Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стереотипы. Предубеждения и предрассудки.




Этнические стереотипы являются одним из видов социальных стереотипов.

Понятие «стереотип» восходит к определению американского психолога У. Липпмана. В книге «Общественное мнение» (1922г.) он использовал термин социальный стереотип, определив его как « упо­рядоченную, схематичную, детерминированную культурой «кар­тинку мира» в голове человека».

Стереотипы в восприятии людей существовали всегда. Психологическая предпосылка формирования стереотипов состоит в необходимости обобщения информации об окружающих нас людях. Следуя стереотипу, мы упрощаем картину мира, делаем ее более понятной. Поэтому использование стереотипов является стратегией социального познания. Категоризация может проводиться по различным критериям: по полу, расе, национальности, социальному статусу и т.д.

Этнические стереотипы описывают черты, которые приписываются, ассоциируются с представителями определенных этнических групп. Например, считается, что немцы пунктуальны, французы легкомысленны, итальянцы эмоциональны, англичане чтут традиции и т.д.

Часто понятие «стереотип» отождествляется с понятием «предрассудок». Это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств.

Кроме того, У. Липпман считал одной из важнейших характеристик социальных стереотипов их неточность и даже ложность. Однако, современные ученые считают, что этнические стереотипы отражают реальные особенности стереотипизируемой группы (так называемое «зерно истины»).

Ученые указывают на две причины возникновения стереотипов. Первая причина заключается в том, что в повседневной жизни человек стремится оценивать события исходя из уже известных категорий, так как в противном случае процесс познания требовал бы слишком больших усилий. Таким образом, люди предпочитают реагировать на окружающие явления исходя из уже имеющихся стереотипов.

Второй причиной выработки стереотипов является необходимость утверждения собственной уникальности, специфичности. Именно поэтому британский психолог А. Тэшфел подчеркивал, что одной из важнейших социально-психологических функций стереотипа является межгрупповая дифференциация или оценочное сравнение, которое осуществляется в пользу своей группы и лежит в основе формирования позитивной социальной идентичности. Указанная дифференциация может принимать две формы: противопоставления («внутригрупповой фаворитизм») и сопоставления («миролюбивая нетождественность»).

В отечественной науке сложилось определение социального стереотипа как устойчивого психического образования, в котором схематизировано, упрощенно и эмоционально отражается образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей.

Стереотипу как психологическому феномену присущ ряд качеств: целостность создаваемого образа, оценочность, неточность (то есть наличие доли ошибочной информации). Также стереотипические представления отличаются стабильностью, низкой степенью восприимчивости в отношении новой информации. Психологи объясняют существование стереотипов тем, что людям психологически комфортнее характеризовать большие человеческие группы, опираясь на однозначные, односторонние, возможно иногда грубые или обидные характеристики. Все вышесказанное характерно и для этнического стереотипа. Можно сказать, что стереотип делит мир на две категории: «знакомое» и «незнакомое», при этом «знакомое» воспринимается людьми как «хорошее», а «незнакомое» как «плохое» или «враждебное».

Стереотипы усваиваются в раннем возрасте и начинают использоваться детьми задолго до того, как у них возникают ясные представления о характеризуемых ими группах. Таким образом, люди приобретают стереотипы (от знакомых, средств массовой информации и т.д.), а не приобретают их на основе личного опыта. Впоследствии, взаимодействуя с человеком той или иной национальности, люди невольно наделяют его чертами, присущими, на их взгляд, представителям данного народа.

В современной науке под этническим стереотипом понимают относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. В содержании этнических стереотипов, как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах. Этнический стереотип характеризуется повышенной степенью эмоциональности и устойчивостью в отражении черт стереотипизируемой группы.

В содержании этнических стереотипов следует различать относительно устойчивое ядро – комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых навыках; и ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. Изменчивость оценок этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в межнациональных и межгосударственных отношениях. Таким образом, феномен этнического стереотипа необходимо рассматривать в контексте исторического и политического процесса развития общества.

Можно выделить три группы факторов, влияющих на содержание этнических стереотипов:

1) особенности стереотипизируемой группы (включая ее этническую психологию, закрепленную в культуре и в обыденном сознании систему ценностей, общественно-историческое развитие);

2)социально-политические и экономические условие развития групп и специфика взаимоотношений между ними, сложившаяся на данный момент;

3)особенности опыта исторического взаимодействия между контактирующими этническими группами.

Таким образом, этнические стереотипы могут отражать как позитивный, так и негативный опыт взаимоотношений между этническими группами.

Функции этнических стереотипов. Этнические стереотипы выполняют ряд социальных и психологических функций. Психологическими функциями стереотипизации являются:

- упрощение и систематизация информации, получаемой индивидом из внешнего мира;

- сохранение и защита собственных ценностей.

В основе этнического стереотипа лежит сопоставление своей этнической общности с другими («наша группа» - «чужая группа»).

На социальном уровне этнический стереотип также имеет две функ­ции:

- идеологизирующую (формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей поведение группы)

- идентифицирую­щую (создание и сохранение положительного образа «мы», что достигается прежде всего с помощью ритуалов и невербальных средств).

Авто и гетеростереотипы. Этнический стереотип, как и любой другой социальный сте­реотип, может быть автостереотипом, то есть описывающим соб­ственную этническую группу, и гетеростереотипом,то есть опи­сывающим другую этническую группу.

Итак, автостереотипы это представление членов определенной этнической группы о самих себе. Как правило, в них преобладают положительные элементы и характеристики: «Русский медленно запрягает, да быстро едет», «Русский в поле не робеет», «Русский человек без родни не живет», «Русский человек добро помнит».

Однако, могут встречаться и даже доминировать отрицательные самооценки. Такое может встречаться в среде этнических меньшинств, которые имеют более низкий статус по отношению к этническому большинству.

Что касается гетеростереотипов, то они могут транслировать как положительные, так и отрицательные характеристики, в зависимости от исторических и современных межнациональных и межгосударственных взаимоотношений: «Что русскому здорово, то немцу смерть»; «Хохол не соврет, да и правды не скажет».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...