном промысловом налоге» 26 мая 1899 г. министерством финансов России была утверждена Инструкция № 60 «О применении Положения о государственном промысловом налоге». В данном документе был определен перечень предприятий, обязанных публиковать бухгалтерскую отчетность. В их число входили:

Торговые и промышленные предприятия, принадлежащие акционерным обществам и компаниям, паевым и иным товариществам, в том числе обществам потребителей;

Акционерные коммерческие и земельные банки и ломбарды;

Городские и заемные кредитные общества и общества взаимного кредита;

Городские, земские и сословные общественные банки и ломбарды, ссудосберегательные товарищества и кассы и другие кредитные учреждения, которые на основании уставов обязаны публиковать отчеты о своих операциях.

Операционным годом признавался год с 1 января по 31 декабря включительно. Заключительному балансу предприятия должны были соответствовать в отчете отдельные счета, составляемые с такой полнотой и подробностью, чтобы из них было видно, какие именно операции и в каком размере каждая производились в течение отчетного года, какие результаты получены по каждой операции и какие по каждому счету заключительные статьи перенесены в актив и пассив баланса, который в точности выражает состояние предприятия на день заключения его операционного года.

В законодательной базе дореволюционного периода отсутствуют вопросы организации счетоводства и отчетности. Вопросы организации учета, полного и достоверного отражения хозяйственной деятельности предприятия в отчете не привлекали внимания законодателей. Это считалось частным делом предприятия, его коммерческой тайной и зависело от усмотрения владельца и бухгалтера.

Практически до 1910 года, несмотря на ссылку в Положении о государственном промысловом налоге, формы отчетов установлены не были.

 

Второй этап (1917 – 1921 гг.)

До 1917 года отличительным признаком учета в России являлась его территориально-экономическая ограниченность. Не существовало единой методологии учета, как для отдельных отраслей хозяйства, так и для отдельных ветвей промышленности. Учет был, замкнут в отдельных хозяйствующих единицах, объем учета, и область его применения ограничивались юридическими рамками частной собственности. Такая особенность учета, направленная лишь на удовлетворение потребностей частного предпринимателя, была типичной для дореволюционной России.

Революция 1917 года, в результате которой все главные отрасли торговли и промышленности были переданы пролетариату, поставила счетоводство и отчетность предприятий в новые условия, определила иные задачи, направленные на удовлетворение потребностей государства. Отчетность по смыслу законодательства социалистического времени должна была более полно отображать и делать понятной для широких трудящихся масс хозяйственную деятельность страны, обеспечивая при этом всесторонний контроль. С другой стороны, крупный масштаб государственного и кооперативного хозяйства выдвигал в качестве единого планового руководства этим хозяйством. Отсюда второе требование законодательства к счетоводству и отчетности – представление своевременных, полных учетно-отчетных данных, на основе которых руководящие центры могли составлять планы хозяйственной деятельности и регулировать их выполнение. 5 декабря 1917 г. было издано Постановление СНК «Об образовании и составе коллегии Комиссариата государственного контроля». В составе Комиссариата была создана Центральная государственная бухгалтерия, на которую были возложены обязанности по учету денежных средств и имущества, составление годовых бухгалтерских отчетов о доходах и расходах республики; статистика народного хозяйства и др.

 

Третий этап (1921 – 1945 гг.)

С переходом в 1921 году к новой экономической политике государство стало активным участником регулирования всех сторон хозяйственной жизни и основным распределителем материальных благ.

Форма счетоводства законодательным актом не предусматривалась, предприятиям было предоставлено право избрать для себя любую форму, соблюдая лишь основные принципы двойной бухгалтерии.

К 1925 году сложился следующий состав основных разделов баланса предприятия, рекомендуемого к публикации государственным трестам в соответствии с приказом ВСНХ СССР от 23.01.25 г. № 330:

 

АКТИВ ПАССИВ
Имущество Капиталы
Материалы Займы и кредиты
Товары и готовые изделия Кредиторы
Денежные средства и ценные бумаги Прибыль
Подотчетные суммы  
Обязательства и документы к получению  
Убыток  

 

Каждый раздел имел подробный перечень дополнительных статей.

Нетрадиционным для современного понимания в структуре баланса является расположение статьи «Убыток» в активе, а «Прибыль» в пассиве баланса. Счет прибылей и убытков являлся аналогом современной формы отчета о прибылях и убытках, однако по содержанию разделов и статей с данным отчетом имеет мало что общего. Форма этого отчета 1925 года по дебету содержала разделы, характеризующие убытки, полученные в результате осуществления хозяйственной деятельности, а также отдельные виды расходов; по кредиту соответственно приводилась расшифровка прибылей.

