Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современная земельная реформа




С 1990 года в законодательство Российской Федерации вносятся изменения, реформирующие земельный строй. Так, происходит радикальное изменение отношений собственности. Законом РСФСР от 23 ноября 1990 г. "О земельной реформе" Российская Федерация заявила о суверенном правовом регулировании земельных отношений и отношений по природопользованию только российским законодательством и законодательством входящих в нее республик.
С принятием Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. “О собственности в РСФСР” были реформированы отношения собственности на землю и природные объекты. В частности, был введен правовой режим равноправного положения всех форм и видов собственности; установлены право передавать земельные участки в собственность граждан, а также правовые гарантии для собственников по владению, пользованию и распоряжению землей и др.
Изменились производственные отношения. С введением Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. “О предприятиях и предпринимательской деятельности” гражданам России было предоставлено право иметь в индивидуальной или семейной собственности сельскохозяйственные, промышленные и иные предприятия без ограничения форм, размеров, видов их деятельности, за исключением запрещенных законом.
Одновременно были созданы условия для ломки социалистической собственности в пользу частной, облегчен выход предприимчивым гражданам из государственных сельскохозяйственных предприятий и колхозов для ведения свободного частного хозяйствования на земле.
Производители сельскохозяйственной продукции включены в отношения земельной собственности. Например, земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов, могут передаваться в коллективную собственность — совместную или долевую; установлена также возможность приобретения земель для целей, связанных с ведением сельского хозяйства, в собственность; предоставлена возможность создания и ведения фермерского хозяйства и т. п.
Создан экономико-правовой механизм приватизации земельных участков гражданами. Местным органам самоуправления предоставлено право изъятия и передачи в специальный земельный фонд для последующего перераспределения гражданам части земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья; Государственный комитет РФ по земельной политике (Госкомзем) и Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ (Минсельпрод) обязаны систематически готовить каталоги этих земель, публиковать их, организовывать рекламу в средствах массовой информации, оказывать содействие в переселении граждан, желающих и способных создать крестьянские хозяйства; за сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда виновные должностные лица подлежат штрафу.
Обеспечено свободное хозяйствование на земле. Вмешательство в хозяйственную деятельность со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается. Предусмотрена судебная и арбитражная защита от неправомерных действий указанных лиц, взыскание с них убытков, причиненных вмешательством.
Устранено монополистическое давление на вновь создаваемые и действующие предпринимательские структуры, частные предприятия и на зарождающийся механизм рыночных отношений. Так, Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” запрещено навязывать контрагенту кабальные условия договоров на поставку сельхозпродукции. За такие действия установлены различные виды ответственности.
Введена платность землепользования, которая реализуется через покупную (нормативную) цену земли, устанавливаемую в законодательном порядке, через налогообложение использования земель и через земельную плату. В результате вводится новый метод регулирования режима использования земель — экономико-правовой. Например, дифференциацией налога на сельскохозяйственные угодья с учетом их качества, площади и местоположения стимулируется эффективность использования земель любого качества и состояния; введением налоговых льгот на земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, землепользователи стимулируются к освоению новых земель и вовлечению их в сельскохозяйственный оборот и т. п.
Придан приоритетный правовой статус сельскохозяйственному использованию земель, что достигается:
— законодательным закреплением приоритетного обеспечения агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами. Так, в ст. 1 Закона РСФСР от 21 декабря 1990 г. “О социальном развитии села” провозглашено: “Государство гарантирует приоритетность развития села экономической, правовой и социальной политикой”;
— реорганизацией структур и методов регулирования сельского хозяйства и использования сельскохозяйственных угодий. Например, на место централизованного управления сферой сельскохозяйственного производства приходит “...использование определяемых государством мер экономического регулирования... для управления государственным агропромышленным комплексом РФ”;
— обеспечением возможности реорганизации предприятий сельского хозяйства, приходящих в упадок. Всем колхозам и совхозам было дано указание привести свой правовой статус в соответствие с законодательством; создаются условия для приватизации их земель и имущества; определен порядок работы комиссий по приватизации, которые в несостоятельных хозяйствах играют роль ликвидационных комиссий.
Устранена несправедливость и неправомерность действий социалистического государства, допущенных в ходе принудительной коллективизации крестьянства, при которой земли крестьян фактически были изъяты в пользу малоэффективных колхозов, часть из которых трансформировалась в совхозы.
Во избежание трудноразрешимых споров, которые могут возникнуть в ходе приватизации земли и имущества реорганизуемых совхозов, установлено, что возврат земельных участков бывшим собственникам земли и их наследникам не допускается. Они могут получить землю в собственность на общих основаниях.
Создан эколого-правовой механизм охраны и рационального использования земель. В земельном законодательстве впервые появляются такие новые экологические понятия, как “экологическая безопасность”, “экологическая обстановка на территории”, “благоприятная экологическая среда”, “экологический правопорядок”.
Принят ряд правовых норм, направленных на обеспечение экологической безопасности (чистоты) производимой сельхозпродукции, поскольку эта проблема обрела остроту в связи с неправильным использованием агрохимикатов в сельском хозяйстве. В частности, осуществляется стимулирование производства экологически чистой продукции, устанавливается финансовая и другая ответственность главы крестьянского хозяйства за умышленную продажу экологически грязной продукции (ст. 34 Закона РСФСР “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”).
Разработан и принят ряд нормативно-правовых актов, обеспечивающих правовую охрану окружающей среды при использовании земель: приостановка хозяйственной деятельности предприятия, нарушающего режим природопользования, до устранения допущенных нарушений; реорганизация предприятий, деятельность которых может вызвать экологические последствия, затрагивающие интересы территории; введение экологических требований в сельском хозяйстве и т. п.
Земельное законодательство дополнено новыми категориями земель, не знакомыми прежнему законодательству: природоохранного, историко-культурного, рекреационного значения и др.
Усилена ответственность за нарушение земельного законодательства: повышаются административные санкции; субъектами административной ответственности за нарушение земельного законодательства становятся и юридические лица; расширяется круг лиц, применяющих административные взыскания к виновным нарушителям. Так, дополнительно к административным комиссиям право наложения штрафов предоставлено Гос- комзему и Госкомприроды РФ.
Земельная реформа осуществляется поэтапно. На первом этапе за местными органами самоуправления закрепляются права по распоряжению землей; уточняются административные границы; выявляются потребности в земле граждан и организаций; формируется специальный фонд земель для последующего распределения; устанавливаются ставки земельного налога и цены земли.
На втором этапе осуществляется непосредственное перераспределение земель — закрепление их в собственность, пользование, предоставление аренды гражданам и организациям в соответствии с законодательством.
Период девяностых годов можно назвать периодом бурного законотворчества; объем принимаемых нормативно-правовых актов в отдельные моменты превышал возможности усвоения их специалистами и внедрения в практику земельных отношений. Особое место в этой связи занимает принятие в 1994 г. первой (Общей) части нового ГК РФ, которая имеет важное значение для правового регулирования не только гражданских, но и земельных отношений.

