Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Про место я не знаю. Может имеется в виду в каком этапе должна быть словарная работа.

Словарная работа на уроках литературного чтения

Словарные упражнения в начальных классах являются одним из важнейших компонентов многогранной работы по развитию устной и письменной речи учащихся. Словарная работа заслуживает не меньшего внимания, чем чисто грамматическая; она нужна и для усвоения навыков, и для умственного развития, и для понимания многих грамматических явлений.

Исходным материалом на уроке чтения служит литературное произведение. Работа над синонимами, антонимами, многозначностью слова, переносным его значением, а также над образной и эмоциональной стороной слова осуществляется главным образом путём наблюдения за языком произведения и в процессе его смыслового анализа.

В ходе словарной работы необходимо добиться не только понимания слов и обозначаемых ими образов, представлений, понятий в тексте, но и научить употреблять слова в связной, живой речи.

В начальных классах в целях обогащения словаря детей, включения слов в активный словарь, должны использоваться следующие группы речевых упражнений:

1. Упражнения, направленные на выяснение значения или смысла слова. Готовясь к словарной работе, учитель перечитывает новый текст и выписывает слова, требующие объяснения, в две группы: к первой группе относим слова, без понимания которых дети не поймут текст при первом его чтении. Эти слова учитель включает во вступительную беседу или сообщение и объясняет их сам без помощи детей. Слова второй группы в какой-то мере знакомы детям и не имеют принципиального значения для понимания текста. Эти слова объясняются коллективно с помощью детей при перечитывании текста по частям.

Работа может быть проведена и иначе. Конечно, на «новые» слова может обратить внимание и учитель, нередко так и делается. Однако задачи активизации познавательной деятельности детей требуют, чтобы дети сами приучались замечать новые, непонятные слова. Некоторые учителя разрешают подчёркивать слова карандашом в учебнике. Поиск слов вызывает у школьников интерес, повышает тонус работы на уроке.

Вот нуждающиеся в разъяснении слова найдены. Самый простой способ их объяснения, обычно применяемый в школе,- обратиться к тем учащимся, которые понимают значение этих слов: почти всегда находятся школьники, которые могут объяснить значение слова, привести примеры его употребления, и учителю остаётся лишь уточнить это объяснение в случае необходимости. Такой способ объяснения слов заслуживает одобрения, так как он занимает не много времени и обеспечивает активность учащихся – по крайней мере тех, которые объясняют. Однако слушающие остаются пассивными. Поэтому иногда надо прибегать к объяснению значения слова с опорой на контекст.

Особенно ценна поисковая работа самих учащихся при объяснении значений слов на основе анализа их состава или образования. Учащимся задаются вопросы: попробуйте объяснить, как произошло, как образовалось это слово? От какого другого слова оно произошло? (односельчане – жители одного села).

Приёмы объяснения слов, совершенно непонятных детям:

§ показ предмета или действия, показ изображения предмета;

§ полное логическое определение (работа с толковым словарём);

§ рассказ о предмете или явлении;

§ пояснение нового слова с помощью примеров, сравнение (сильная воля и упрямство);

§ подбор синонимов;

§ введение непонятного слова в понятную фразу (барьер – лошадь перепрыгнула через барьер);

§ обращение к составу слова;

§ подведение частного под общее (тигр – хищник, из породы кошачьих);

§ расчленение общего на частные (городской транспорт – метро, такси...);

§ использование мимики;

§ раскрытие понятия в ходе экскурсии (кучевые облака).

 

1. Упражнения с использованием логических приёмов, раскрывающих содержание слов и понятий:

§ составить предложение со словами (морозец, юркий, впопыхах…);

§ образовать другие части речи от слов (почтенный, диво…);

§ подобрать однокоренные слова (смиренный, стряслась, понеслась, смотритель…);

§ заменить данные слова близкими по смыслу (юркий, потеха, вразумить, смекает…);

§ заменить данные слова противоположными по смыслу.

 

1. Упражнения, способствующие точности, правильности употребления слова в речи, дающие представление о лексическом богатстве слова.

