Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международное инвестирование. Факторы инвестиционного механизма.




 

По форме собственности иностранные инвестиции делятся на государственные и частные. К государственным инвестициям относится капитал, выделенный из федерального, регионального или другого государственного бюджета, которые направляются в иностранные государства по поручению правительства или межправительственных структур. К инвестициям этого типа относятся государственные ссуды, займы, гранты, помощь в рамках межправительственных соглашений и кредиты международных организаций, в частности, МВФ. К частным относятся инвестиции из собственных или заемных средств, осуществляемые хозяйствующими субъектами, в том числе фирмами и гражданами одной страны аналогичным субъектам другой страны.

По характеру использования иностранные инвестиции можно разделить на предпринимательский и ссудный капитал. Первый предусматривает вложение ресурсов в производство с целью участия в прибыли хозяйствующего субъекта. Во втором случае подразумевается предоставление ресурсов хозяйствующим субъектам с целью получения прибыли в виде процентов.

По сроку вложения иностранные инвестиции делятся на: краткосрочные (не более 1 года, в основном в форме торговых кредитов), среднесрочные (от 1 до 3 лет, как ссудный капитал в форме прочих инвестиций, так и предпринимательский капитал в форме ПИИ) и долгосрочные (от 3 лет, как ссудный, так и предпринимательский капитал).

По форме иностранные инвестиции принято делить на прямые инвестиции, портфельные инвестиции и прочие инвестиции. Прямые инвестиции – вложение капитала с целью получения долгосрочного интереса, обеспечивающее право собственности или решающие права в управлении объектом инвестирования. Портфельные инвестиции не дают контроля над объектом, однако предоставляют долгосрочное право на доход. Группу «прочие инвестиции» образуют, прежде всего, международные займы и банковские депозиты.

В докладе ЮНКТАД с подзаголовком «На путях к новому поколению инвестиционной политики» основное внимание уделено одному из важнейших факторов развития экономики – прямым иностранным инвестициям (ПИИ), приток и отток которых являются предметом повышенного внимания наших экономистов и политиков.

Авторы доклада отмечают, что, несмотря на непрекращающееся влияние глобального кризиса и обостряющуюся проблему задолженности в ЕС, приток ПИИ в мире в 2011 году увеличился до 1,5 трлн. долл. Это на 16% больше, чем в предыдущем году, хотя и на треть ниже рекордного предкризисного уровня 2007 года, когда приток ПИИ составлял 2 трлн. долл.

В 2012 году приток ПИИ в мире прогнозируется секретариатом ЮНКТАД на уровне 1,6 трлн. долл., что означает замедление темпов роста до 6%. В 2013 и 2014 годах приток ПИИ будет продолжать увеличиваться и при отсутствии каких-либо новых макроэкономических потрясений составит 1,8 и 1,9 трлн. долл. соответственно, то есть вплотную приблизится, но так и не достигнет предкризисного уровня.

Существенные изменения отмечались в отраслевой структуре ПИИ. В добывающую промышленность после двухлетнего сокращения приток ПИИ вырос в 2011 году на 43% – до 200 млрд. долл. В секторе услуг увеличение притока ПИИ составило 16% – до 570 млрд. долл., главным образом за счет сферы финансов, а в обрабатывающей промышленности всего 6% – до 660 млрд. долл., причем наибольший рост наблюдался в пищевой и химической отраслях, тогда как приток ПИИ в автомобилестроение сократился на 15%.

Определенные сдвиги произошли и в географическом направлении. В целом по развитым странам приток ПИИ увеличился на 21% – до 748 млрд. долл. В результате эта группа стран вновь оторвалась по данному показателю от группы развивающихся стран, где приток ПИИ возрос на 11% – до 684 млрд. долл., причем в Африке он остался на уровне 2010 года.

В группе стран с переходной экономикой, куда входят члены СНГ, страны Юго-Восточной Европы и Грузия, в 2011 году наблюдался наиболее быстрый рост притока ПИИ – на 24% – до 92 млрд. долл.

Подробные данные приводятся в докладе по России, во многом определяющей динамику ПИИ по всей группе стран с переходной экономикой. По данным ЮНКТАД, в 2011 году приток ПИИ в Россию составил 52,9 млрд. долл., что на 22% больше, чем в предыдущем году, но на 29% ниже уровня предкризисного 2007 года. В то же время отток ПИИ из России третий год подряд превышал приток и достиг в 2011 году рекордного уровня в 67,3 млрд. долл., увеличившись по сравнению с 2010 годом на 28%.

Суммарные ПИИ в России на конец 2011 года оцениваются экспертами ЮНКТАД в 457 млрд. долл., а суммарные прямые инвестиции России за рубежом – в 362 млрд. долл., что соответственно в 14 и в 18 раз больше, чем на конец 2000 года. Это означает, что в первом десятилетии ХХI века приток и отток ПИИ увеличивался в России на порядок более высокими темпами, чем в группах развитых и развивающихся стран (их соответствующие показатели роста – в 2,3–2,4 раза и в 3,8–4,3 раза).

