Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Историческая реальность в философском анализе.




Философы и историки по-разному смотрят на исторический процесс. Историки подходят к изучению истории общества с позиций науки, их цель - получение достоверного, истинного знания в отношении любых конкретных, зафиксированных фактов и событий. Предмет истории как науки - реальный исторический процесс, как он складывался и развивался во взаимодействии отдельных стран и государств.
Философы обязаны считаться с конкретными событиями истории, результатами и выводами исторической науки. Но предметом их исследовательского интереса выступает другой круг проблем: имеет ли история смысл и в чем он состоит? Куда, к какой цели «ведет» страну или мир история? В философии история предстает в виде целостного процесса, связывающего воедино прошлое, настоящее и будущее. Но таким исторический процесс можно увидеть только в том случае, когда ему придана концептуальная оформленность, когда он устремлен, хотя бы в теории, к такому будущему состоянию, которое философ признает за конечную цель, неважно, в абсолютном смысле или в относительном. Философию истории, таким образом, характеризуют две важнейшие черты: идея будущего и идея развития. Все, что наделено природой качеством живого, имеет цель, направленную в будущее. Только живое обладает опережающим отражением действительности, способностью к целеполаганию и предвидению действий или событий. Будущее - это конкретная цель для любого существа, человека, общества. Но будущее - это и идеальная модель совершенного общества или совершенного человека, моральных норм, складывающихся в отношениях между людьми. Для обозначения теоретических, философских концепций будущего немецкий социолог О. Флехтхейм в 1943 г. предложил термин «футурология» (футурум - будущее, логос - слово, учение). В настоящее время вместо термина футурология ввиду его неопределенности чаще употребляют выражение "исследование будущего". Тем самым подчеркивается, что будущее нельзя изучать так, как изучают прошлое, поскольку его еще нет. Существует лишь настоящее и сложившиеся тенденции развития тех или иных общественных процессов. Философское предвидение выходит за рамки научного рассмотрения развития процессов. Другая характерная черта философско-исторического знания - идея развития. Понятие развития предполагает наличие у процесса определенных закономерностей, по которым он протекает. В противном случае нет никакой возможности отличить развитие от простого изменения. Признание закономерного характера процесса развития приводит к выделению определенных этапов в истории общества.

.

Формационная и цивилизационная концепция общественного развития

В социальной философии разработаны две концепции общественного развития - формационная и цивилизационная.Формационная концепция основана на понятии общественно-экономической формации - типе общества, который характеризуется специфическим экономическим базисом (экономическим способом производства) и соответствующими ему идеологической надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи. Понятие общественно-экономической формации позволяет представить историю в виде ряда последовательных ступеней, образующих линию прогресса.К. Маркс выделял пять таких ступеней: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формации.Цивилизационная концепция основана на понятии цивилизации. Единого определения цивилизации до сих пор не выработано. В самом общем виде, цивилизация - это общество, которое характеризуется специфической социальной организацией, а также всей совокупностью материальных и духовных достижений. Согласно цивилизационной концепции, ход истории приводит к образованию многих цивилизаций, которые так или иначе взаимодействуют друг с другом.Формационная и цивилизационная концепции - это два среза единого исторического процесса, которые взаимно дополняют друг друга.

 

Понятие о морали. Нравственные ценности.

Понятие «мораль» можно рассматривать двояко; во-первых – это совокупность правил и норм поведения людей, которые регулируют отношения людей между собой и обществом; во-вторых – это способность человека оценивать свои намерения и поступки. Под нравственностью понимают способ поведения людей, действующих согласно нормам морали.Мораль и нравственность являются предметом изучения этики. Моральные нормы поддерживают общественные устои общества, общий строй жизни и формы общения людей. В нормах морали всегда выражен идеал, который рассматривается с помощью следующих критериев: добро, справедливость, долг, честь. Добро и зло являются наиболее обобщенной формой разграничения нравственного и безнравственного, где добро – это то, что приближает к идеалу, а зло – все то, что отдаляет. Необходимо, отметить, что они взаимоопределяют друг друга, так как одно познается через другое. Долг – это превращение норм нравственности в личную задачу, который тесно связан с понятием ответственность, честь, мужество, стыд, совесть. Отсюда, совесть – это субъективное осознание личности своего долга и ответственности перед обществом, это способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать нравственные обязанности и производить самооценку совершаемых поступков.Понятие честь отражает связь личности с определенной социальной общностью и внутренним восприятием его нравственных установок. С точки зрения чести происходит оценка людей, которая находит отражение в их репутации. В этой связи необходимо рассмотреть понятие выбора человека. Выбор – это акт моральной деятельности, который выражается в сознательном предпочтении определенной линии поведения, поступка. Выбор отражает степень нравственной свободы личности и общества. Справедливость характеризуется осознанием должного, то есть соответствием сущности человека и его прав.

Свобода как ценность.

Свобода как одна из основных философских категорий характеризует сущность человека и его существование. Поэтому содержательное определение свободы - это определение свободы как чего-то такого в нас, что от нас не зависит, оно не имеет никогда никаких конкретных оснований, которые мы могли бы находить в какой-нибудь конкретной, окружающей индивида культуре. Только понимание свободы как потенциальной способности человека к свободному выбору альтернативы, как возможности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения дает личности возможность обретения духовной свободы, обретения человеком самого себя. Свобода - это наличие возможности выбора варианта несвободе. Свободный - выбирает, несвободный подчиняется позыву. Свобода - это состояние духа, это философское понятие, отражающее неотъемлемое право человека реализовать свою человеческую волю. Вне свободы человек не может реализовать богатство своего внутреннего мира и своих возможностей. Свобода начинается именно там, где человек сознательно ограничивает себя. Н.А. Бердяев писал о значении данного понятия: «Свобода для меня первичнее бытия. Своеобразие моего философского типа, прежде всего, в том, что я положил в основание философии не бытие, а свободу». Как отмечают многие исследователи творчества Бердяева, идея свободы личности у него окрашена прямо противоположными настроениями: трагизмом и решимостью совершить «революцию духа», переживаниями одиночества и порывом к всепобеждающей соборности, чувством падшести бытия и истории и верой в преображающую и спасительную силу человеческой свободы. Итак, свобода выступает как общечеловеческая ценность. Люди стремятся к свободе, ибо только в ней и через нее можно реализовать созидательный человеческий потенциал.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...