В 1927 – 28 годах государство продолжает контролировать процесс публикации бухгалтерских отчетов. В «Известиях НКФ СССР» от 01.12.27 г. № 8 (323) была опубликована «Инструкция об обязательных формах публичной отчетности». Далее приказом по ВСНХ РСФСР и НКФ РСФСР от 10.03.28 г. № 405 «Об обязательных формах публичной отчетности и об обмене контокоррентными выписками» была закреплена обязанность государственных промышленных и торговых предприятий публиковать заключительные балансы, счета прибылей и убытков и сведения о распределении прибылей и покрытии убытков по формам, утвержденным вышеназванной Инструкцией.

До 1926 года в российском законодательстве не имелось детально разработанных правил по составлению балансов. Несмотря на то, что законодательно уполномоченные структуры издавали для подведомственных им хозорганов подробные инструкции по составлению балансов и отчетов, однако эти инструкции не были обязательными к исполнению для других ведомств. Этот существующий пробел законодатели попытались устранить изданием Правил составления балансов и исчисления амортизационных исчислений, утвержденных Советом труда и Обороны 28 июля 1926 г.

Совершенствование отчетности анализируемого периода происходило по линии усложнения и унификации структуры основной отчетной формы – баланса. Так, согласно Инструкции ВСНХ СССР «Формы годового отчета и баланса на 1 октября 1929 г.» типовая форма баланса хозоргана, подведомственного ВСНХ (треста, синдиката, акционерного общества), включала 14 разделов статей в активе и 13 разделов в пассиве. Примерно такой же детализацией отличался баланс торговых предприятий, подведомственных Наркомторгу СССР.

В 1938 году после проведения балансовой реформы, основной целью которой было стремление сделать баланс более пригодным для анализа финансового состояния предприятия, состав статей и их расположение изменилось. Баланс был очищен от ряда регулирующих статей, основные средства стали отражаться по остаточной стоимости.

Порядок составления, представления и утверждения бухгалтерских отчетов регламентировало Положение о бухгалтерских отчетах и балансах от 1936 года, действовавшее до сентября 1951 года.

 

Четвертый этап (1946 – 1980гг.)

В первой половине 1950-х годов отмечались тенденции к сокращению бухгалтерской и статистической отчетности и повышению аналитичности баланса.

На необходимость исключения ненужных форм и лишних показателей неоднократно указывалось в директивах советского правительства. Так, например, ЦСУ СССР и Министерство финансов СССР в процессе разработки утверждения форм годового отчета за 1951 год заметно сократили объем годовой отчетности промышленных предприятий. С января 1952 года незначительно сокращен объем текущей статистической отчетности.

Так, в результате постоянных изменений и дополнений общее число показателей баланса выросло с 250 по форме, утвержденной в январе 1941 года, до 415 по форме 1953 года.

Перегруженность форм бухгалтерской отчетности различными аналитическими статьями была очевидна. Процесс подготовки и представления комплекта бухгалтерских и статистических отчетов был неоправданно трудоемким.

Наиболее значимым документом, регламентирующим порядок составления отчетности в конце 1970-х годов, было Положение о бухгалтерских отчетах и балансах, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.79 г. № 633. положение устанавливало порядок составления бухгалтерских отчетов и балансов всеми объединениями, предприятиями и организациями (кроме организаций и учреждений, состоящих на бюджете).

 

Пятый этап (1981 – 2005 гг.)

Характеризуется новыми целями и задачами, возникшими в связи с процессами преобразований, происходившими в стране. К 1990-м годам обозначилась серьезная проблема, связанная с унификацией бухгалтерской отчетности для предприятий различных сфер деятельности и форм собственности. Министерство финансов СССР Письмом от 12 октября 1990 г. ввело, начиная с 1991 года единую отчетность для всех предприятий, объединений и организаций. Номенклатура статей при этом была укрупнена, введены дополнительные статьи.

С введением нового плана счетов с 1 января 1992 г. бухгалтерская отчетность подверглась дальнейшим изменениям: уменьшилось до трех количество форм, баланс стал составляться в нетто-оценке, введена статья «Резервы по сомнительным долгам». Минфин России Письмом от 09.06.92 г. № 38 определил следующие формы бухгалтерской отчетности:

Баланс предприятия – форма № 1.

Отчет о финансовых результатах и их использования – форма № 2.