Авторы доклада благоприятно оценивают перспективы роста ПИИ в России на ближайшие годы. В частности, ожидаемое сохранение динамичного развития внутреннего рынка, приемлемый с точки зрения иностранных инвесторов уровень зарплаты, повышающаяся производительность труда и высокая прибыльность энергосырьевого сектора должны обеспечить привлекательность России для ПИИ.

Ожидается также активизация иностранных инвесторов на российском рынке услуг, особенно в связи с присоединением России к ВТО. Так, в соответствии с требованиями ВТО Россия обязалась сократить ограничения на иностранные инвестиции в банковские и деловые услуги, страхование, телекоммуникации, в оптовую и розничную торговлю. Подчеркивается, что присоединение к ВТО должно способствовать повышению доверия иностранных инвесторов и улучшению инвестиционного климата в целом. Осуществление новых программ приватизации также рассматривается авторами доклада как важный стимул для привлечения иностранных инвестиций.

В течение 2011 года в мире было заключено 47 новых международных инвестиционных соглашений (МИС), как двусторонних, так и многосторонних. Это самый низкий показатель с середины 90-х годов, когда ежегодно заключалось в среднем около 220 таких соглашений. А всего, по данным ЮНКТАД, на конец 2011 года в мире действовали 3164 МИС. При этом авторы доклада отметили тенденцию к опережающему росту числа многосторонних соглашений о региональных инвестициях, а также все более частое включение в новые соглашения пунктов о корпоративной социальной ответственности, защите окружающей среды и устойчивом развитии.

В условиях затянувшегося кризиса резко обострились конфликты между участниками действующих МИС. Всего к настоящему времени в мире накопилось 450 нерешенных конфликтов в рамках МИС. Только за 2011 год возникли 46 таких конфликтов, что на порядок больше, чем в 2000 году.

Нарастанию конфликтов способствуют и изменения политики в отношении ПИИ, осуществленные в кризисных условиях рядом стран для достижения лучшего соотношения между либерализацией иностранных инвестиций и регулированием ведущих отраслей национальной экономики. Такая тенденция подразумевает более критический подход к ПИИ, отражающий опасения «экспорта» рабочих мест и «импорта» безработицы. Относительно новым явлением стал так называемый зеленый протекционизм, представляющий собой введение защитных мер под предлогом охраны окружающей среды.

Инвестиционный механизм представляет собой взаимодействующую совокупность методов и форм, источников инвестиций, инструментов и рычагов воздействия на воспроизводственный процесс на макро- и микроуровнях в интересах расширения действующего производства или авансирования вновь создаваемого производства.

Инвестиционный механизм включает в себя следующие структурные составляющие:

– мотивационный блок;

– ресурсное обеспечение;

– правовое и методическое обеспечение;

– организационное обеспечение.

Мотивационный блок обеспечивает взаимодействие конкретного инвестиционного механизма с внешней по отношению к нему экономической и социальной средой, с соответствующими экономическими и хозяйственными механизмами. Мотивационный блок включает в себя исследование, последовательное уточнение и детализацию (до уровня локальных целей или подцелей) всех тех мотивов деятельности и экономических ожиданий, которыми руководствуются потенциальные инвесторы при определении объектов приложения своих сил и ресурсов, которыми они располагают.

Ресурсное обеспечение предусматривает исследование видов и анализ возможных направлений получения инвестиционных ресурсов. При всем многообразии источников финансирования инвестиций и способов их организации многообразие видов ресурсного обеспечения в конечном итоге можно свести к трем основным формам:

– самофинансирование (использование для ведения инвестиционной

деятельности внутренних источников финансирования);

– долговое внешнее финансирование (кредиты и займы);

– прямые внешние (реальные) инвестиции.

Инвестиционная политика стран и находится под влиянием целого ряда факторов, среди которых можно выделить факторы объективного и субъективного характера. К первой группе относятся:

– сложившееся размещение производства и сложившееся размещение производства и соответственно региональное разделение труда (наличие инвестиционно привлекательных отраслей и производств или их отсутствие, отраслевая структура инвестиций и формы их реализации применительно к отраслевым особенностям региона);

– природно-климатические особенности страны (региона) и географическое расположение (доступность инвестиционных объектов, «затратность» инвестиций);

– законодательное обеспечение инвестиционного механизма и пр.

Субъективными факторами, определяющими уровень инвестиций в экономику и темпы их прироста, являются:

– бюджетная самодостаточность региона страны (средства регионального бюджета);

– степень активности по получению федеральных инвестиционных средств (средства федерального бюджета);

– региональная инвестиционная политика Правительства РФ;

– непредвиденные риски природного и техно- непредвиденные риски природного и техногенного характера и пр.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...