 

1. Упражнения, помогающие осознать роль изобразительных средств языка. Изобразительно-выразительные средства языка рассматриваются не только с точки зрения понимания их в тексте, но всё чаще подчёркивается их роль в создании образа, в характеристике персонажа.

Работа над образом в начальных классах связывается с образными средствами языка. Образность – важное качество устной речи, без которого она становится сухой, неэмоциональной и невыразительной.

Художественные средства не должны заменяться синонимичными, так как теряется их дополнительный оттенок (делать в час по чайной ложке – это не только делать медленно, но и равнодушно, без души и чересчур медленно; бьётся как рыба об лёд – не находит выхода из трудной ситуации, безнадёжная ситуация).

Синоним помогает вскрыть этот дополнительный оттенок в значении и сопоставить с близким словом по значению, но не заменяет его полностью. Учащиеся должны научиться использовать эти выражения в своей речи.

На каждом уроке учитель обязан внимательно следить за речью учеников: не проходить мимо неправильного произношения слов, неверной постановки ударения, неточного употребления слов и предложений, выяснять, как понимают дети значение того или иного слова или словосочетания.

 


 

ОСОБЕННОСТИ словарной РАБОТЫ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ

Про место я не знаю. Может имеется в виду в каком этапе должна быть словарная работа.

Лексика младшего школьника не всегда в полной мере способна удовлетворить его растущие коммуникативные потребности. Пополнение словарного запаса младших школьников является одной из главных проблем обучения русскому языку в начальной школе и играет важную роль в решении общей задачи широкой языковой подготовки младших школьников. Необходимо знакомить их не только с конкретной лексикой, но и с отвлеченными понятиями, которые вызывают определенные трудности в усвоении. Это связано с тем, что у детей младшего школьного возраста больше развито наглядно-образное мышление. На современном этапе обучение вносит свои коррективы: от учителя требуется умение работать по обогащению словарного запаса детей словами и с абстрактными значениями

По утверждению Л.В. Елисеевой, лексическая работа на уроках чтения является одним из самых важных компонентов обучения, так как основной целью всего обучения русскому языку в начальной школе является формирование у младших школьников умения свободно и связно выражать свои мысли в устной форме в соответствии с ситуацией общения. Результатом успешного обучения младших школьников является использование учителем на уроках чтения комплексных упражнений, направленных на развитие и обогащение их лексики, познавательных процессов, творческого мышления.

При подготовке к уроку следует проанализировать текст с точки зрения лексических возможностей. При отборе слов для проведения словарной работы необходимо установить, какой прием для объяснения значения слова будет использован, а также выделить слова, над которыми следует поработать основательно для того, чтобы они вошли в активный словарный запас.Тематическое включение трудных слов в активный словарь обеспечивает их прочное усвоение младшими школьниками, формирует навыки самостоятельного использования в речи

Упражнения лексического характера направлены на расширение активного словаря детей, на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его не только правильным и точным, но и выразительным. Обогащение словарного запаса младших школьников осуществляется через овладение значением новых, ранее неизвестных детям слов, через раскрытие богатства лексических значений слова.

При работе с художественным произведением особое внимание необходимо обращать на то, чтобы ребенок учился замечать незнакомые слова, так как частомладшие школьники не замечают их в процессе чтения, и в результате многое в тексте понимается ими неправильно или вообще остается непонятым. Например, задание: прочитай стихотворение и найди в нем не совсем понятные тебе слова.В дальнейшем акцент постепенно переместится с незнакомых слов на слова-образы, т. е. на художественные средства.

Восприятие младшими школьниками художественных средств помогает им раскрыть многие «тайны» художественного текста.

Затем необходимо вводить задания, формирующие у ребенка один из основных приемов понимания  диалог с текстом. Операциями диалога являются поиск скрытых в тексте вопросов, прогнозирование, самоконтроль. Многиетексты, особенно те, которые созданы для детей, отличаются тем, что содержат явные или скрытые вопросы, дающие возможность предугадывать развитие событий.

Коллектив психологов и филологов под руководством Г.Г. Граник разработал технологию обучения работе с книгой. В основе их технологии лежит проблема понимания текста, в которой они делят работу с текстом на три этапа.

