Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогика начального образования




2. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

• проверка выполненных работ;

• обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

• задание на дом (если это необходимо). Структура урока формирования умений и навыков:

• постановка цели урока;

• повторение сформированных умедий и навыков, являющихся опорой;

• проведение проверочных упражнений;

• ознакомление с новыми умениями, показ образца формирова­ния;

• упражнения на их освоение;

• упражнения на их закрепление;

• тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструк­ции;

• упражнения на перенос в сходную ситуацию;

• упражнения творческого характера;

• итог урока;

• задание на дом. Структура урока повторения:

• организация начала урока;

• постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

• проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих зна­ний, умений, способом деятельности (практической и мысли­тельной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повто­рении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

• подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

• задание на дом.

Структура урока проверки знаний:

• организация начала урока. Здесь необходимо создать спокой­ную, деловую обстановку. Дети не должны бояться провероч­ных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изу­чению материала;

• постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами про­верили работы;

• изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы

и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;

• подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других рабо­тах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

• определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и уме­ниях, а также путей их устранения и совершенствования зна­ний и умений.

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

• организация начала урока (психологический настрой учащих­ся);

• сообщение темы урока и его задач;

• изучение новых знаний, необходимых для формирования уме­ний;

• формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях — по аналогии;

• упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

• творческое применение знаний и умений;

• упражнение по отработке навыков;

• домашнее задание;

• итог урока с оценкой проделанной учащимися работы. Структура повторителъно-обобщающего урока:

• организационный момент;

• вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает зна­чение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

• выполнение учащимися индивидуально и коллективно раз­личного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщен­ные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;

• проверка выполнения работ, корректировка (при необходи­мости);

• формулирование выводов по изученному материалу;

• оценка результатов урока;

• подведение итогов;

• задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

• организация начала урока;122

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

• проверка домашнего задания, постановка цели урока;

• подготовка учащихся с восприятию нового учебного материа-1 ла, т.е. актуализация знаний и практических и умственных! умений;

• изучение нового материала, в том числе и объяснение;

• закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее ] пройденного, связанного с новым;

• обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

• подведение итогов и результатов урока;

• задание на дом;

• подготовка (предварительная работа), необходимая учащим­ся для изучения новой темы (не всегда). Структура уроков учителей-новаторов Система преподавания Л.В. Малаховой:

1. Рассказ обзорного типа по всей теме.

2. Урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяс­нений.

3. Урок — практическая работа.

4. Урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориенти­рующими на выделение и усвоение главных элементов учеб­ного материала.

5. Заключительный опрос по теоретическому материалу.

6. Решение задач по теме с применением микрокалькуляторов. Система уроков, разработанная Н.П. Тузиком для изучения каж­дой темы:

1. Уроки теоретического разбора материала учителем.

2. Уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбиты­ми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам.

3. Уроки-семинары.

4. Уроки-практикумы.

5. Уроки контроля и оценки.

Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:

1. Урок-лекция по всей теме.

2. Уроки решения ключевых задач.

3. Урок-консультация.

4. Урок-зачет.

2.5.2. Требования к уроку

I. Дидактические требования к современному уроку:

• четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитатель­ными задачами. Определение места в общей системе уроков;

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных зна­ний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обу­чения, стимулирования и контроля, оптимального их воздей­ствия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий позна­вательную активность, сочетание различных форм коллектив­ной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

- реализация на уроке всех дидактических принципов;

- создание условий успешного учения учащихся. II. Психологические требования к уроку Психологическая цель урока:

1) проектирование развития учащихся в пределах изучения кон­кретного учебного предмета и конкретного урока;

2) учет в целевой установке урока психологической задачи и изу­чения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3) предусмотрение отдельных средств психолого-педагогическо­го воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

- соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

- определение объема воспроизводящей и творческой деятель­ности учащихся;

- планирование усвоений знаний в готовом виде (со слов учите­ля, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельно­го поиска;

- выполнение учителем и учащимися проблемно-эстетического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

- учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осу­ществляемых учителем, и взаимной критической оценки, са­моконтроля и самоанализа учащихся;

- соотношения побуждения учащихся к деятельности (коммен­тарии, вызывающие положительные чувства в связи с проде­ланной работой, установки, стимулирующие интерес, воле­вые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);

2) особенности самоорганизации учителя:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...