Приложение к балансу предприятия – форма № 5.

Утвержденные формы можно охарактеризовать следующим образом: бухгалтерский баланс состоит из трех разделов в активе и трех в пассиве, не очищен от регулирующих статей (износ НМА, основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов). Порядок расположения основных и регулирующих статей таков: основные средства по первоначальной стоимости, затем – износ основных средств и, наконец, их остаточная стоимость. Убытки находили отражение в активе баланса, прибыль – в пассиве.

23 октября 1992 г. Верховным Советом РФ было принято Постановление № 3708-1 «О государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики». Это был первый документ, который свидетельствовал, что политика российского государства в области регулирования бухгалтерского учета и отчетности будет направлена на построение нормативной и правовой базы в соответствии с МСФО. [22]

Вывод: Выделены пять этапов совершенствования бухгалтерского баланса с этапа становления (1898г) до современного составления отчетности. Пройдя все этапы, бухгалтерская отчетность неуклонно приближается к международным стандартам. Постановление № 3708-1 «О государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики» - первый документ, который свидетельствует, что политика государства в области регулирования бухгалтерского учета направлена на построение нормативной и правовой базы в соответствии с МСФО.

 

2. Современный хозяйственный учет и его виды.


Управление хозяйственными процессами связано с обработкой большого количества информации в целях принятия управленческих решений, их выполнения и оценки их результатов.
Хозяйственный учет - это система наблюдения, измерения и регистрации процессов деятельности организации с целью контроля и управления ею.
Можно использовать и другое определение.
Хозяйственный учет представляет собой количественное отражение и качественную характеристику хозяйственной деятельности организации в целях управления ею.

Процессы деятельности организации отражаются в хозяйственном учете посредством их измерения. Для этих целей применяются натуральные, трудовые и денежные измерители.

  • К натуральным измерителям относятся мера, вес, объем. Выбор единицы измерения зависит от свойств учитываемых предметов. В таких измерителях учитывают материальные ценности, энергию, выполненные работы. Для учета сложных явлений применяются натурально-условные показатели. Например, для работы транспортных средств используются тонно-километры, потребление энергии - киловатт-часы. Естественно, что с помощью натуральных показателей конкретного вида учитываются только однородные объекты.
  • Трудовые измерители предназначены для измерения затрат труда в единицах рабочего времени, т.е. в днях, часах, минутах. Эти измерители используют при нормировании труда, для контроля выполнения норм выработки и при начислении заработной платы. Часто применяются в сочетании с натуральными измерителями, например, количество произведенной продукции и количество времени на это производство.
  • Денежные измерители позволяют соизмерить все объекты в стоимостном измерении - в рублях и копейках. Этот тип измерителя является обобщающим.

Таким образом, указанные измерители призваны дополнить друг друга для получения полной и разносторонней информации о различных видах деятельности организации.

Виды хозяйственного учета


Формирование информации в хозяйственном учете происходит по различным направлениям, которые определяют виды хозяйтсвенного учета.

  • Оперативно-технический учет используется для контроля и отражения различных операций выборочно в зависимости от ситуации, например, выход на работу, выработка на одного работающего. Формирование информации может происходить с помощью первичных документов, а при необходимости - посредством оперативных сведений, собранных устно или с помощью технических средств.
  • Статистический учет отражает и контролирует массовые явления хозяйственной деятельности и используется для изучения количественных и качественных показателей экономики районов, регионов и стран. Цель - получение государственными органами своевременной и достоверной информации о развитии экономики.
  • Бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документированного учета всех хозяйтсвенных операций.

 

3. Бухгалтерский учет как информационная система, его правовое и методическое обеспечение.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Федеральный закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету - ПБУ), другие носят ре­комендательный характер (План счетов бухгалтерского учета, мето­дические указания, комментарии).

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:

• 1-й уровень: законодательные акты, указы Президента и постанов­ления Правительства Российской Федерации, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского уче­та в организации;

• 2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

• 3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина Российской Федерации и других ведомств;

• 4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия.

Основным актом 1-го уровня является Федеральный закон «О бух­галтерском учете» от 06.12.12 г. № 4020-ФЗ, который определяет пра­вовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, орга­низацию, основные направления бухгалтерской деятельности и со­ставления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

К первому уровню системы следует отнести также Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «Об упрощенной системе налогооб­ложения, учета и отчетности для субъектов малого предприниматель­ства» от 29.12.95 г. № 222-ФЗ, «О государственной поддержке мало­го предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 г. № 88-ФЗ, «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г. № 208-ФЗ, По­становление Правительства Российской Федерации «О Программе ре­формирования бухгалтерского учета в соответствии с международны­ми учетными стандартами финансовой отчетности» от 06.03.98 г. №283 и др.