Первый – это работа читателя до чтения текста.

Второй – работа в процессе чтения.

Третий этап – работа над текстом после его прочтения.

В ходе каждого этапа используются определенные приемы. Основной прием первого этапа – работа с заголовком. Стержнем второго этапа является диалог с текстом и сопутствующая ему работа. Третий этап начинается с выделения главного в тексте, на основе чего составляются план, краткий и подробный пересказ.Понимание начинается с вычитывания, вычерпывания смысла из каждого слова, словосочетания, предложения. Поэтому на втором этапе значительное место отводится вниманию к слову. Проводится работа со словами и выражениями, которые могут быть непонятны школьнику: объясняются их происхождение, особенности употребления в прямом и переносном смысле, многозначность

Особое место в процессе формирования и развития младшего школьника какчитателя принадлежит умению прогнозировать, предвосхищать события в тексте. Вставляя пропущенные в тексте слова, школьник учится прогнозировать на уровне слова. Работая с незаконченным или деформированным предложением, он прогнозирует на уровне предложения. Рассмотрим, как организуется мыслительная работа, связанная с обучением прогнозированию на уровне текста. С этой целью подбираются или создаются целенаправленно тексты «с тайной», разгадка которой содержится в конце повествования. Чтобы спрогнозировать окончание, необходимо внимательно вчитываться в каждое слово, представлять описываемое в тексте и рассуждать.

Например:

Три маленькие хрюшки

Отчаянно кричат.

Задание: задай вопрос к тексту. А теперь дай свои ответы. Проверь себя,читая стихотворение дальше:

Пора помыть им ушки,

А хрюшки не хотят.

Напрасно мы купали

В корыте поросят.

 

Приостановите чтение и выскажите свои ответы-предположения на скрытый в тексте вопрос. А теперь проверьте себя по тексту:

Они от нас сбежали

И в лужице лежат.

(Е. Авдеенко)

А теперь прочитай текст целиком, от начала до конца, без остановок.Осознавая скрытые в тексте вопросы, строя прогнозы, предположения, осуществляя проверку этих прогнозов, читатель приводит в активное состояние все процессы: мышление, память, воображение, внимание

Особое внимание младших школьников в процессе анализа художественного произведения необходимо обращать на художественные средства, которые помогают авторам оживлять описываемые картины, а читателям – представлять их. Например, в стихотворении Ф. Тютчева «Как весел грохот летних бурь» мы слышим не просто шорох деревьев, а шум, когда огромные деревья гнутся от сильного ветра. Деревья оживают, они как бы разговаривают друг с другом.

Например:

Лесные гнутся исполины,

Тревожно ропщут их вершины,

Как совещаясь меж собой...

Таким образом, на уроках чтения младшие школьники обогащают, уточняют и активизируют словарь на основе формирования конкретных представлений и понятий, а также способствует развитию речи и пониманию смысла текста в процессе диалога с текстом. Обучение диалогу с текстом способствует формированию у младших школьников познавательного интереса, развития речи, улучшения запоминания материала, активизации воображения. Отвечая на скрытые в тексте вопросы, младшие школьники учатся вероятностному прогнозированию. После диалога с текстом читателю намного проще перейти к анализу тех мыслей и чувств, которыми автор хотел с ним поделиться, создавая свое произведение. При обучении диалогу с текстом у младших школьников появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения, развивается художественная речь. Непонятные слова младшие школьники пытаются сначала разными способами объяснить самостоятельно и лишь в случае неудачи обращаются за помощью к взрослых.

ПРИЕМЫ ОБЬЯСНЕНИЙ СЛОВ

1. Учащиеся под руководством учителя осуществляют словообразовательный анализ слова и на этой основе выясняют его значение (или оттенок значения). Для начальных классов простейшим подходом к словообразовательному анализу служит вопрос: " От какого слова образовано новое слово?" или: " Почему так назвали?" Таким способом могут быть объяснены слова шапка-ушанка (закрывает уши), подосиновик (растёт под осиной), леденец (тает во рту, как лёд), рыжик (рыжего цвета), односельчане (люди из одного села) и т.п.

