Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Единство человеческой природы




Из чего же складывается человеческое существо? Быть может, люди состоят из нескольких самостоятельных субстанций, таких, как тело, душа и дух?

Дыхание жизни. «И создал господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7).

Давая жизнь созданному из элементов земли неподвижному телу, Бог «вдунул» дыхание жизни в ноздри Адама. Это «дыхание жизни» в Библии названо еще «дыханием Вседержителя» (Иов. 33:4), другими словами, искрой жизни. Его можно сравнить с электрическим током, который, проходя через разные элементы электрической цепи, превращают серый стеклянный экран телевизора в пульсирующий поток цвета и движения, стоит только нажать выключатель. Электрический заряд рождает звук и движение там, где до этого не было ничего.

Человек – живая душа. Что же произошло в результате этого «дыхания жизни»? Когда Бог образовал человека из элементов земли, все органы человеческого тела были совершенны, но безжизненны. Затем Бог вдохнул в эту неживую материю Свое дыхание, и «стал человек душею живою».

Библейская формула довольно проста: прах земли (элементы земли) + дыхание жизни = живое существо или живая душа.

Этим «дыханием» наделены не только люди, но и каждое живое творение. В Библии, например, сказано, что дыхание жизни имели как животные, вошедшие в Ноев ковчег, так и те, которые не вошли в него (Быт. 7:15, 22).

В Быт. 2:7 выражение «живое существо» или «живая душа» было переведено с еврейского «нэфэш хайях». Это выражение относится не только к человеку. Им названы морские животные, насекомые, пресмыкающиеся и звери (Быт. 1:20, 24; 2:19).

Слово «нэфэш», переведенное как «существо» или «душа», происходит от слова «нафаш», означающего «дышать». В Новом Завете этому слову соответствует греческое слово «псюхэ». «Так как дыхание является самым заметным проявлением жизни, человек как живое существо или живая личность чаще всего назван в Библии «нэфэш»3. Когда это слово используется в рассказе о Творении применительно к животным, оно описывает их как живые творения, созданные Богом.

Важно отметить, что в Библии сказано: человек стал душою живою. В сообщении о Творении нет ни единого намека на то, что человек получил душу – некую обособленную сущность, которая при Сотворении соединилась с человеческим телом.

Неразделенное единство. Библейское сообщение о Сотворении имеет неоценимое значение для правильного понимания природы человека. Стараясь подчеркнуть единство человеческого существа, Библия изображает его как единое целое. Какое же тогда отношение к природе человека имеют душа и дух?

1. Душа в библейском понимании. Как мы уже упомянули, слово «душа» в Ветхом Завете переведено с еврейского слова «нэфэш». В Быт. 2:7 этим словом назван человек, ставший живым существом после того, как его физического тела, образованного из элементов земли, коснулось дыхание жизни. «Каждый рождающийся ребенок – это новая душа, и каждая душа – это уникальная, неповторимая, отличная от других частица жизни. Эта индивидуальность каждого живого существа, которая составляет его уникальную сущность, и подчеркнута, видимо, в еврейском слове «нэфэш». Используемое именно в этом смысле слово «нэфэш» не обозначает какую-либо часть человека. «Нэфэш» – это сам человек, и зачастую в Библии это слово так и переводится и – «человек» (см. Быт. 14:21; Числ. 5:6; Втор. 10:22; ср. Пс. 3:3) или «я» (Лев. 11:43; 3 Цар. 19:4; Ис. 46:2 и т.д.).

С другой стороны, такие выражения, как «моя душа», «твоя душа», «его душа» и т.д. – это, как правило, идиомы личных местоимений «я», «мне», «ты», «он» и т.д. (см. Быт. 12:13; Лев. 11:43, 44; 19:8; Ис. Нав. 23:11; Пс. 3:3; Иер. 37:9). Из 755 случаев употребления слова «нэфэш» в Ветхом Завете более чем 100 раз оно переводится словом «жизнь» (Быт. 9:4, 5; 1 Цар. 19:5; Иов. 2:4, 6; Пс. 30:14 и т.д., англ. пер.).