Учетный стандарт (2-й уровень) можно определить как свод ос­новных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определен­ного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечествен­ном бухгалтерском учете - положения) призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете. В настоящее время в России разработано и утверждено 26 положений по бухгалтерскому учету и отчетности.

На втором уровне системы нормативных документов единствен­ным регулирующим органом является Минфин РФ.

Положение по бухгалтерскому учету обычно включает следующие элементы:

• название и номер ПБУ;

• общие положения (указываются сфера применения соответствующе­го ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета);

• определения (основные определения и понятия по соответствую­щему объекту учета);

• оценка (указываются различные виды применяемых оценок по объекту);

• порядок учета (описывается порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта учета);

• раскрытие информации (указывается состав информации, подле­жащий раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности).

Отечественные ПБУ в отличие от международных стандартов но­сят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета соответствующих объектов.

Методические рекомендации и инструкции (3-й уровень) при­званы конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отрас­левыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами.

Рабочие документы самого предприятия (4-й уровень) опреде­ляют особенности организации и ведения учета в нем. Основные рабочие документы организации:

• документ по учетной политике предприятия;

• утвержденные руководителем формы первичных учетных доку­ментов;

• графики документооборота;

• утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;

• утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в органи­зациях возложена на их руководителей. Организации получили пра­во привлекать для ведения бухгалтерского учета и составления отчет­ности сторонние организации и лиц и не иметь бухгалтерию.

 

Бухгалтерский учет как информационная система

Целью бухгалтерского учета является формирование информации для внешних и внутренних пользователей.

Применительно к внешним пользователям цель бухгалтерского учета — формирование информации о финансовом положении орга­низации, финансовых результатах и изменениях в финансовом поло­жении, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.

Заинтересованными пользователями информации считаются юри­дические и физические лица, имеющие потребность в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыка­ми для понимания, оценки и использования информации: реальные и потенциальные инвесторы, работники организации, заимодавцы, по­ставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и об­щественность в целом.

Указанные пользователи заинтересованы в получении следующей информации, формируемой в бухгалтерском учете:

инвесторы и их представители — о рискованности и доходности предполагаемых или осуществленных инвестиций и о способнос­ти организации выплачивать дивиденды;

• работники организации и их представители (профсоюзы и др.) — о стабильности и прибыльности работодателей, способности орга­низации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест; заимодавцы — о способности организации погасить предостав­ленные ей займы и выплачивать соответствующие проценты;

• поставщики и подрядчики — о способности организации выпла­тить в срок причитающиеся им суммы;

покупатели и заказчики — о продолжении деятельности органи­зации;

• органы власти — в информации, необходимой для осуществления ими своих функций (по распределению ресурсов, регулированию народного хозяйства, разработке и реализации общегосударствен­ной политики, ведению статистического наблюдения); общественность в целом — о роли и вкладе организации в повы­шение благосостояния общества на местном, региональном и фе­деральном уровнях.

Наряду со специфической внешним пользователям нужна и об­щая для всех пользователей информация, например о способности организации воспроизводить денежные средства и аналогичные акти­вы, времени и последовательности их поступления.

Применительно к внутренним пользователям целью бухгалтерского учета является формирование информации, необходимой руководству организации для принятия управленческих решений, планирования, ана­лиза и контроля производственной и финансовой деятельности.

Информацию для внутренних пользователей, характеризующую финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятель­ности и изменения в финансовом положении, целесообразно использо­вать при формировании информации и для внешних пользователей.

Требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете

Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полезной пользователям, т.е. быть уместной, надежной и сравни­мой.

Информация уместна, если ее наличие или отсутствие оказывает или способно оказывать влияние на решения пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки. На уместность информации влияют ее содержание и существенность. Существенной признается информация, отсутствие или неточность которой может повлиять на решения заинтересованных пользователей.

Информация наделена, если она не содержит существенных оши­бок. Чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, а сами факты должны отражать­ся в бухгалтерском учете исходя не только из их правовой формы, но и их экономического содержания и условий хозяйствования.

Информация (кроме объектов специального назначения) должна быть нейтральной, т.е. не быть односторонней. Информация не явля­ется нейтральной, если посредством отбора или формы представле­ния она влияет на решения и оценки заинтересованных пользователи с целью достижения предопределенных результатов или послед­ствий.