Такой способ объяснения слов позволяет осуществлять связь словарной работы с правописанием, так как выявляет корни слов и способствует проверке безударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых согласных.

2. Сопоставление слова с другими созвучными словами с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов, например, землянка и земляника (оба слова образовались от слова земля); серебряный и серебристый (сделанный из серебра и похожий цветом на серебро) и т.п.

3. Опора на контекст в любом случае способствует пониманию слова. Но бывают случаи, когда роль контекста особенно велика и основным средством раскрытия значения слова становится прочтение отрывка с этим словом.

4. Самостоятельное включение нового слова в иной контекст, составленный самими детьми. Это приём активизации, прекрасный приём глубокого раскрытия значения слова.

5. Выяснение значения нового слова по справочным материалам, т.е. по словарям и сноскам в книге для чтения. Хотя специального словаря для начальной школы не создано, есть всё же справочная литература энциклопедического типа, например, книга " Кто такой? Что такое?". В отдельных случаях можно пользоваться толковыми словарями.

6. Объяснение значения слова путём показа картинки, макета, чучела или иного наглядного материала, как средство развития познавательной активности учащихся, от степени самостоятельности привлечённых к объяснению школьников: если картинку, объясняющую значение слова ландыш, школьники подобрали сами, либо использовали гербарий, или, наконец, нарисовали, то их познавательная активность в объяснении слова достаточно высока.

7. Замена объясняемого слова его синонимом (обычно - доминантой синонимического ряда) -один из наиболее часто применяемых приёмов: холят - ухаживают, окружают заботой; витязь - воин; нарекся - назвался. Приём не вызвал бы возражений - тем более что его применение требует значительной активности школьников, - если бы при этом не возникала одна довольно частая ошибка. Например, дети читают отрывок из повести В. Катаева "Сын полка": " Как не похож был этот Горбунов (в бою) на того Горбунова, которого Ваня привык видеть, - чисто выбритого, белого, розового, доброжелательного. Но если тот Горбунов был просто хорош, то этот был просто прекрасен ". Разбирая значения слов хорош и прекрасен, дети в обоих случаях заменяют их нейтральным красивый, начисто стирая выразительность языка писателя. Такая замена не обогащает, а обедняет речь учащихся, так как уводит их от эмоционально окрашенных, выразительных слов, обладающих оттенками значения, к словам стилистически нейтральным, лишённым оттенков и окрасок. В подобных случаях уместен другой приём: объяснить, что слова просто хорош и просто прекрасен в данном случае автор противопоставляет, чтобы подчеркнуть яркий образ солдата в бою, грозного, могучего, охваченного радостью победы над врагом.

8. Некоторые слова могут быть объяснены путём подбора антонимической пары. Так, слово тусклый становится понятным детям, если ему противопоставить уже известное ранее слово яркий; слова старт и финиш легче понять и запомнить, если они употреблены в одном тексте как обозначение начала и конца пути соревнующихся спортсменов. Примером использования смысловой противоположности слов может служить стихотворение В.В. Маяковского " Что такое хорошо и что такое плохо?": чтобы лучше понять слово неряха, используются слова чистый, опрятный, аккуратный. Сопоставляются значения слов трус и храбрый.

9. Развёрнутое описание, иногда состоящее из группы слов, иногда - из нескольких предложений. Этот способ разъяснения значений слов ценен тем, что он позволяет сохранять непринуждённость беседы.

Усвоение огромного запаса слов не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение её основных направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.

В методике начального обучения в многонациональной школе используются следующие приёмы объяснения новых слов, их значений:

.Объяснение значения слов с применением различных видов наглядности (показ предмета, действия, качества, показ картинки, диафильма и т.д.).

2.Перевод нового слова на родной язык.

.Раскрытие значения слов путём толкования на русском языке.

.Подбор синонимов или антонимов из изученных слов.

.Подбор слов-действий и качеств к словам-предметам.

В дагестанской начальной школе один из самых распространенных и доступных способов объяснения слов - это показ предметов, картин, схем, рисунков, т.е. наглядный способ.