3. Вопрос

 

Земля Российской Федерации – это вся территория (поверхностный слой земной коры в пределах территории субъектов РФ, внутренних вод и территориального моря), на которой установлен свой земельный порядок. Основу земельного права составляют: гражданское, административное и экологическое право.

Земельное право рассматривается как самостоятельная отрасль системы российского права, которая имеет свой собственный предмет и специфические методы урегулирования общественных отношений.

Предмет земельного права — совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в области управления, использования и охраны земель, урегулированных нормами земельного права.

Земельные правоотношения – общественные отношения, складывающиеся между органами власти, организациями и частными лицами в отношении распределения, использования и охраны земель, которые регулируются нормами земельного права.

Метод земельного права — это совокупность юридических приемов и способов воздействия на участников земельных отношений. Методы земельного права, с помощью которых регулируются земельные правоотношения в Российской Федерации, представлены двумя вариантами – это административно-правовой метод и гражданско-правовой метод (метод дозволения): ·

административно-правового (организационного) воздействия – посредством обязательных к исполнению предписаний и запретов. Характерными чертами этого метода регулирования является проявление отношений в системе «власти и подчинения»; Похожая статья: Предмет диспозитивного режима уголовно-правового регулирования ·

гражданско-правовой (деспозитивный) – определяет пределы поведения участников земельных отношений, предоставляя им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках этих пределов.

 

4. Вопрос

Понятие и состав земельных правоотношений

Земельные правоотношения – общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права
Особенности земельных правоотношений:
1) особое содержание и предмет
2) особый субъектный состав
3) значительное число видов
РФ, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в земельных правоотношениях в двух качествах
Во-первых, как регуляторы этих отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на их территории. В этих случаях их акты имеют властный характер, иллюстрацией чего могут служить обязательные предписания при ведении государственного земельного кадастра, зонирование земель, санитарные и ветеринарные правила, требования по охране природы, сервитуты
Во-вторых, как собственники земельных участков. В этом случае они выступают на равных началах с иными участниками отношений: гражданами и юридическими лицами
Как и иным правоотношениям, земельным присуще наличие следующих элементов:
1) норма права, которой необходимо руководствоваться при решении тех или иных земельно-правовых вопросов
2) субъекты права, т. е. участники земельных отношений
3) объект права - индивидуально-определенный земельный участок, по поводу которого возникают земельные отношения
4) содержание земельных правоотношений, то есть права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права, преследуя цель, ради которой складываются данные земельные отношения

 

5. Вопрос

 

Земе́льный уча́сток — часть земной поверхности, имеющая фиксированную границу. Площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики участка отражаются в государственном кадастре недвижимости. Правовой статус участка определяет форму законного владения, его целевое назначение и разрешенное использование. Согласно Земельному кодексу РФ, границы участка должны быть определены в соответствии с федеральными законами.

3. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

— Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
Пункт 3 введён Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ

Общие сведения

Земельные участки (земли) являются недвижимым имуществом и объектом гражданского оборота. Осуществляя властные полномочия на своей территории, государство устанавливает обязательные для исполнения всеми пользователями земли экологические требования в интересах общества, контролирует использование земель, определяет охранные зоны, публичные сервитуты и т. д. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают своё существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 Земельного Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Каждый земельный участок относится к определённой Земельным кодексом Российской Федерации категории земель. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

· земли сельскохозяйственного назначения;

· земли населённых пунктов;

· земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

· земли особо охраняемых территорий и объектов;

· земли лесного фонда;

· земли водного фонда;

· земли запаса.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий. В соответствии с законодательством возможен перевод земельного участка из одной категории в другую. Целевым назначением и разрешённым использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешённое использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Земельные участки могут быть выведены из оборота либо ограничены в обороте. Земельные участки, отнесённые к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесённые к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

6. Вопрос

Оборотоспособность земельных участков определяется земельным, лесным, водным и другим природоресурсным законодательством.
В соответствии со ст. 260 ГК собственник земельного участка свободно владеет, пользуется, распоряжается им постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
Изъятые из оборота земли не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Ограниченные в обороте земли не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В этих исключительных случаях не допускается отказ в предоставлении в собственность физических и юридических лиц участков ограниченных в обороте земель (п. 4 ст. 28 ЗК).
Из оборота изъяты (п. 4 ст. 27 ЗК) земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами:

1. государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК);

2. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;

3. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

4. объектами организаций федеральной службы безопасности;

5. объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

6. объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7. объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

8. объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

9. воинскими и гражданскими захоронениями;

10. инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны государственной границы РФ.

Ограничены в обороте (не могут отчуждаться) следующие государственные и муниципальные земельные участки, указанные в п. 5 ст. 27 ЗК:

1. в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК;

2. из состава земель лесного фонда;

3. в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

4. занятые особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

5. предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК;

6. не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК в границах закрытых административно-территориальных образований;

7. предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

8. предоставленные для нужд связи;

9. занятые объектами космической инфраструктуры;

10. расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

11. предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

12. загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;

13. в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

14. в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Аналогично, в соответствии с п. 8 ст. 28 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества не подлежат отчуждению из государственной и муниципальной собственности земельные участки в составе земель:

1. лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов;

2. зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;

3. общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и др.);

4. транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности морских и речных портов, аэропортов, а также отведенные (зарезервированные) для их перспективного развития, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5. не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством РФ.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения, не занятых объектами недвижимости, регулируется Законом об обороте земель. Оборот земель лесного фонда (лесных участков) регулируется ЛК.
Согласно ст. 102 ЗК (в ред. Закона о введении в действие ВК) к землям водного фонда относятся земли:

1. покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2. занятые гидротехническими сооружениями и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

На землях, покрытых поверхностными водами, формирование земельных участков не осуществляется (п. 2 ст. 102 ЗК). Следовательно, в пределах береговой линии водного объекта невозможно сформировать объект имущественных прав - земельный участок. Можно говорить об ограниченном имущественном обороте только одного вида земель водного фонда - занятых гидротехническими и иными сооружениями, которые могут быть предоставлены в аренду.

7. Вопрос

8. Система земельного права – это совокупность взаимосвязанных между собой земельно-правовых институтов, расположенных в определенной последовательности в зависимости от выполняемой ими роли в регулировании земельных отношений.

9. Общая часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие нормы, регулирующие земельные отношения, возникающие при использовании любых категорий земель независимо от их целевого назначения и разрешенного использования. Эти правовые институты оказывают влияние на формирование содержания и составов институтов Особенной части.

10. Особенная часть земельного права включает в себя правовые институты, содержащие правовые нормы, устанавливающие особенности использования земель в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования. Институты Особенной части подчинены правовым институтам Общей части, и их содержание касается определенного вида земельных отношений. Правовые нормы институтов Особенной части закрепляют правовой режим категорий земель.

11. Институты Общей части включают:

12. 1) право собственности и иные вещные права на землю;

13. 2) управление земельными ресурсами РФ;

14. 3) права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков;

15. 4) правовую охрану земель;

16. 5) управление в сфере использования и охраны земель;

17. 6) правовое регулирование платы за землю;

18. 7) ответственность за нарушение земельного законодательства;

19. Институты Особенной части включают: 1)правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;

20. 2) правовой режим земель населенных пунктов;

21. 3) правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения;

22. 4) правовой режим земель природоохранного, приро-дозаповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

23. 5) правовой режим земель лесного фонда;

24. 6) правовой режим земель водного фонда;

25. 7) правовой режим земель запаса.

26. Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части. Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Опециальная части.

27. В Общей части земельного права как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов. К Общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность.

28. В Особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель. К Особенной части относятся правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса.

29. В систему земельного права как науки (учебной дисциплины), помимо указанных институтов, входят также предмет, методы, принципы и источники права, развитие земельного законодательства, сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного земельного права. Система права как учебной дисциплины определяется учебными программами.

 

8. Вопрос

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...