При формировании информации в бухгалтерском учете нужно придерживаться определенной осмотрительности в суждениях и оцен­ках в условиях неопределенности таким образом, чтобы активы и до­ходы не были завышены, а обязательства и расходы не были заниже­ны. При этом не допускаются создание скрытых резервов, намерен­ное занижение активов или доходов и намеренное завышение обязательств или расходов.

Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полной (с учетом ее существенности и сопоставимости затрат на сбор и обработку).

Информация об организации должна быть сравнимой за разные периоды времени для определения тенденций в изменении финансо­вого положения и финансовых результатов организации. Заинтересо­ванные пользователи должны также иметь возможность сопоставлять информацию о разных организациях, чтобы сравнивать их финансо­вое положение, финансовые результаты и изменения в финансовом положении.

Для обеспечения сравнимости информации заинтересованные пользователи должны быть проинформированы об учетной политике организации, изменениях в ней и влиянии этих изменений на финан­совое положение и финансовые результаты организации.

При формировании информации в бухгалтерском учете должны приниматься во внимание все факторы, ограничивающие уместность и надежность информации. Одним из таких факторов является свое­временность информации.

Чрезмерная отсрочка представления информации может привес­ти к тому, что она станет неуместной, неактуальной. Для обеспечения своевременности информации иногда ее необходимо представлять до того, как будут известны все аспекты факта хозяйственной деятельно­сти, в ущерб надежности информации. Вместе с тем ожидание мо­мента, когда станут известными все аспекты факта хозяйственной де­ятельности, может обеспечить высокую надежность информации, но сделать ее малополезной пользователям.

На практике часто необходим выбор между разными требования­ми. Задача состоит в достижении соответствующего баланса между требованиями, с тем чтобы реализовать цели бухгалтерского учета. Относительная важность отдельных требований в разных ситуациях является предметом профессионального анализа.

Польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете ин­формации, должна быть сопоставима с затратами на подготовку этой информации.

 

4. Сущность, содержание, основные задачи и функции бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательств организации и их движении путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций (сущность)

 

Главной целью бухгалтерского учета является обеспечение учетной информацией собственных и сторонних пользователей в соответствии с законом и (или) потребностями в информации

 

Основными задачами БУ являются: - формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям (учредителям, инвесторам, кредиторам);. – обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям БО для контроля за соблюдением законодательства РФ;.– предотвращение отрицательных результатов хоз. деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

 

Содержание бухгалтерского учета определяет система наблюдения хозяйственной жизни соответствующего экономического субъекта.

 

5. Основные принципы бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет является достаточной строгой дисциплиной. Строгой в том смысле, что существуют определенные принципы ведения учета, несоблюдение которых может привести к тому, что его данные будут недостоверными, неполными, непонятными пользователям бухгалтерской информации, а ведь на ней строится управление как отдельно взятым предприятием, так и страной в целом.

Так, в процессе многовекового становления бухгалтерского учета были определены такие принципы бухгалтерского учета:

  • начисления;
  • непрерывности;
  • понятности;
  • существенности;
  • значимости;
  • достоверности и правдивости;
  • объективности;
  • осмотрительности;
  • завершенности;
  • сопоставимости;
  • последовательности;
  • единства денежного измерения;
  • конфиденциальности.

Принцип начисления

Один из основополагающих принципов. Все операции в бухгалтерском учете должны отображаться в момент их совершения, а не тогда, когда произойдет ожидаемое от этой операции действие. К примеру, вы отгрузили товар покупателю. Эта операция подлежит отображению в бухгалтерском учете уже в момент отгрузки, а не тогда, когда поступит ожидаемая прибыль.

Принцип непрерывности

Бухгалтерский учет может вестись только на том предприятии, которое видит себя действующим в обозримом будущем и не собирается прекращать деятельность.

Принцип понятности

Учет должен вестись так, чтобы его данные были понятны пользователю информации. С этой целью разработан единый порядок записи операций.

Принцип существенности

Информация бухгалтерского учета представляет собой большую ценность, поэтому при ведении учета следует заботиться о том, чтобы она подавалась по существу и представляла собой интерес для пользователя.

Принцип значимости

Этот принцип дополняет предыдущий – вся информация бухгалтерского учета должна не только подаваться по существу, но быть полезной и значимой для управления, оценки и анализа финансовой, операционной, хозяйственной деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...