Часто «нэфэш» обозначает страсти (см. Втор. 23:24; Притч. 23:2; Екк. 6:7) и иногда переводится словом «аппетит» (Притч. 23:2; Екк. 6:7, англ. пер.). Им выражаются привязанности (Быт. 34:3; Песн. 1:7 и т.д.), а иногда желание (Втор. 23:24; Пс. 104:22; Иер. 34:16). В Книге Чисел 31:19 говорится, что «нэфэш» убита, а в Книге Судей 16:30 она умирает. Слово «нэфэш», переведенное как «мертвый» (Числ. 5:2) и «мертвое тело» (Числ. 9:6), обозначает труп (Лев. 19:28; Числ. 9:7, 10).

В Новом Завете еврейскому ветхозаветному слову «нэфэш» соответствует греческое слово «псюхэ». Оно используется применительно к жизни животных, а также человека (Откр. 16:3). В английской Библии (перевод короля Иакова) оно сорок раз переводится просто словами «жизнь» или «жизни» (см. Мф. 2:20; 6:25; 16:25 и т.д.). В одних случаях оно обозначает человека (см. Деян. 7:14; 27:37; Рим. 13:1; 1 Петр. 3:20 и т.д.), в других – оно равнозначно личному местоимению (см. Мф. 18:18; 2 Кор. 12:15 и т.д.). Иногда им обозначаются чувства (Мк. 14:34; Лк. 2:35), ум (Деян. 14:2; Флп. 1:27) или сердце (Еф. 6:6)»4.

«Псюхэ» не бессмертна, она подвержена смерти (Откр. 16:3). Она может погибнуть (Мф. 10:28).

Итак, мы выяснили, что иногда «нэфэш» и «псюхэ» подразумевают всего человека; с других случаях они отражают особенности его личности, например, привязанности, чувства, страсти. Однако из этого никак не следует, что человек был создан из двух обособленных и независимых частей. Тело и душа неразделены. Вместе они составляют неделимое целое. Душа не имеет сознания, существующего вне тела. Нигде в Библии нет указания на то, что душа как сознательная сущность дает жизнь телу.

2. Дух в библейском понимании. Если еврейское слово «нэфэш», переведенное как душа, обозначает личность или индивидуальность, ветхозаветное еврейское слово «руах », переведенное как дух, подразумевает искру жизни, энергию, которая необходима для существования человека. Оно символизирует собой Божественную силу, которая вызывает к жизни человеческие существа.

«Руах» встречается в Ветхом Завете 377 раз и чаще всего переводится словами «дух», «ветер» или «дыхание» (Быт. 8:1 и т.д.). Оно обозначает также жизненную энергию (Суд. 15:19), мужество (Ис. Нав. 2:11), раздражительность или гнев (Суд. 8:3), настроение (Ис. 54:6), нравственные качества (Иез. 11:19) и душевные переживания (1 Цар. 1:15).

В смысле «дыхание» «руах» человека и «руах» животного ничем не отличаются друг от друга (Екк. 3:19). Когда человек умирает, «руах» возвращается к Богу (Екк. 12:7, ср. Иов. 34:14). Часто слово «руах» используется там, где речь идет о Святом Духе, как например в Ис. 63:10. Но если речь идет о человеке, то нигде в Ветхом Завете «руах» не обозначает некую разумную сущность, способную осмысленно существовать независимо от физического тела.

«В Новом Завете слову «руах» соответствует слово «пневма» – «дух», которое произошло от слова «пнео», что значит «дуть» или «дышать». Как и слово «руах», «пневма» никак не означает какую-то самостоятельную, вне тела существующую субстанцию. В Рим. 8:15; 1 Кор. 4:21; 2 Тим. 1:7; 1 Ин. 4:6 «пневма» обозначает «настроение», «отношение» или «состояние чувств». Оно отражает также некоторые характеристики личности, как например в Гал. 6:1; Рим. 12:11 и т.д. Как сказано было о «руах», «пневма» уходит к Господу во время смерти человека (Лук. 23:46; Деян. 7:59). Подобно «руах», слово «пневма» используется применительно к Духу Божьему (1 Кор. 2:11, 14; Еф. 4:30; Евр. 2:4; 1 Петр. 1:12; 2 Петр. 1:21 и т.д.)5.