Для объяснения новых слов с самых первых дней обучения русскому языку используются в качестве наглядного пособия классные предметы, учебные принадлежности и т.д., учитель учит детей указывать и называть сначала предметы по-русски, затем называть их действия и качества: стол, окно, стол стоит, окно большое и т.д. При необходимости учитель приносит в класс другие предметы, показывает и называет их. Учащиеся повторяют, употребляя новые слова в знакомых грамматических формах и фразах. Например, учитель показывает мяч и говорит: Вот мяч. Это мяч. Где мяч? Вот мяч. Это что? Какой мяч? Красный мяч и т.д.

Значения слов, обозначающих окружающие предметы, учащиеся усваивают очень легко, потому что перед ними - готовое наглядное пособие.

С показом предметов окружающего мира связан и урок-экскурсия. В первом классе такие уроки проводятся в школьном дворе, в саду, в поле. Учитель заранее отбирает слова для усвоения, намечает приёмы их семантизации.

Уроки-экскурсии можно проводить по темам " Наша школа", "Наше село", "Школьный сад", "Осень", "Зима" и т.д.

Самым эффективным и наглядным пособием на уроках русского языка следует считать картинку. К.Д. Ушинский писал: " Кто не замечал над собой, что в памяти нашей сохраняются с особой прочностью те образы, которые мы воспринимаем сами посредством созерцания, и что к такой врезавшейся в нас картине мы легко и прочно привязываем даже отвлечённые идеи, которые без того изгладились бы быстро. Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно над ними мучиться, но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребёнок усвоит их на лету ". [46, 107]

Для раскрытия и закрепления значений слов в начальных классах могут быть использованы сюжетные и предметные картины. В первом классе, когда словарный запас учащихся ещё беден, чаще используются картинки с изображением отдельных предметов. У учителя имеются комплекты предметных картинок по каждой лексической теме, например, по теме "Домашние животные": корова, телёнок, лошадь, осёл, собака, кошка, овца, коза, свинья. Аналогичные же картинки, но меньшего формата, должны быть и у учащихся.

Методика использования предметных картин для семантизации новых слов очень проста. Учитель показывает детям картинку и называет слово, например, корова. Картинки можно использовать и для объяснения действия или признака предмета.

Предметные картинки учитель использует также для развития связной русской речи. Такая работа практикуется уже начиная с первого класса, это как бы подготовительная работа для перехода к сюжетным картинам. Например, при работе над картинкой, изображающей корову и телёнка, учитель спрашивает: Это кто? А кто это? ( показывает телёнка). Что делает корова? Корова большая или маленькая? А телёнок? Учащиеся рассматривают картинку и отвечают: Это корова, а это телёнок. Корова ест сено. Она большая, а телёнок маленький. Он стоит. Во втором и третьем классах по мере расширения лексического запаса детей усложняются вопросы учителя и ответы учащихся. Они учатся сопоставлять небольшие рассказы, писать сочинения.

Это и другие приёмы способствуют прочному усвоению словаря-минимума, необходимого для грамотного человека.

Начиная с первого класса на каждом уроке в результате различных речевых ситуаций (диалог, беседа, экскурсия, рассказ, работа с использованием наглядности) учащиеся усваивают новые слова, закрепляют ранее усвоенные.

Для закрепления и активизации усвоенных слов, их новых значений, сочетаемости с другими словами очень эффективными видами работы являются беседы по картинке, описания предметов. Учитель заранее намечает, какие новые слова должен усвоить ученик на данном уроке, какие из ранее усвоенных должен закрепить. Методические приёмы проведения словарной работы, характер вопросов зависят от подготовки учащихся по русскому языку. Если такая работа проводится в первом классе, учитель обычно задаёт подсказывающие вопросы, помогает учащимся выбрать нужные слова, например: Это кто? Мальчик читает? А девочка что делает? Комната светлая? Мама стирает? Во втором и третьем классах характер вопросов усложняется. На один вопрос ученик отвечает двумя-тремя предложениями.

 

35.4. Современные подходы к организации словарной работы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...