Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Всё в Калинове было бедным,(1) разрушенным,(2) в изобилии только нетронутая робкая природа. И люди были, (3) пожалуй,(4) получше городских,(5) тоже почти не тронутые городским душевным развратом.

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя

15 заданий.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится

3 часа 55 минут (235 минут).

Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую

письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).

Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Это задание выполняется на отдельном листе.

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из

14 заданий (2–14).

Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания),

числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его

и запишите рядом новый.

Часть 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали,

работая над заданиями части 2.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из двух предложенных

заданий (15.1, 15.2) и дайте письменный развёрнутый

аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи

в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее

количество баллов.

Желаем успеха!

Экзаменационная работа. Вариант 002

Часть 1


Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.

Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

 

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой

микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 


Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2–14.

 

(1)Ученикам о войне он рассказывал скупо.

- (2)А где вас ранило? - спрашивали ребята.

- (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.

(5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой – почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны.

(7)Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом... (8)Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.

(9)Жильё выделили при школе. (10) Комната и прихожая, откуда топилась печь. (11) Дровами обеспечивали. (12) Кроме литературы, ещё приходилось учить географии и истории.

(13) Всё в Калинове было бедным, разрушенным, в изобилии только нетронутая робкая природа. (14)И люди были, пожалуй, получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом.

(15)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба. (16) Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев – сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17) Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?

(18)Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие мужики и бабы, и даже те немногие, кого матери отпускали в школу, как будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы. (19) Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель – и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши. (20) Какой Радищев?

(21) Какой Гоголь? (22) Какой Пушкин, в конце концов? (23) Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать. (24) Да и сами они только этого и желали.

(25) Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26) Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27) Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.

(28) Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29) Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (30) Дети, маленькие мужики – школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. (31) Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других – юность, у третьих – жизнь.

(По Л.Улицкой)

 

Улицкая Людмила Евгеньевна – современная российская писательница.

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр

Или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа

В тексте работы.

 

 


2 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для

обоснования ответа на вопрос: «Почему общение с деревенскими ребятами развеяло у учителя студенческие иллюзии?»

1) Учитель был разочарован тем, что его отправили работать в деревню, а не оставили преподавать в Москве.

2) Учитель понял, что в тяжёлых условиях послевоенной жизни главным для деревенских ребят было не образование, а выживание.

3) Деревенские ребята в большинстве своём были неграмотными.

4) Кроме литературы, ему ещё приходилось преподавать географию и историю.

Ответ: ________________

3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является

метафора.

1) Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калинова Вологодской области преподавать русский язык и литературу..

2) Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...

3) Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев – сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу?

4) Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать.

 

Ответ: _________________

4 Из предложений 5– 8 выпишите слово, в котором правописание приставки

определяется её значением – «приближение».

Ответ: __________________

5 Из предложений 28 – 30 выпишите слово, в котором правописание суффикса

определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях пишется Н»?

 

Ответ: __________________

 

 

6 Замените просторечное слово «впрямь» в предложении 19

стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

Ответ: __________________

 

 


7 Замените словосочетание «культурные ценности», построенное на основе

согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Напишите получившееся словосочетание.

 

Ответ: ____________________

 


8 Выпишите грамматическую основу предложения 29.

 

 

Ответ: ___________________

 

 
Среди предложений 25 – 31 найдите предложение с обособленным

приложением. Напишите номер этого предложения.

 

 

Ответ: ______________

 

 
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы

все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Всё в Калинове было бедным,(1) разрушенным,(2) в изобилии только нетронутая робкая природа. И люди были, (3) пожалуй,(4) получше городских,(5) тоже почти не тронутые городским душевным развратом.

Ответ: ______________

 


Укажите количество грамматических основ в предложении 26. Ответ

запишите цифрой.

 

Ответ: ____________________

 


В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы

все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями

сложного предложения, связанными сочинительной связью. - Детство у них давно закончилось,(1)они все сплошь были недоросшие мужики и бабы,

(2) и даже те немногие,(3)кого матери отпускали в школу,(4)как будто испытывали неловкость,(5)что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы.

15.1
Ответ: ___________________________.

 


Среди предложений 1 – 7 найдите сложное предложение

с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого

предложения.

Ответ: ___________________________.

 

 
Среди предложений 13 – 17 найдите сложное предложение с

бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.

Напишите номер этого предложения.

 

Ответ: ___________________________.

 

 

15.2

 


Часть 3

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...