Итак, мы убеждаемся, что представления о существовании духа, души и тела как самостоятельных субстанций не находят подтверждения на библейской концепции о природе человека.

Единство тела, души и духа. Какова же взаимосвязь между телом, душой и духом? И как это влияет на целостность природы человека?

А. Двойное единство. Согласно Библии природа человека – это единое целое. Но мы не находим четкого описания взаимосвязи между телом, душой и духом. Иногда душа и дух упоминаются поочередно. Обратите внимание на параллельное использование этих слов в славословии Марии, последовавшем после благовещения: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе моем» (Лк. 1:46, 47).

Например, Иисус, говоря о человеке, упомянул тело и душу (Мф. 10:28), а апостол Павел сослался на тело и дух (1 Кор. 7:34). В первом случае под словом душа подразумевается высшие человеческие способности, возможно ум, посредством которого человек общается с Богом. В другом эти же высшие способности названы духом. В обоих случаях тело включает как физические, так и эмоциональные аспекты личности.

Б. Тройное единство. В библейском понятии о двуединой сущности человека есть одно исключение. В посланиях апостола Павла обычно говорится о единстве тела и духа. Но он также упоминает и о тройном единстве. Вот что он пишет: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23). Своим пожеланием Павел хотел сказать, что ни один из их перечисленных аспектов личности не должен быть исключен из процесса освящения. В данном случае слово дух употребляется в значении высшего элемента интеллекта и мышления, которыми наделен человек, и с которым Бог может общаться посредством Святого Духа (см. Рим. 8:16). Дух Святой воздействует на ум, обновляет его, и человек преобразуется по подобию Христа (Рим. 12:1, 2).

«Понятие душа, если оно упоминается отдельно от духа, как в данном случае, может обозначать инстинкты, эмоции и желания. Эта сфера человеческой природы тоже должна быть освящена. Под влиянием Святого Духа человеческий разум, освященный и просветленный Божественной волей, властвует над измененными побуждениями нашей природы. Ум и чувства приходят в гармонию с Божьей волей, вместо того чтобы сопротивляться ей»6.

Физическое тело находится во власти либо возвышенных, либо неизменных проявлений человеческой природы. Не случайно апостол Павел упоминает вначале дух, затем душу и, наконец, тело. Если дух освящен свыше, ум находится под Божественным влиянием. В свою очередь, освященный ум будет оказывать воздействие на душу, то есть на желания, побуждения и чувства. Человек, переживающий опыт освящения, не будет злоупотреблять возможностями своего организма. Несомненно, это прекрасно отразится на его здоровье. Таким образом, христианин сможет посвятить на служение Господу и Спасителю все силы и здоровье. Призыв апостола Павла к освящению основан на глубоком понимании единства человеческой природы. Становится совершенно очевидно, что достойно приготовиться к встрече с Иисусом Христом мы сможем, лишь пережив полное освящение ума, души и тела.

В. Взаимопроникающее единство. Ясно, что каждый человек представляет собой неделимое целое. Тело, душа и дух находятся в таком тесном взаимопроникновении, что духовные, умственные и физические способности человека неразрывно связаны и зависимы друг от друга. Недостаток в одном непременно скажется на другом. Больной, порочный или смущенный дух (или ум) окажет пагубное влияние на эмоциональное и физическое здоровье человека. И наоборот, слабый, больной и физически страдающий организм, как правило, вредит эмоциональному и духовному благополучию. Влияние, которое ум, душа и тело оказывают друг на друга, побуждает каждого из нас осознать, сколь велика наша ответственность за этот бесценный дар перед Богом. Он возложил на нас обязанность заботиться о них и совершенствовать свои способности. А это одно из важнейших звеньев в процессе восстановления образа Божьего в человеке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...